Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2018 года N 21


Об утверждении государственной программы "Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской республики на 2018 - 2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства КЧР от 22.01.2019 N 14.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 15 мая 2018 года)

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 126)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:


1. Утвердить государственную программу "Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики на 2018 - 2020 годы" согласно приложению.


2. Признать утратившим силу с 01.01.2018 постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2017 N 362 "О государственной программе "Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2019 годы".


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы промышленности, транспорта, связи, топлива, энергетики.



Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ



Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 30.01.2018 N 21



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2018 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 126)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2018 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 126)

Наименование Программы

"Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики на 2018 - 2020 годы"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики

Соисполнители Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики, Главное Управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее - МВД по КЧР) (по согласованию), Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по КЧР) (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Сертификация" (по согласованию), Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Карачаево-Черкесской Республике" (по согласованию), Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - УФАС по КЧР) (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию)

Основные направления реализации Программы

Развитие систем связи и телекоммуникационной и телевизионной инфраструктуры в Карачаево-Черкесской Республике;

развитие промышленного производства в Карачаево-Черкесской Республике;

реализация государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Карачаево-Черкесской Республике;

содействие развитию потребительского рынка Карачаево-Черкесской Республики;

организация транспортного обслуживания населения и содействие в обеспечении безопасности дорожного движения на территории Карачаево-Черкесской Республики;

создание в Карачаево-Черкесской Республике условий для эффективной защиты, установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей;

обеспечение условий реализации Программы

обеспечение доступности транспортной инфраструктуры и транспортных средств, объектов потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 126)

Перечень подпрограмм Программы

Подпрограмма 1 "Развитие связи, информационного общества и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг".

Подпрограмма 2 "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

Подпрограмма 3 "Развитие топливно-энергетического комплекса".

Подпрограмма 4 "Обеспечение условий реализации государственной программы "Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики на 2018 - 2020 годы".

Подпрограмма 5 "Развитие потребительского рынка".

Подпрограмма 6 "Развитие транспорта и повышение безопасности дорожного движения".

Подпрограмма 7 "Защита прав потребителей"

Цель Программы

Повышение качества жизни населения Карачаево-Черкесской Республики путем совершенствования системы государственного управления в сфере связи, информатизации, телекоммуникационной и телевизионной инфраструктуры, промышленности, топливно-энергетического комплекса, потребительского рынка, транспорта, защиты прав потребителей

Задачи Программы

Создание, оснащение и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике;

перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

создание и развитие системы юридически значимого электронного взаимодействия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;

обеспечение функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия;

создание и развитие центра обработки данных;

обеспечение реализации права граждан на информацию, в том числе о реализации социально значимых программ в социально-экономической, культурной, общественной и духовной сферах Карачаево-Черкесской Республики;

определение приоритетов в развитии промышленности, внесение в установленном порядке предложений о необходимых мерах по созданию режима наибольшего благоприятствования приоритетным программам развития промышленности;

обеспечение потребности объектов экономики и населения в различных видах энергии, их рационального и безопасного (в экологическом и технологическом плане) использования и сбережения во всех сферах потребления;

содействие в обеспечении эффективного и устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса;

участие в разработке основных направлений развития топливно-энергетического комплекса;

государственная координация и правовое регулирование потребительского рынка и сферы услуг;

формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции;

развитие социального сектора потребительского рынка, ориентированного на население с низким уровнем дохода;

повышение ценовой доступности товаров и услуг;

формирование республиканской оптовой сети, как многоуровневой и территориально развитой системы товародвижения, сориентированной на местных товаропроизводителей;

разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг;

обеспечение потребностей населения в транспортных услугах и качества оказания услуг в сфере пассажирских перевозок;

формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике

обеспечение доступности транспортной инфраструктуры и транспортных средств, объектов потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 126)

Целевые индикаторы и показатели Программы

В сфере связи и информационного общества:

доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг;

доля межведомственных запросов, осуществляемых органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных, от общего количества межведомственных запросов, осуществляемых органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;

доля социально значимых, а также детских, юношеских и образовательных телевизионных программ, направленных на интеллектуальное, культурное развитие общества от общего объема вещания региональных телеканалов Карачаево-Черкесской Республики.

В сфере промышленности:

доля объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в общем объеме инвестиций Карачаево-Черкесской Республики;

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";

доля оборота организаций по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в общем обороте организаций всех видов деятельности Карачаево-Черкесской Республики;

индекс промышленного производства в Карачаево-Черкесской Республике по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";

среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) в расчете на одного работника по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";

среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) организаций по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" (в том числе высокопроизводительные рабочие места).

