____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Правительства Орловской области от 18.03.2021 N 149-р.
____________________________________________________________________
1. Внести в распоряжение Правительства Орловской области от 30 сентября 2015 года N 347-р следующие изменения:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике А.И. Усикова.";
2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике А.И. Усикова.
Исполняющий обязанности
временно исполняющего обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
А.Ю.БУДАРИН
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 30 сентября 2015 г. N 347-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2015 - 2020 ГОДЫ)"
1. В апреле 2012 года Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. В целях реализации принятых на себя Российской Федерацией обязательств в связи с ратификацией Конвенции принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". Во исполнение вышеназванного Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности", в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны разработать планы мероприятий по повышению значений доступности объектов и услуг для инвалидов.
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Орловской области (2015 - 2020 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на формирование безбарьерной среды в Орловской области, обеспечение возможности для инвалидов вести независимый образ жизни, всесторонне участвовать во всех аспектах жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов.
В Орловской области на 1 января 2017 года проживают 63733 инвалида, что составляет 8,4% населения Орловской области. В повседневной жизни технические средства реабилитации используют 16396 человек, из них 1070 детей. Наиболее уязвимыми при взаимодействии с городской средой жизнедеятельности являются три основные категории инвалидов:
инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата - 3345 человек, в том числе 310 детей-инвалидов, из них 2992 инвалида, передвигающихся на креслах-колясках, в том числе 307 детей-инвалидов;
инвалиды с нарушением слуха - 2017 человек, в том числе 179 детей-инвалидов;
инвалиды с нарушением зрения - 1344 человека, в том числе 46 детей-инвалидов.
В Орловской области применяется комплексный программный подход к решению проблем инвалидов. Это позволило создать модель комплексной реабилитации инвалидов всех категорий, основанную на реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов, содержащей весь спектр мер социальной защиты и поддержки, способствующих их социальной адаптации. Эффективное функционирование указанной модели позволило повысить активность самих инвалидов, увеличило численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые вернулись к труду и независимому образу жизни, что в целом оказало положительное влияние на основные индикаторы состояния инвалидности в Орловской области.
В целях совершенствования координации деятельности между органами государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления и общественными организациями по вопросам, связанным с решением проблем инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, повышения качества их жизни, создания условий для оперативного рассмотрения проблем указанных категорий граждан в 2009 году создан Координационный совет по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
С 1 января 2014 года мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения выполняются в рамках подпрограммы "Социальная поддержка инвалидов (доступная среда)" государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 19 декабря 2012 года N 479 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области" (далее - программа).
Ключевым и важным мероприятием Программы являлось проведение мониторинга состояния доступности общественных зданий и сооружений социально-культурного и бытового назначения. В ходе мониторинга обследовано 508 зданий, эксплуатируемых на территории города Орла и Орловской области. При составлении перечня объектов, подлежащих обследованию, в него были включены не только объекты социальной сферы, но и магазины, банки, аптеки, в том числе частные. По итогам обследования на каждый объект составлена анкета. При оценке параметров доступности объекта учитывались требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В 2013 году определены приоритетные социально значимые объекты Орловской области, которые включены в план адаптации с учетом доступности для инвалидов в рамках реализации Программы.
К 2017 году по итогам реализованных мероприятий с учетом доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудовано 45 объектов социальной инфраструктуры, входящих в перечень приоритетных объектов.
Государственные услуги в области содействия занятости населения оказываются инвалидам в рамках государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года N 352 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области".
Ежегодно в казенные учреждения Орловской области "Центр занятости населения района" в целях поиска подходящей работы обращаются в среднем 600 инвалидов, находят работу около 200 человек.
Специальные мероприятия, проводимые Управлением труда и занятости Орловской области, направлены на стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов, сохранению их занятости на созданных рабочих местах.
Так, например, в 2016 году в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 396 инвалидов, были трудоустроены 122 инвалида, 17 инвалидов приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости.
Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста на 1 января 2016 года составила 32,6%.
