9.7. Проблемы в сфере торговли
В торговой деятельности на территории Орловской области можно выделить следующие проблемы:
1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности.
Необходимость актуализации, систематизации и разработки нормативных правовых актов, регулирующих отношения участников потребительского рынка Орловской области, связано с принятием Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
2. Несоответствие деятельности розничных рынков требованиям Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", предусматривающего перевод розничных рынков в капитальные здания, строения, сооружения.
В целях исполнения требований Федерального закона приняты меры по упорядочению торговли на сельскохозяйственных розничных рынках, общая площадь которых по итогам 2012 года составила 11,45 тыс. кв. м, в том числе торговая - 4465 кв. м. На рынках для сельскохозяйственных организаций, граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, организовано 223 торговых места.
3. Диспропорция в обеспеченности торговыми площадями жителей городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов.
Наиболее обеспечены торговыми площадями (по состоянию на 1 января 2013 года) жители муниципальных округов: город Орел - 1097,2 кв. м на 1 тыс. жителей (норматив - 541,92 кв. м), город Ливны - 825,32 кв. м (446,01 кв. м), город Мценск - 606,31 кв. м (439,36 кв. м), муниципальные районы: Болховский район - 523,16 кв. м (341,55 кв. м), Верховский район - 419,11 кв. м (348,11 кв. м), Должанский район - 412,55 кв. м (289,20 кв. м), Дмитровский район - 382,43 кв. м (290,87 кв. м). Недостаточный уровень обеспеченности качественными торговыми площадями отмечается в Орловском, Мценском, Ливенском, Колпнянском, Троснянском и Урицком районах Орловской области.
4. Недостаточный уровень присутствия продовольственных товаров местного производства в торговых сетях.
Одним их основных направлений работы по развитию потребительского рынка Орловской области является создание условий для импортозамещения потребительских товаров путем обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и товаропроизводителей по заключению прямых договоров поставки товаров, а также открытие магазинов по продаже товаров местных производителей. Сеть торговых павильонов "Родное село" реализует собственную продукцию ОАО АПК "Орловская Нива" и предприятий, входящих в данный агрохолдинг, а также продукцию других сельхозтоваропроизводителей региона.
Расширению ассортимента продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке региона будет способствовать реализация мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности Орловской области.
5. Устаревшая материально-техническая база сельской торговли, а также снижение роли потребительской кооперации в решении социальных проблем села.
Наличие на территории Орловской области отдаленных населенных пунктов с низкой плотностью населения, относящихся к слабо привлекательным либо полностью непривлекательным для развития объектов розничной торговли, обуславливает необходимость решения проблемы организации обеспечения жителей таких территорий товарами и услугами.
6. Отсутствие схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований.
В целях осуществления качественных структурных преобразований и упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, количество которых на 1 января 2013 года достигло 1059 объектов на территории муниципальных образований Орловской области с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также единых современных архитектурных решений для уличной торговли, необходимо продолжить разработку органами местного самоуправления муниципальных образований схем размещения нестационарных торговых объектов.