В сфере топливно-энергетического комплекса:

снижение дефицита электроэнергетического баланса Карачаево-Черкесской Республики;

экономия топливно-энергетических ресурсов.

В сфере развития потребительского рынка:

оборот розничной торговли;

индекс физического оборота розничной торговли; оборот общественного питания;

индекс физического оборота общественного питания; объем бытовых услуг;

индекс физического оборота бытовых услуг;

обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 жителей: торговая площадь;

число посадочных мест в предприятиях общественного питания;

число рабочих мест в предприятиях бытового обслуживания;

доля налоговых поступлений по видам экономической деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования".

В сфере транспорта и повышения безопасности дорожного движения:

возмещение расходов предприятий по предоставлению проезда по льготным проездным билетам отдельным категориям граждан;

возмещение потерь в доходах открытого акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания", возникающих в результате регулирования тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики;

возмещение потерь в доходах организации железнодорожного транспорта в связи с принятием решений, устанавливающих льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций, учащихся очной формы обучения образовательных организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики;

снижение количества дорожно-транспортных происшествий на участках автодорог, где установлены комплексы фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения на территории Карачаево-Черкесской Республики.

В сфере защиты прав потребителей:

количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты прав;

количество потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей;

развитость сети консультационных служб по вопросам защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике;

количество хозяйствующих субъектов, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;

количество учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей;

темп роста количества исследований и экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики

количество сотрудников подведомственных организаций, предприятий потребительского рынка, прошедших обучение по вопросам, связанным с предоставлением услуг для инвалидов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств, потребительского рынка, а также предоставляемых на них услуг и оказания ситуационной помощи; количество предприятий потребительского рынка адаптированных для инвалидов и маломобильных групп населения

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 126)

Этапы и сроки реализации Программы

2018 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составляет 549207,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 279236,2 тыс. рублей

2019 год - 144454,4 тыс. рублей

2020 год - 125517,0 тыс. рублей.

За счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 514357,5 тыс. рублей в том числе по годам:

2018 год - 259648,9 тыс. рублей

2019 год - 131849,3 тыс. рублей

2020 год - 122859,3 тыс. рублей.

За счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 26529,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 17055,9 тыс. рублей

2019 год - 9473,7 тыс. рублей.

За счет средств внебюджетных источников (по согласованию) - 7373,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 2057,7 тыс. рублей

2019 год - 2657,7 тыс. рублей

2020 год - 2657,7 тыс. рублей.

За счет средств муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию) - 947,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 473,7 тыс. рублей

2019 год - 473,7 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

В сфере связи и информационного общества:

доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к концу 2020 года составит не менее 91%;

доля граждан, зарегистрированных на портале государственных и муниципальных услуг к концу 2020 года составит 70%;

доля межведомственных запросов, осуществляемых органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных, от общего количества межведомственных запросов, осуществляемых органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики к концу 2020 года, составит 35%;

доля социально значимых, а также детских, юношеских и образовательных телевизионных программ, направленных на интеллектуальное, культурное развитие общества, не менее 70 процентов от общего объема вещания региональных телеканалов Карачаево-Черкесской Республики;

сохранение и развитие почтовых отделений связи на территории республики, в том числе в сельских населенных пунктах, повышение эффективности функционирования почтовых отделений связи за счет расширения спектра предоставляемых услуг, модернизации основных фондов, внедрения и развития современных почтовых и финансовых услуг;

переход телевизионного вещания на цифровые технологии;

увеличение количества постоянных пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Карачаево-Черкесской Республике;

организация доступа населения, проживающего в Карачаево-Черкесской Республике, к государственным и муниципальным услугам в электронном виде;

создание эффективной системы электронного межведомственного взаимодействия;

создание и развитие системы юридически значимого электронного взаимодействия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, граждан и организаций в Карачаево-Черкесской Республике, отвечающей международным стандартам информационной безопасности.

В сфере промышленности:

увеличение: объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по видам экономической деятельности в Карачаево-Черкесской Республике;

индекса промышленного производства;

инвестиций в основной капитал;

доли оборота организаций по видам экономической деятельности в общем обороте организаций всех видов деятельности Карачаево-Черкесской Республики;

количества занятого населения;

создание технологических (индустриальных) парков.