С целью создания условий доступности для инвалидов и маломобильных групп населения Орловской области Управлением труда и занятости Орловской области в рамках Программы предусмотрены мероприятия, направленные на приведение приоритетных объектов социальной инфраструктуры в сфере труда и занятости населения в соответствие установленным действующим законодательством правилам и нормам.
Количество инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и инвалидным спортом в Орловской области, составляет около 1 тыс. человек. В целом от общего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Орловской области, это всего лишь 1,2%.
Количество спортивных сооружений, приспособленных к занятиям инвалидов на территории области, в настоящее время составляет 79 единиц. Из них 54 - плоскостные спортивные сооружения, 16 - спортивные залы, 2 плавательных бассейна, 1 тир, 4 стадиона.
В Орловской области развивается 77 видов спорта, в том числе 27 олимпийских. Четыре вида спорта, которые составляют группу "Спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата", входят в программу Паралимпийских игр: стрельба из лука, настольный теннис, пулевая стрельба и легкая атлетика. Первые 3 из названных видов являются базовыми для Орловской области. В перечень сурдлимпийских видов спорта для нашей области входят: борьба вольная, легкая атлетика и стрельба пулевая. "Спорт слепых" представлен легкой атлетикой в дисциплине "метание молота".
В целях привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом в Орловской области проводятся спортивные и физкультурные мероприятия по видам спорта и дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из приоритетов современной государственной политики считается успешная социализация и социальная реабилитация инвалидов. Она направлена на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением.
В этих условиях проблема существования и дальнейшего развития системы специального образования, коррекционное обучение, профессиональная ориентация и социальная реабилитация увеличивающегося числа детей с ограниченными возможностями здоровья приобретают чрезвычайную актуальность.
В учреждениях образования Орловской области получают образовательные услуги более 1400 детей-инвалидов.
В Орловской области ведется активная работа по формированию сети образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования. По состоянию на 1 сентября 2016 года в Орловской области в 77 общеобразовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. К концу 2016 года созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в 10 дошкольных образовательных организациях, 4 отдельных общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и 1 образовательной организации дополнительного образования детей.
Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) включает в себя:
привлечение абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в систему профессионального образования;
обеспечение предоставления образовательных услуг профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере создания доступности для инвалидов объектов и услуг в Орловской области
В Орловской области, как и в России в целом, остается актуальным ряд проблем в сфере доступности объектов и услуг для инвалидов, требующих дальнейшей проработки, систематизации и комплексного решения.
Не происходит массового включения инвалидов Орловской области в процесс систематических занятий физической культурой и спортом по причине неприспособленности материальной спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов, недостаточного количества спортивных мероприятий, отсутствия специалистов по адаптивной физической культуре.
Большинство учреждений культуры Орловской области также недоступно для отдельных категорий инвалидов, поскольку требует комплексного дооснащения техническими средствами адаптации, специальной литературой.
Существует высокая потребность в обустройстве и приспособлении государственных лечебно-профилактических учреждений для инвалидов. На территории области функционируют 54 учреждения здравоохранения, 45 из которых определены как приоритетные в сфере здравоохранения, для реализации мероприятий, направленных на формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. В эту категорию входят стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения и диспансеры.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по оснащению специальным оборудованием лечебно-профилактических учреждений с целью облегчения проведения медицинских мероприятий для инвалидов, обеспечению информационной доступности учреждений здравоохранения в целях информирования инвалидов об объеме медицинской помощи, рекомендациях врача, режиме работы учреждения; создание в ряде случаев условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к отдельным диагностическим и лечебным мероприятиям в рамках получения медицинской помощи и услуг по реабилитации и абилитации.
Существует высокая потребность в обустройстве и приспособлении государственных учреждений здравоохранения с целью обеспечения их доступности для инвалидов.
Несмотря на формирование в Орловской области системы инклюзивного образования, количество образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда жизнедеятельности, находящихся в шаговой доступности от места жительства детей-инвалидов, недостаточно для удовлетворения существующей потребности.