Действующий

Об утверждении Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года (с изменениями на 18 ноября 2020 года)



4.9. Создание условий для обеспечения доступности объектов потребительского рынка для маломобильных групп населения


Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, в том числе в сфере потребительского рынка. В этой связи предприятия розничной торговли, открытой сети общественного питания и бытового обслуживания населения являясь объектами социальной инфраструктуры, обязаны создать необходимые условия доступности для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов.


Основу нормативной базы, регламентирующей обеспечение условий доступности объектов потребительского рынка для маломобильных граждан, составляют Конвенция о правах инвалидов, принятая Организацией Объединенных Наций в 2006 году и ратифицированная Российская Федерация в 2012 году, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". На отраслевом уровне Минпромторгом России принят приказ от 18.12.2015 N 4146 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи". С учетом обозначенных нормативных положений доступность сферы торговли и услуг может обеспечиваться как путем создания условий доступности объекта (обеспечение физической доступности, или архитектурно-планировочной), так и организационными мероприятиями (обеспечением сопровождения инвалида до места предоставления услуги с оказанием помощи на объекте, либо "доставкой" услуги к месту пребывания инвалида, в том числе с оказанием ее на дому или предоставлением дистанционно). Кроме того, обязательно должна быть обеспечена информационная доступность - то есть предоставление информации с учетом имеющихся особенностей восприятия и о доступности объекта, и об организации предоставления услуги.


Принципиально отличаются подходы к обеспечению доступности на новых объектах, введенных в результате проектирования и строительства, и на уже действующих объектах.


В первом случае применяются требования нормативных документов обязательные для исполнения при проектировании и строительстве. Во втором случае, а также если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники таких объектов должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. При этом меры должны быть согласованны с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа.


В настоящее время на территории края 1560 объектов потребительского рынка, из которых 84% относятся к торговой инфраструктуре, оборудованы пандусами, поручнями, кнопками вызова или имеют беспрепятственный проход, т.е. отвечают требованиям доступности входной группы зданий для маломобильных граждан.


Работа по повышению уровня доступности для инвалидов объектов и услуг сферы потребительского рынка региона осуществляется в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") Алтайского края "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства", утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 25.09.2015 N 373.


За трехлетний период действия "дорожной карты" количество доступных для инвалидов объектов торговли возросло на 8%.


В условиях активного развития инфраструктуры потребительского рынка тема обеспечения доступности для маломобильных групп населения объектов сферы торговли и услуг входит в число приоритетных.


На муниципальном уровне совместно с общественными организациями инвалидов необходима проработка с хозяйствующими субъектами вопросов исполнения действующего законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов, именно:


принятие нормативных корпоративных актов, предусматривающих разработку внутрикорпоративных регламентов обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг;


проведение паспортизации объектов и услуг;


обучение (инструктирование) специалистов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг;


организация предоставления услуг дистанционным способом; выделение в бюджете организации необходимых финансовых средств для выполнения действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.


Приоритетными направлениями в области повышения доступности объектов потребительского рынка для маломобильных групп населения на период до 2025 года является организация системной работы органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных объединений по реализации действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а также оказание консультационной поддержки хозяйствующим субъектам по вопросам реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.