В сфере топливно-энергетического комплекса:

снижение энергоемкости валового регионального продукта Карачаево-Черкесской Республики на 18% к 2020 году по отношению к 2015 году;

сокращение расходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, а также бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики за потребленные топливно-энергетические ресурсы при одновременном повышении качества эксплуатации объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы Карачаево-Черкесской Республики;

сокращение дефицита вырабатываемой электрической энергии в Карачаево-Черкесской Республике к 2020 году на 1,5%;

снижение уровня непроизводительных расходов топливно-энергетических ресурсов на территории Карачаево-Черкесской Республики за счет внедрения новых энергосберегающих технологий, материалов, оборудования.

В сфере развития потребительского рынка:

рост оборота розничной торговли на 2 процента, оборота общественного питании на 2 процента;

объема бытовых услуг населению на 2 процента;

увеличение показателя обеспеченности населения на 1000 жителей:

торговыми площадями до 390 кв. метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети до 40,2 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания до 30,0 единиц;

увеличение доли налоговых поступлений по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 14,0 процентов;

развитие инфраструктуры и совершенствование предприятий торговли и услуг туристско-рекреационного комплекса республики, организация общественного питания, в особенности организация питания учащихся образовательных учреждений (охват горячим питанием до 80 процентов);

повышение качества жизни населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг (снижении количества изъятых из оборота некачественных потребительских товаров);

внедрение в организациях потребительского рынка прогрессивных методов продажи и новых видов услуг;

ежегодный прирост доли организаций потребительского рынка более чем на 2 процента.

В сфере транспорта и повышения безопасности дорожного движения:

предоставление качественных услуг населению при перевозке пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом на территории Карачаево-Черкесской Республики;

доступность общественного транспорта по льготным проездным билетам отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым, относится к ведению Карачаево-Черкесской Республики;

доступность железнодорожного транспорта с предоставлением 50-процентной скидки со стоимости на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики;

снижение негативного влияния дорожного движения на население.

В сфере защиты прав потребителей:

увеличение количества консультаций, полученных потребителями по вопросам нарушения их прав на 12 процентов в 2020 году по отношению к базовому показателю 2016 года;

увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей на 15 процентов в 2020 году по отношению к базовому показателю 2016 года;

увеличение сети консультационных служб по вопросам защиты прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 15 процентов в 2020 году по отношению к базовому показателю 2016 года;

охват хозяйствующих субъектов, прослушавших семинары по вопросам соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей в 2020 году в количестве 2650 человек;

увеличение количества учащихся образовательных учреждений республики, принявших участие в занятиях по основам законодательства о защите прав потребителей на 1960 человек в 2020 году по отношению к базовому показателю 2016 года;

увеличение количества исследований и экспертиз товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Карачаево-Черкесской Республики на 25 процентов в 2020 году по отношению к базовому показателю 2016 года

доступность транспортной инфраструктуры и транспортных средств, объектов потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2018 N 126)



1. Характеристика сферы реализации Программы


Карачаево-Черкесская Республика является субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа.


Карачаево-Черкесия располагается в предгорьях северо-западного Кавказа. На западе граничит с Краснодарским краем; на севере и северо-востоке - со Ставропольским краем; на востоке - с Кабардино-Балкарской Республикой; на юге граница Карачаево-Черкесской Республики проходит по Главному Кавказскому хребту и территориально граничит с Грузией и Абхазией, территория - 14,277 тыс. кв. км (0,08% от Российской Федерации).


Большая часть (около 80%) Карачаево-Черкесской Республики расположена в горной местности. В пределах республики выделяются 3 зоны: предгорная равнина, предгорья и горы Кавказа. На севере тянутся передовые хребты Большого Кавказа, на юге - Водораздельный и Боковой, их высота достигает 4000 м. К побережью Черного моря ведут Марухский и Клухорский перевалы. Военно-Сухумская дорога, проходящая через Клухорский перевал, соединяет Карачаево-Черкесию с Абхазией. На границе с Кабардино-Балкарией расположена гора Эльбрус, две вершины которой - самые высокие вершины Европы.


В республике имеется изобилие водных ресурсов: около 130 высокогорных озер, множество горных водопадов. Протекают 172 реки, из которых самые крупные - Кубань, Большой и Малый Зеленчук, Уруп, Лаба; имеется Кубанское водохранилище. Действующая в республике система Большого Ставропольского канала является источником водоснабжения для Ставропольского края.


Недра богаты природными ископаемыми: каменный уголь, гранит, мрамор, различные руды и глины. В больших запасах - лечебные минеральные воды, присутствует множество термальных источников.


Карачаево-Черкесия расположена в зоне горных степей и широколиственных лесов. Почвы главным образом черноземы и серые лесные. В лесах и высокогорье сохранилась богатая флора и фауна. На территории республики имеется ряд особо охраняемых природных территорий, в том числе Тебердинский заповедник и часть Кавказского заповедника.


