____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления правительства Еврейской автономной области от 07.12.2023 N 506-пп.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 19 октября 2023 года)
(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 27.04.2020 N 127-пп, от 13.05.2020 N 153-пп, от 17.07.2020 N 270-пп, от 03.03.2023 N 107-пп, от 24.08.2023 N 349-пп, от 19.10.2023 N 426-пп)
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 09.08.2013 N 383-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации государственных программ Еврейской автономной области и проведения оценки эффективности их реализации", постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.08.2017 N 330-пп "Об утверждении перечня государственных программ Еврейской автономной области, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Еврейской автономной области "Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области" на 2018 - 2025 годы.
2. Утратил силу с 27 апреля 2020 года. - Постановление правительства Еврейской автономной области от 27.04.2020 N 127-пп.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2018 - 2025 ГОДЫ
(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 27.04.2020 N 127-пп, от 13.05.2020 N 153-пп, от 17.07.2020 N 270-пп, от 03.03.2023 N 107-пп, от 24.08.2023 N 349-пп, от 19.10.2023 N 426-пп)
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 03.03.2023 N 107-пп)
Наименование государственной программы | "Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области" | ||||
Ответственный исполнитель | Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области | ||||
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области | |||||
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - область) | |||||
Участники государственной программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований области | ||||
Структура государственной программы | Подпрограммы не предусмотрены | ||||
Цель государственной программы | Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду | ||||
Задачи государственной программы | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы области в сфере обращения с отходами производства и потребления и создание условий для осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. 2. Реализация Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. 3. Создание объектов инфраструктуры и предприятий по комплексной переработке отходов производства и потребления и вторичного сырья. 4. Строительство и реконструкция объектов размещения отходов производства и потребления. 5. Привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления. 6. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами. 7. Формирование экологической культуры населения в вопросах безопасного обращения с отходами | ||||
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Основные целевые индикаторы представлены в таблице 1 | ||||
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2018 - 2025 годы, в 2 этапа: I этап - 2018 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы | ||||
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы, в том числе по годам | Общий объем финансирования государственной программы за счет всех источников составит 41380,69 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 30868,90 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 6670,21 рубля, за счет средств местных бюджетов - 3841,58 тыс. рублей (на условиях софинансирования) | ||||
Год | Федеральный бюджет (тыс. рублей) | Областной бюджет (тыс. рублей) | Бюджеты муниципальных образований (тыс. рублей) | Всего (тыс. рублей) | |
2018 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
2019 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
2020 | 6670,21 | 10600,00 | 67,38 | 17337,59 | |
2021 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
2022 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
2023 | 0,00 | 8954,5 | 824,2 | 9778,7 | |
2024 | 0,00 | 5657,20 | 1475,0 | 7132,2 | |
2025 | 0,00 | 5657,20 | 1475,0 | 7132,2 | |
Итого | 6670,21 | 30868,90 | 3841,58 | 41380,69 | |
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 19.10.2023 N 426-пп) | |||||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить следующие результаты и показатели социально-экономической эффективности: - создание эффективной системы управления в области обращения с отходами производства и потребления; - создание инфраструктуры по сбору (в том числе раздельному), утилизации (использованию), обезвреживанию и экологическому, санитарно-эпидемиологическому безопасному размещению отходов производства и потребления; - создание новых объектов инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе объектов для утилизации, обезвреживания и размещения отходов на основе применения современных технологических и технических решений; - привлечение частных инвестиций для создания инфраструктуры и объектов в области обращения с отходами производства и потребления; - увеличение количества ежегодно ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов; - снижение накопленного вреда при негативном воздействии на окружающую среду от размещения бесхозяйных отходов; - формирование экологической культуры населения в вопросах безопасного обращения с отходами, повышение уровня осведомленности населения о способах безопасного обращения с отходами |
В государственной программе используются основные понятия, определенные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
На сегодняшний день проблема накопления отходов, в том числе отходов производства и потребления, является одной из основных угроз экологической безопасности государства, в том числе Еврейской автономной области. Возрастают объемы образования отходов, растет число несанкционированных свалок, а с учетом развития региона проблема безопасного обращения с отходами становится одной из приоритетных с точки зрения социально-экономического развития Еврейской автономной области.
