Недействующий


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 апреля 2016 года N 330


Об утверждении методических рекомендаций по проведению паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Минсоцразвития Мурманской области от 14.02.2018 N 59.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 24 января 2017 года)

(в ред. приказа Минсоцразвития Мурманской области от 24.01.2017 N 33)




В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2016 N 136-ПП/3 "О паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области" и в целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления Мурманской области по паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области приказываю:


1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области (далее - методические рекомендации).


2. Управлению социальной защиты, опеки и попечительства (Шипилов И.В.):


2.1. Разместить в срок не позднее 06.05.2016 методические рекомендации на сайте Министерства социального развития Мурманской области для открытого доступа участникам процесса паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области.


2.2. Организовать консультирование участников процесса паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области по вопросам использования методических рекомендаций.


2.3. Направить исполнительным органам государственной власти Мурманской области, органам местного самоуправления Мурманской области для использования в работе по паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области методические рекомендации, утвержденные настоящим приказом.


3. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области от 03.10.2013 N 521 "Об утверждении методических рекомендаций по проведению паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области".


4. Контроль за исполнением настоящего приказа остается за министром в соответствии с п. 1.2.1 приказа Министерства социального развития Мурманской области от 12.04.2016 N 296 "О распределении обязанностей между министром, заместителями министра".



И.о. министра
С.Ю.ВИДЕНЕЕВА



Утверждены
приказом
Министерства социального развития
Мурманской области
от 29 апреля 2016 г. N 330



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. приказа Минсоцразвития Мурманской области от 24.01.2017 N 33)


I. Общие положения


1.1. Настоящие методические рекомендации по проведению паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области (далее - методические рекомендации) разработаны на основании постановления Правительства Мурманской области от 01.04.2016 N 136-ПП/3 "О паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области" и предназначены для использования исполнительными органами государственной власти Мурманской области (далее - ИОГВ), органами местного самоуправления Мурманской области (далее - ОМС) в работе по паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области при непосредственном участии представителей общественных организаций инвалидов (далее - ООН).


1.2. Целью паспортизации объектов социальной инфраструктуры (далее - паспортизация) является оценка и учет состояния их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, последующая разработка рекомендаций по адаптации таких объектов для граждан указанных категорий.


1.3. В методических рекомендациях представлены этапы работы по паспортизации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.


Под приоритетными объектами и услугами социальной инфраструктуры в методических рекомендациях понимаются учреждения и организации, а также оказываемые на их базе услуги в следующих сферах: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.


Под маломобильными группами населения (далее - МГН) в методических рекомендациях понимаются инвалиды всех категорий; лица, имеющие нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности; лица пожилого возраста; беременные женщины; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников, т.е. люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.


1.4. Материалы (документация) паспортизации являются основанием для планирования ИОГВ и ОМС мероприятий по созданию для инвалидов и других МГН условий доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры.


1.5. Определения и термины, используемые в методических рекомендациях и в процессе паспортизации, приведены в приложении N 1.


1.6. Обозначения и сокращения, используемые в методических рекомендациях, приведены в приложении N 2.


1.7 Методические рекомендации разработаны с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".



II. Нормативное правовое обеспечение


2.1. Методические рекомендации разработаны во исполнение Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно ст. 15 которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):


1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены: физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;


2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);


3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;


4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;


5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;


6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;


7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;


8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.


Также статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ указывает, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.


2.2. Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9.13 КоАП).


2.3. Перечень документов в сфере проектирования и строительства по вопросам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН приведен в приложении N 3.



III. Этапы проведения паспортизации


На основании постановления Правительства Мурманской области от 01.04.2016 N 136-ПП/3 работа по паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры в регионе ведется по двум направлениям: по линии ОМС (рабочими группами при администрациях муниципальных образований) и по линии ИОГВ (рабочими группами, создаваемыми в каждом государственном областном учреждении, оказывающем услуги населению).


(в ред. приказа Минсоцразвития Мурманской области от 24.01.2017 N 33)


В отличие от рабочих групп, создаваемых в каждом государственном учреждении, рабочие группы в ОМС осуществляют обследование всей сети муниципальных учреждений.


Паспортизация объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области состоит из следующих этапов:


- подготовительный (с формированием реестра объектов и порядка паспортизации);


- скрининг (проводится только в ОМС на основе анкетирования руководителей муниципальных учреждений);


- экспертная оценка (по результатам обследования ОСИ);


- управленческие решения (разработка, утверждение, реализация, контроль исполнения адресных программ и планов).


3.1. Подготовительный этап.


3.1.1. Для проведения паспортизации руководителями ОМС и государственных областных учреждений принимаются соответствующие нормативные правовые акты, назначаются должностные лица, ответственные за организационные, координационные и технические мероприятия в ходе осуществления паспортизации, формируются рабочие группы по паспортизации (в ОМС рекомендуется создавать группы на основе состава функционирующих рабочих групп по делам инвалидов), в которые включаются представители ООИ (в обязательном порядке); специалисты в области строительства и архитектуры (инженеры); эксперты по вопросам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов; иные специалисты.


При возникающих вопросах по обустройству объекта (с целью объективизации технических характеристик объекта, определения возможностей и конкретных рекомендаций по его обустройству) в состав рабочих групп могут быть включены специалисты со стороны организатора проектных и ремонтно-строительных работ (например, службы заказчика, отдела строительства местной администрации, службы строительного надзора и экспертизы и др.).


3.1.2. Руководителями ИОГВ, в ведении которых находятся государственные учреждения, подлежащие паспортизации, а также руководителями ОМС составляется часть 1 реестра объектов и услуг социальной инфраструктуры (приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 01.04.2016 N 136-ПП/3) и направляется в Министерство социального развития Мурманской области (далее - Координирующий орган) в электронном виде.


Если в состав муниципального образования входит несколько населенных пунктов, списки объектов составляются по каждому населенному пункту.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»