ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2018 года N 9


О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016-2018 годы



Правительство Республики Дагестан постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016-2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 г. N 65 (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 1 апреля, N 0500201604010008; 23 мая, N 0500201605230001; 2017, 29 августа, N 0500201708290012).



Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 26 января 2018 г. N 9



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2016-2018 ГОДЫ


Изложить государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016-2018 годы в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 28 марта 2016 г. N 65


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2016-2018 ГОДЫ



ПАСПОРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2016-2018 ГОДЫ

Наименование Программы

-

государственная программа Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016-2018 годы (далее - Программа)

Основания разработки Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы";

Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года";

постановление Правительства Республики Дагестан от 14 апреля 2016 г. N 97 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года на 2016-2020 годы";

постановление Правительства Республики Дагестан от 23 октября 2013 г. N 540 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Дагестан"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

Соисполнители Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Дагестан;

Министерство образования и науки Республики Дагестан;

Министерство культуры Республики Дагестан;

Министерство печати и информации Республики Дагестан;

Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан;

органы местного самоуправления (по согласованию)

Цель Программы

-

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Республике Дагестан

Задачи Программы

-

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми

Целевые показатели (индикаторы) Программы

-

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан;

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан;

доля приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования;

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста;

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) субъекта Российской Федерации;

доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан

Сроки и этапы реализации Программы

-

2016-2018 годы.

Программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования реализации Программы составляет 113989,80 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 23485,30 тыс. рублей;

в 2017 году - 21891,90 тыс. рублей;

в 2018 году - 68612,60 тыс. рублей;

общий объем средств федерального бюджета - 104036,40 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 21590,70 тыс. рублей;

в 2017 году - 19903,30 тыс. рублей;

в 2018 году - 62542,40 тыс. рублей;

объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, - 11317,90 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2017 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2018 году - 11317,90 тыс. рублей;

объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, - 92718,50 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 21590,70 тыс. рублей;

в 2017 году - 19903,30 тыс. рублей;

в 2018 году - 51224,50 тыс. рублей;

объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 5601,90 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 1262,60 тыс. рублей;

в 2017 году - 1047,60 тыс. рублей;

в 2018 году - 3291,70 тыс. рублей;

объем средств бюджетов муниципальных образований - 4351,50 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 632,00 тыс. рублей;

в 2017 году - 941,00 тыс. рублей;

в 2018 году - 2778,50 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан (до 54 процентов к 2018 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан (до 51,2 процента к 2018 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан (до 51,2 процента к 2018 году);

увеличение доли приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг (до 54 процентов к 2018 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты (до 58,4 процента к 2018 году);

увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости (до 43,9 процента к 2018 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения (до 51,4 процента к 2018 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры (до 42,1 процента к 2018 году);

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 22,3 процента к 2018 году);

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 17,5 процента к 2018 году);

увеличение доли образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования (до 16,1 процента к 2018 году);

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста (до 90 процентов к 2018 году);

увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста (до 98 процентов к 2018 году);

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста (до 40 процентов к 2018 году);

увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и МГН в парке этого подвижного состава (автобусного) в Республике Дагестан (до 12,6 процента к 2018 году);

увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан (до 62,4 процента к 2018 году);

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения (до 68 процентов к 2018 году);

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта (до 56 процентов к 2018 году);

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 48,3 процента к 2018 году)


1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами



В Республике Дагестан в настоящее время проживает более 300 тысяч инвалидов (из них более 42 тысяч - дети-инвалиды), что составляет более 10 процентов от общей численности населения республики.


В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм проводится определенная работа по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения в городах и районах.


Согласно представленной органами исполнительной власти республики информации, многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.


Систему социальной защиты населения республики составляют 183 учреждения, из которых оборудовано по Программе в 2014, 2015 годах 66 учреждений (расположены на 71 объекте), другие 117 учреждений размещаются в зданиях, большинство из которых не в полной мере адаптированы для беспрепятственного посещения их инвалидами и другими МГН.


Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.


Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 175 подведомственными учреждениями, в составе которых 1268 территориально удаленных структурных подразделений, расположенных в 2833 зданиях, которые также необходимо дооборудовать специальными устройствами для инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставления услуг.


Всего общеобразовательных организаций в Республике Дагестан - 1454, из них, по информации Министерства образования и науки Республики Дагестан и органов местного самоуправления, условия для получения детьми-инвалидами общего образования обеспечены в 318 школах, что составляет 21,8 процента от общего количества общеобразовательных организаций республики.


Из 787 дошкольных образовательных организаций условия для получения детьми-инвалидами дошкольного образования обеспечены в 127 дошкольных образовательных организациях (16,1 процента от общего количества дошкольных образовательных организаций).


Из 352 организаций дополнительного образования детей условия для получения детьми-инвалидами дополнительного образования обеспечены в 33 организациях дополнительного образования детей (9,4 процента от общего количества дошкольных образовательных организаций).


Кроме того, анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:


недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;


отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;


нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;


недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов.


Невысокая доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения связана как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов. Всего спортивных сооружений в республике - 3589, из них в федеральной собственности находятся 92, в собственности Республики Дагестан - 143 и в муниципальной собственности - 3175 спортивных сооружений.


В связи с этим одним из основных направлений деятельности остается содействие открытию на базе действующих государственных и муниципальных спортивных школ и клубов отделений и групп для занятий лиц с ограниченными физическими возможностями.


В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений; 4 библиотеки; 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики; 15 концертных организаций; 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования; Республиканский учебно-методический центр; Республиканский дом народного творчества, которые на сегодняшний день также требуют дооборудования и дооснащения специальными средствами и приспособлениями для инвалидов и других МГН.


Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам, в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо внедрить во всех театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.


Транспортная инфраструктура в Республике Дагестан в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других МГН. Пешеходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для МГН.


Необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта.


В Республике Дагестан перевозку пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам осуществляет 280 единиц государственного и муниципального пассажирского автотранспорта. Из них 250 автобусов находятся на балансе государственных автотранспортных предприятий, в том числе 94 автобуса адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (37,6 процента от общего числа автомашин государственного автобусного парка) и 30 единиц троллейбусов находятся на балансе МУП "Троллейбусное управление", в том числе 2 троллейбуса адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (6,7 процента от общего числа машин муниципального троллейбусного парка).


Кроме того, администрация государственного округа с внутригородским делением "город Махачкала" объявила аукцион на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 30 низкопольных троллейбусов, что позволит увеличить удельный вес транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов и других МГН, на территории Республики Дагестан.


С учетом того, что муниципальные и межмуниципальные маршруты, по которым осуществляются перевозки пассажиров троллейбусами, в целом дублируются автобусными маршрутами, потребность в пополнении троллейбусного парка в рамках Программы отсутствует.


Трамвайный транспорт в Республике Дагестан отсутствует.


Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:


высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;


негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;


дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне, качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления им мер социальной поддержки.


Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.


Программа призвана обеспечить комплексный подход к реализации мероприятий по организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, культуры и искусства, транспортной инфраструктуры, информации и связи, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.


Программой предусмотрены проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработка и утверждение соответствующих организационно-распорядительных документов, регулирующих порядок реализации настоящей работы.


Использование программно-целевого планирования позволит аккумулировать средства консолидированного бюджета Республики Дагестан (в том числе бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан), а также привлечь средства федерального бюджета.


При реализации Программы возможны следующие риски:


отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»