Сохранение экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и природных ресурсов Еврейской автономной области напрямую связано с необходимостью надлежащей организации сферы обращения с отходами.
Источниками образования отходов на территории Еврейской автономной области являются: государственные и муниципальные предприятия и учреждения, промышленные и производственные предприятия, юридические лица, индивидуальные предприниматели, население и прочие хозяйствующие субъекты в Еврейской автономной области.
К накоплению отходов также приводит отсутствие технологий по их переработке.
Уровень использования отходов составляет около 10 процентов образовавшихся отходов. Основная часть отходов размещена в окружающей среде. Сложившаяся система обезвреживания отходов основана на захоронении подавляющего большинства отходов на свалках.
На территории области находится 50 объектов размещения отходов, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, общей площадью свыше 50,0 га, подлежащих плановой рекультивации. В настоящее время на территории Еврейской автономной области расположено 4 объекта, предназначенных для размещения отходов. Из них 2 объекта предназначены для размещения промышленных отходов (полигон структурного подразделения филиала "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания" "Биробиджанская ТЭЦ", полигон общества с ограниченной ответственностью "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат") и 2 объекта - для размещения твердых коммунальных отходов (полигон общества с ограниченной ответственностью "Полигон" г. Биробиджан, полигон общества с ограниченной ответственностью "Полигон" п. Николаевка области). Все объекты внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Эксплуатирующие организации объектов по размещению отходов являются лицензиатами в сфере обращения с отходами. Назначение объектов - хранение и захоронение отходов.
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 03.03.2023 N 107-пп)
В муниципальных образованиях области преобладает контейнерный способ сбора твердых коммунальных отходов от населения. Контейнерные площадки находятся на территориях 23 муниципальных образований из 28. На территориях населенных пунктов, в которых сбор отходов осуществляется контейнерным методом, применяются наиболее распространенные железные контейнеры вместимостью 0,75 куб. м. Существуют проблемы переполнения контейнерных площадок и образования несанкционированных свалок рядом с контейнерными площадками. В сельских населенных пунктах преобладает бестарный способ вывоза отходов от населения, то есть погрузка мусора осуществляется сразу в мусоровозы. Отсутствие организованного контейнерного сбора твердых бытовых отходов на территории сельских поселений вызвано следующими причинами:
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 03.03.2023 N 107-пп)
- слаборазвитая транспортная инфраструктура и удаленность от полигонов твердых коммунальных отходов;
- необеспеченность контейнерными площадками с контейнерами в полном объеме;
(абзац введен постановлением правительства Еврейской автономной области от 03.03.2023 N 107-пп)
- малая заинтересованность населения в систематизированном вывозе отходов и, следовательно, увеличении своих расходов.
Приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20.12.2021 N 146/24 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Еврейской автономной области (далее - Территориальная схема).
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 03.03.2023 N 107-пп)
Территориальная схема является одним из основополагающих нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами для Еврейской автономной области, она предусматривает комплекс мер по обезвреживанию и утилизации разных категорий промышленных и бытовых отходов, в основу территориальной схемы обращения с отходами заложен механизм управления региональной системой управления с отходами, основанный на межмуниципальном зонировании территорий Еврейской автономной области деятельности регионального оператора в области обращения с отходами. При разработке территориальной схемы учтены приоритет переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 27.04.2020 N 127-пп)
На основании комплексного анализа в настоящее время в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Еврейской автономной области выявлены основные проблемы:
- отсутствует четко организованная система управления отходами;
- отсутствуют системы учета и контроля за образованием отходов и их движением;
- основные объемы отходов не перерабатываются на мусороперерабатывающих заводах, а захороняются на полигонах или попадают на несанкционированные свалки;
- недостаточно организована система переработки таких отходов, как отработанные шины, холодильники, телевизоры и компьютеры, старые автомобили и др.;
- схема сбора и материально-техническое оснащение в сфере обращения с отходами не соответствуют реальным потребностям;
- отсутствует единая политика в сфере обращения с отходами, не позволяющая эффективно решать существующие проблемы.
Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.