Недействующий

О внесении изменений в Схему территориального планирования Пензенской области, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 07.06.2012 N 431-пП (с последующими изменениями) (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 18.09.2019 N 565-пП)



Таблица 2.1.5-14



Сценарии инновационного развития

(в ред. Закона Пензенской области от 06.06.2012 N 2257-ЗПО)

Факторы

Инерционный (пессимистичный)

Активный (оптимистичный)

Внешние

- снижение цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы;

- сокращение и приостановка инвестиционных государственных и муниципальных программ

- рост цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы;

- увеличение доходов крупных корпораций, федерального бюджета;

- возобновление инвестиционных проектов и рост объемов инвестиций с использованием механизмов государственных программ, ФЦП, ФАИП, Инвестиционного фонда, Российского Банка развития и др.

Внутренние

- опора на имеющийся производственный, природный и кадровый потенциал;

- сохранение существующей структуры экономики;

- высокая социальная нагрузка на бюджет области при отсутствии реального роста бюджета развития;

- пассивная политика исполнительных органов государственной и муниципальной власти

- модернизация и техническое перевооружение базовых секторов экономики;

- развитие кадрового потенциала, формирование научно-образовательного комплекса;

- диверсификация региональной экономики за счет создания новых высокотехнологичных производств, базирующихся на использовании инновационных достижений;

- освоение и эффективное использование природных ресурсов;

- благоприятные условия для привлечения инвестиций;

- рост бюджета развития при реализации активной социальной политики;

- эффективное управление на региональном и муниципальном уровнях

Конкурентоспособности

Доступные естественные факторы:

- экономико-географическое положение;

- природные ресурсы;

- кадровый потенциал;

- традиционные отрасли с накопленным потенциалом и сформировавшейся рыночной позицией

- инновационная инфраструктура;

- научно-образовательный комплекс;

- использование высоких технологий в промышленном производстве, агропромышленном комплексе;

- благоприятный инвестиционный климат и бизнес-среда;

- формирование отраслевых и территориальных центров экономического роста;

- рост качества продукции региональных товаропроизводителей

Экономико-организационные

- "ручной" режим управления экономикой;

- традиционные механизмы управления по основным видам экономической деятельности;

- упрощенная структура базовых секторов;

- целевой поиск инвесторов

- совершенствование менеджмента на предприятиях региона;

- вхождение пензенских предприятий в крупные промышленные холдинги;

- территориальный маркетинг,

- ориентация на внешние рынки;

- рекрутинг новых производств;

- кластеризация производства и создание технопарков в сфере высоких технологий (в том числе, медицинских, приборостроения, новых материалов)

Демографические

- снижение естественного прироста населения;

- усиление процессов урбанизации;

- старение населения области;

- медленные темпы роста продолжительности жизни

- замедление темпов снижения естественного прироста населения;

- ускорение темпов роста продолжительности жизни

Занятости и рынка труда

- традиционные методы регулирования рынка труда;

- миграционный отток трудоспособного населения с лучшими квалификациями;

- привлечение дешевой иностранной рабочей силы;

- незначительный уровень безработицы

- формирование конкурентной среды на региональном рынке труда;

- привлечение квалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья;

- использование иностранной рабочей силы;

- создание новых инструментов стимулирования эффективной занятости;

- обновление рынка труда за счет появления на нем носителей новых компетенций;

- обеспечение социальных гарантий со стороны работодателей и государства

Пространственной организации

- сохранение сложившейся пространственной, производственной и расселенческой структуры;

- дифференциация в уровне экономического и социального развития между территориями муниципальных образований;

- оптимизация сложившейся производственной и социальной инфраструктуры

- развитие областного центра (г. Пензы) и повышение его межрегионального культурно-делового статуса;

- развитие транспортной и информационной связности с Москвой и другими крупными центрами Российской Федерации;

- выравнивание уровней экономического и социального развития муниципальных образований;

- формирование оптимальной структуры расселения на основе эффективной занятости и новых пропорций региональной экономики;

- развитие базовых инфраструктур с использованием инновационных технологий

Бюджетной обеспеченности

- дотационный характер бюджета области;

- рост нагрузки на бюджет в силу необходимости обеспечения увеличивающихся социальных расходов;

- ограниченные возможности бюджета развития

- рост налоговой базы и сокращение уровня дотационности бюджета области;

- рост эффективности бюджетных расходов за счет использования БОР и программно-целевого подхода в расходовании средств бюджета;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- увеличение доли расходов на бюджет развития

Государственного и муниципального управления

- оптимизация структуры управления на региональном и муниципальном уровнях;

- использование действующих систем оценки эффективности и стимулирования труда государственных и муниципальных служащих;

- внедрение регламентов оказания государственных и муниципальных услуг

- совершенствование структуры и методов управления на региональном и муниципальном уровне;

- внедрение механизмов аутсорсинга;

- использование оценки эффективности результатов деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти при формировании консолидированного бюджета области и стимулировании труда государственных и муниципальных служащих;

- формирование и использование информационных технологий при выполнении функций государственного и муниципального управления;

- снижение рисков возникновения коррупционных действий в органах власти;

- повышение уровня транспарентности деятельности органов власти, усиление их взаимодействия с институтами гражданского общества


Прогноз основных демографических показателей до 2036 года осуществляется на основе утвержденного прогноза социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 года) <97> путем пролонгации заложенных там тенденций. Данный прогноз соответствует инерционному варианту сценария инновационного развития Пензенской области, рассмотренного в Стратегии социально-экономического развития области в качестве основного и наиболее вероятного.


________________


<97> Прогноз утвержден распоряжением Правительства Пензенской области от 26.08.2015 N 344-рП