По отчетным данным Мурманскстата количество субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Мурманске (далее - МСП) в 2016 году снизилось до 17221 единицы (91,25 % к 2015 году), в т.ч. микропредприятий - до 8328 единиц (80,3 %), средних предприятий - до 38 единиц (86,4 %), число малых предприятий возросло до 751 единицы (122,7 %), численность индивидуальных предпринимателей - до 8104 человек (103,4 %).
Рост числа малых предприятий (включая микро) в 2016 году отмечен в сфере транспорта и связи - до 834 единиц (110,9 % к 2015 году), образования - до 61 единицы (115,1 %). Сохранилось число малых предприятий в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (32 единицы), здравоохранения и предоставления социальных услуг (129 единиц, или 99,2 % к 2015 году). Наибольшее сокращение числа малых предприятий произошло в сфере торговой деятельности - до 3433 единиц (75,8 %), гостинично-ресторанного бизнеса - до 323 единиц (80,1 %), обрабатывающих производств - до 681 единицы (80,3 %), строительства - до 973 единиц (81,9 %), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - до 1989 единиц (85 %).
Число средних предприятий возросло в 1,5 раза в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг до 3 единиц, сохранилось в строительстве (2 единицы), транспорте и связи (2 единицы), предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (1 единица), сократилось в 2 раза в сфере рыболовства, рыбоводства до 5 единиц, в 3,7 раза в обрабатывающей промышленности до 2 единиц, почти на треть в торговле до 12 единиц (70,6 %).
По данным Федеральной налоговой службы РФ на 01.01.2017 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства <7> в городе Мурманске было зарегистрировано 15175 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 8229 микропредприятий, 730 малых предприятий, 24 средних предприятия, 6192 индивидуальных предпринимателя.
________________
<7> Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/search.html) создан и ведется Федеральной налоговой службой РФ с 01.08.2016 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для учета субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой связи отчетные данные за 2016 год и на плановый период приведены в соответствии с указанным реестром.
В 2016 году отмечено сокращение прироста средств на счетах физлиц-предпринимателей (68,24 %), доля малого и среднего бизнеса в объеме выдачи кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям практически не изменилась к 2015 году, составив 28,5 %. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам субъектам малого и среднего бизнеса на конец 2016 года снизилась с начала года на 1 % до 13,2 %.
Главным ограничением развития малого и среднего предпринимательства в городе остается отток населения, большей частью молодежи, имеющей высокий предпринимательский потенциал, который обусловлен, в большой степени, прекращением работы высших учебных заведений в регионе и, в частности, в Мурманске. Несмотря на создание Арктического университета, ограничен круг специальностей, которые можно получить в городе.
Расширение крупного ритейла ведет к закрытию небольших торговых объектов, уменьшению доли небольших торговых точек (малого предпринимательства) и вытеснению малого бизнеса из традиционной для него сферы розничной торговли. В целях поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров широкого потребления на территории муниципального образования город Мурманск администрация города Мурманска выделяет места для размещения нестационарных торговых объектов. В 2016 году выдано 36 разрешений на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города (66,7 % к 2015 году), в городе работали 177 объектов мелкорозничной сети (павильоны, киоски - 107,3 % к 2015 году), 14 нестационарных торговых объектов (автолавки, автоприцепы) на круглогодичный период (127,3 % к 2015 году) и 22 нестационарных торговых объекта (торговые палатки, сезонное кафе, елочные базары и бахчевой развал) на сезонный период (в 3,7 раза выше уровня 2015 года). С начала 2017 года выдано 22 разрешения на осуществление торговли с применением нестационарных торговых объектов, из них 16 - на круглогодичный период, 6 - на сезонный.
Также среди неблагоприятных факторов, сдерживающих рост предпринимательской активности, остается отсутствие начального капитала и недоступность банковских продуктов по приемлемым для начинающих предпринимателей условиям.
Наименее развитой сферой малого и среднего бизнеса в городе по-прежнему является производственный сектор экономики, что обусловлено, прежде всего, более высоким уровнем затрат на электроэнергию и топливо, заработную плату, необходимость выплат компенсационного характера, связанных с условиями работы в районах Крайнего Севера. Недостаток собственных финансовых средств, недоступность банковских продуктов, низкий уровень оборотного капитала и высокий уровень затрат на производство в условиях Крайнего Севера по сравнению с другими регионами не позволяют предпринимателям в существующих условиях создать качественную, надежную и устойчивую производственную инфраструктуру.
Наряду с тем, что субъекты МСП имеют ряд льгот при участии в госзакупках, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", к вышеизложенным негативным факторам можно отнести низкую ценовую конкурентоспособность местных предпринимателей по сравнению с предпринимателями из других регионов страны по причине вышеуказанных высоких затрат, связанных с условиями Крайнего Севера. Это значительно снижает их шансы на заключение контрактов (в том числе муниципальных) в результате участия в конкурентных процедурах, проводимых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Помимо того, работа с госкомпаниями всегда связана с отсрочками и постоплатой, что в условиях дефицита заемных средств не позволяет субъектам МСП работать с ними напрямую минуя посредников. Госкомпании в свою очередь требуют наличия дорогостоящих сертификатов ISO и предпочитают не работать с предприятиями, использующими упрощенную систему налогообложения.
Наиболее привлекательными нишами для предпринимателей в местных условиях являются торговля и сфера обслуживания. Но, на данный момент, емкость данных ниш заполнена. Формирование новых уникальных предложений со стороны бизнеса затрудняется низкой покупательской способностью населения. Анализ платных услуг и сферы бытового обслуживания населения, представленной крупными и средними предприятиями города, показывает, что наиболее востребованными в сфере малого предпринимательства являются услуги гостиниц и турагентств, парикмахерских, салонов красоты, прочие оздоровительные услуги, а также услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, бытовой техники и электроники.
С учетом политики государства, направленной на улучшение условий для создания и развития малого и среднего предпринимательства, в прогнозируемом периоде возможен рост числа предпринимателей. Основными факторами, которые могут положительно повлиять на рост и активизацию предпринимательства в муниципальном образовании город Мурманск, можно считать преференции в налогообложении: для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную, патентную системы налогообложения, введены двухлетние налоговые каникулы, скорректированы размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по патентной системе налогообложения, расширен перечень видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, внесены изменения в решение Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-158 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования город Мурманск" в части расширения перечня видов деятельности и корректировки коэффициента базовой доходности К2 для отдельных видов предпринимательской деятельности.