Сценарии инновационного развития
(в ред. Закона Пензенской области от 06.06.2012 N 2257-ЗПО)
Факторы | Инерционный (пессимистичный) | Активный (оптимистичный) |
Внешние | - снижение цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы; - сокращение и приостановка инвестиционных государственных и муниципальных программ | - рост цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые ресурсы; - увеличение доходов крупных корпораций, федерального бюджета; - возобновление инвестиционных проектов и рост объемов инвестиций с использованием механизмов государственных программ, ФЦП, ФАИП, Инвестиционного фонда, Российского Банка развития и др. |
Внутренние | - опора на имеющийся производственный, природный и кадровый потенциал; - сохранение существующей структуры экономики; - высокая социальная нагрузка на бюджет области при отсутствии реального роста бюджета развития; - пассивная политика исполнительных органов государственной и муниципальной власти | - модернизация и техническое перевооружение базовых секторов экономики; - развитие кадрового потенциала, формирование научно-образовательного комплекса; - диверсификация региональной экономики за счет создания новых высокотехнологичных производств, базирующихся на использовании инновационных достижений; - освоение и эффективное использование природных ресурсов; - благоприятные условия для привлечения инвестиций; - рост бюджета развития при реализации активной социальной политики; - эффективное управление на региональном и муниципальном уровнях |
Конкурентоспособности | Доступные естественные факторы: - экономико-географическое положение; - природные ресурсы; - кадровый потенциал; - традиционные отрасли с накопленным потенциалом и сформировавшейся рыночной позицией | - инновационная инфраструктура; - научно-образовательный комплекс; - использование высоких технологий в промышленном производстве, агропромышленном комплексе; - благоприятный инвестиционный климат и бизнес-среда; - формирование отраслевых и территориальных центров экономического роста; - рост качества продукции региональных товаропроизводителей |
Экономико-организационные | - "ручной" режим управления экономикой; - традиционные механизмы управления по основным видам экономической деятельности; - упрощенная структура базовых секторов; - целевой поиск инвесторов | - совершенствование менеджмента на предприятиях региона; - вхождение пензенских предприятий в крупные промышленные холдинги; - территориальный маркетинг, - ориентация на внешние рынки; - рекрутинг новых производств; - кластеризация производства и создание технопарков в сфере высоких технологий (в том числе, медицинских, приборостроения, новых материалов) |
Демографические | - снижение естественного прироста населения; - усиление процессов урбанизации; - старение населения области; - медленные темпы роста продолжительности жизни | - замедление темпов снижения естественного прироста населения; - ускорение темпов роста продолжительности жизни |
Занятости и рынка труда | - традиционные методы регулирования рынка труда; - миграционный отток трудоспособного населения с лучшими квалификациями; - привлечение дешевой иностранной рабочей силы; - незначительный уровень безработицы | - формирование конкурентной среды на региональном рынке труда; - привлечение квалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья; - использование иностранной рабочей силы; - создание новых инструментов стимулирования эффективной занятости; - обновление рынка труда за счет появления на нем носителей новых компетенций; - обеспечение социальных гарантий со стороны работодателей и государства |
Пространственной организации | - сохранение сложившейся пространственной, производственной и расселенческой структуры; - дифференциация в уровне экономического и социального развития между территориями муниципальных образований; - оптимизация сложившейся производственной и социальной инфраструктуры | - развитие областного центра (г. Пензы) и повышение его межрегионального культурно-делового статуса; - развитие транспортной и информационной связности с Москвой и другими крупными центрами Российской Федерации; - выравнивание уровней экономического и социального развития муниципальных образований; - формирование оптимальной структуры расселения на основе эффективной занятости и новых пропорций региональной экономики; - развитие базовых инфраструктур с использованием инновационных технологий |
Бюджетной обеспеченности | - дотационный характер бюджета области; - рост нагрузки на бюджет в силу необходимости обеспечения увеличивающихся социальных расходов; - ограниченные возможности бюджета развития | - рост налоговой базы и сокращение уровня дотационности бюджета области; - рост эффективности бюджетных расходов за счет использования БОР и программно-целевого подхода в расходовании средств бюджета; - совершенствование межбюджетных отношений; - увеличение доли расходов на бюджет развития |
Государственного и муниципального управления | - оптимизация структуры управления на региональном и муниципальном уровнях; - использование действующих систем оценки эффективности и стимулирования труда государственных и муниципальных служащих; - внедрение регламентов оказания государственных и муниципальных услуг | - совершенствование структуры и методов управления на региональном и муниципальном уровне; - внедрение механизмов аутсорсинга; - использование оценки эффективности результатов деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти при формировании консолидированного бюджета области и стимулировании труда государственных и муниципальных служащих; - формирование и использование информационных технологий при выполнении функций государственного и муниципального управления; - снижение рисков возникновения коррупционных действий в органах власти; - повышение уровня транспарентности деятельности органов власти, усиление их взаимодействия с институтами гражданского общества |
Прогноз основных демографических показателей до 2036 года осуществляется на основе утвержденного прогноза социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 года) <97> путем пролонгации заложенных там тенденций. Данный прогноз соответствует инерционному варианту сценария инновационного развития Пензенской области, рассмотренного в Стратегии социально-экономического развития области в качестве основного и наиболее вероятного.
________________
<97> Прогноз утвержден распоряжением Правительства Пензенской области от 26.08.2015 N 344-рП