На территории Еврейской автономной области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р "Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" уделяется особое внимание решению проблем детства.
В особой поддержке и всесторонней помощи нуждаются семьи с детьми-инвалидами, которым требуется целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие в обеспечении интеграции детей-инвалидов в общество и взаимодействии их семей с социальным окружением.
В области по состоянию на 01.01.2017 проживают 699 детей-инвалидов в возрасте до 17 лет включительно (на 01.01.2016 - 699 детей, на 01.01.2015 - 727 детей, на 01.01.2014 - 732 детей). В области 157 детей-инвалидов (21 процент) проживают в интернатных учреждениях. В семьях проживают 570 детей-инвалидов.
Основными заболеваниями, приведшими к инвалидности, являлись: психические расстройства - 30,7 процента; болезни нервной системы - 23,9 процента (ДЦП и другие паралитические синдромы); врожденные аномалии - 20,4 процента (преимущественно аномалии системы кровообращения).
Междисциплинарный подход к оказанию помощи семье с детьми-инвалидами позволяет достичь определенных результатов. Но организация сопровождения семей с детьми-инвалидами осложняется отсутствием на территории области реабилитационного учреждения инвалидов (в том числе детей-инвалидов).
За последние пять лет кардинально изменился подход к социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть доступными не только здания и учреждения, но и адаптировано предоставление социальных услуг.
С целью социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников с участием Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), в области успешно реализованы региональные программы по внедрению новых форм реабилитации детей-инвалидов.
В рамках вышеназванных программ на базе ОГБУ "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области" создана служба "Социальное такси", которая своевременно предоставляет более 1000 транспортных услуг детям с нарушением опорно-двигательной системы.
В четырех муниципальных образованиях области: "Город Биробиджан", "Облученский муниципальный район", "Ленинский муниципальный район", "Биробиджанский муниципальный район" созданы группы адаптивной физической культуры для детей-инвалидов.
С целью переподготовки специалистов для физкультурно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами на базе "Областного института усовершенствования учителей" проведены курсы повышения квалификации для преподавателей-тренеров. В настоящее время к занятиям в группах адаптивной физической культуры привлечено 90 детей-инвалидов.
Во всех районах области созданы и развивают свою деятельность клубы для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Общение в клубе позволяет семьям с детьми-инвалидами смягчить социальный стресс, чувство изоляции, предоставляет возможность обменяться опытом и информацией.
С целью расширения кругозора детей-инвалидов и их родителей, адаптации их в обществе ежегодно в рамках областной акции "Мы мир познать хотим!" для семей с детьми-инвалидами, в том числе проживающих в отдаленных населенных пунктах области, организуются культурно-экскурсионные поездки с посещением памятных и архитектурных мест областного центра и города Хабаровска. К социально значимым семейным и детским мероприятиям, посвященным Международному дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери, Международному дню инвалида, ежегодно привлекается более 500 детей-инвалидов и их родителей.
В рождественские праздники для 120 детей-инвалидов проводится областная Новогодняя елка, а для 80 детей-инвалидов, испытывающих трудность в передвижении, организуется выезд Деда Мороза и Снегурочки на дом. Всем детям вручается мягкая игрушка и сладкий подарок.
Основные виды деятельности, в которых дети наиболее полно развиваются и которые составляют основу преемственности развития личности ребенка, - игра, учение (в том числе адаптивное), спорт и труд.