Карачаево-Черкесия - промышленная и аграрная республика. Территорию можно разделить на 2 области. На севере более развито химическое производство, машиностроение и легкая промышленность. На юге более характерны добывающая и деревообрабатывающая промышленность и животноводство.


Вырабатывается гидроэнергия на Куршавских (780 млн кВт-ч/год), Зеленчукской ГЭС (501 млн кВт-ч/год) и нескольких малых ГЭС. В 2016 году на базе действующей ГЭС создана третья в России гидроаккумулирующая электростанция - Зеленчукская ГЭС-ГАЭС. Два ее гидроагрегата мощностью 140/160 МВт (в турбинном/насосном режимах) повысят надежность работы энергосистемы Северного Кавказа.


Топливно-энергетический комплекс республики всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.


Производственные структуры топливно-энергетического комплекса в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате реформ электроэнергетики сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе. В настоящее время топливно-энергетический комплекс является одним из устойчиво работающих производственных комплексов региональной экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития экономики.


Большое значение для региона имеет также туризм, альпинизм (юг республики) и курортная деятельность (курорты Домбай, Архыз, Теберда и другие).


Основным видом транспорта на территории Карачаево-Черкесской Республики является автомобильный. Действует железнодорожная ветка г. Черкесск - г. Усть-Джегута. В республике отсутствуют аэропорты, ближайшие аэропорты расположены в городах Минеральные Воды, Ставрополь, Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Майкоп (Республика Адыгея).


На территории Карачаево-Черкесской Республики обслуживание регулярных автобусных маршрутов осуществляется 14 предприятиями, в том числе:


муниципальной собственности - 2;


республиканской собственности - 1;


иные виды собственности - 11 (ЗАО, ОАО, ООО);


индивидуальных предпринимателей - 74.


Предприятиями транспорта общего пользования обслуживаются 172 регулярных автобусных маршрута, в том числе:


26 городского сообщения;


50 пригородного межмуниципального сообщения;


29 междугородного внутриреспубликанского сообщения;


40 междугородного межреспубликанского сообщения.


Имеется 2 автовокзала и 5 автостанций - объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.


В сфере потребительского рынка в последние годы в Карачаево-Черкесской Республике наблюдалась положительная динамика развития, поэтому современный потребительский рынок республики характеризуется высокой насыщенностью. Инфраструктура потребительского рынка Карачаево-Черкесской Республики представлена достаточно разветвленной сетью предприятий. Функционирует свыше 2700 тысяч стационарных торговых точек торговой площадью около 160 тысяч квадратных метров, 223 - бытового обслуживания, 511 - общественного питания, 15 розничных рынков на 9,42 тысяч торговых мест, работают 9 федеральных торговых розничных сетей, которые открыли свыше 40 магазинов.


В целом можно отметить, что в республике имеет место как конкуренция между продавцами на соответствующих рынках товаров и услуг, так и между форматами предприятий потребительского рынка.


Несмотря на значительный рост, в данной отрасли сохраняется ряд проблем, решение которых возможно только в долгосрочном периоде. Так, основные проблемы связаны с неразвитостью инфраструктуры предприятий потребительского рынка и инфраструктуры в сельской местности (в том числе транспортной), товарно-логистических цепочек, оптового звена, не проработанностью нормативно-правовой базы и отсутствием эффективных управленческих решений в государственном и муниципальном управлении. Кроме того, не в полной мере используется рекреационный и туристический потенциал республики. Развитие туристической отрасли должно идти параллельно с развитием сферы потребительского рынка и услуг, поскольку эти отрасли также обеспечивают вклад в повышение комфортности пребывания туристов на территории Карачаево-Черкесской Республики.


Также актуальной является проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг в розничном звене - на рынках и в мелкорозничной торговле, в оптовом звене - при хранении продовольствия в так называемых неприспособленных помещениях (цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи). Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров, а также остро стоит вопрос улучшения материально-технической базы организаций потребительского рынка.



СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В 2016 ГОДУ (В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ, В ФАКТИЧЕСКИХ ЦЕНАХ)


(Рис.)


В 2016 году в макроструктуре оборота розничной торговли, как и в предыдущем году, преобладает оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 51,7% (в 2015 году - 50,7%).


Оборот общественного питания по итогам 2016 года, по оценке, сложился в сумме 782,7 млн. рублей или 98,8% к 2015 году.


В 2016 году населению республики было оказано бытовых услуг на сумму 2,08 млрд. рублей, что составило в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2015 года 96,3 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»