Действующий

Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования города Иркутска (с изменениями на 26 апреля 2024 года)



Таблица 3.2. Перечень объектов местного значения городского округа, включенных в муниципальные программы


(в ред. Решения Думы г. Иркутска от 29.12.2020 N 007-20-021224/0)

Наименование объектов

Наименование муниципальных программ

1

2

Объекты, создающиеся за счет бюджетных средств полностью или частично

Объекты муниципального управления

-

Жилой фонд

объекты муниципального жилищного фонда

Муниципальная программа "Жилище"

Учреждения и предприятия обслуживания

объекты здравоохранения (аптеки)

-

объекты образования

Муниципальная программа "Образование"

объекты отдыха в каникулярное время

-

объекты культуры и досуга, в том числе библиотеки

-

муниципальные архивы

-

объекты физкультуры и спорта

Муниципальная программа "Физическая культура и спорт";

муниципальная программа "Образование"

зоны массового кратковременного отдыха

-

объекты связи

-

объекты, предоставляющие ритуальные услуги

-

места захоронения

-

Озелененные территории общего пользования

Муниципальная программа "Формирование комфортной и безопасной городской среды"

Проходы (проезды) к водным объектам общего пользования и их береговым полосам

-

Транспорт

автомобильные дороги местного значения в границах городского округа

Муниципальная программа "Развитие транспортной системы"

сеть общественного транспорта

Муниципальная программа "Развитие транспортной системы";

абзац утратил силу. - Решение Думы г. Иркутска от 23.12.2022 N 007-20-046586/2.

(в ред. Решения Думы г. Иркутска от 23.12.2022 N 007-20-046586/2)

сооружения и устройства для хранения транспортных средств

-

Инженерное обеспечение

объекты электроснабжения

Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности"

объекты теплоснабжения

Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности"

объекты газоснабжения

-

объекты водоснабжения

Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности"

объекты водоотведения

Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности"

объекты, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов (контейнеры)

-

Объекты, создающиеся за счет доходов от предпринимательской деятельности

Жилой фонд

объекты частного жилищного строительства

-

Объекты, обеспечивающие условия для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

-

Объекты малого и среднего предпринимательства

-

Учреждения и предприятия обслуживания

объекты торговли

-

объекты общественного питания

-

объекты бытового обслуживания

-

Транспорт

объекты, обеспечивающие грузоперевозки

-


Функциональное зонирование составляет базу проектного решения генерального плана. Именно функциональное зонирование призвано графически описать территориальное воплощение стратегии генерального плана.


Установление функционального зонирования предполагает размещение в соответствующих зонах различных объектов, как создающихся за счет бюджетных средств, так и за счет иных доходов.


Суть основного разделения городских территорий - территории, где люди проживают, и территории, где люди не проживают. В физическом отношении люди живут по определенным стандартам: им нужно жилье определенной площади, им необходимо наличие детских садов, школ, поликлиник. Перечисленные объекты формируют систему жизнеобеспечения, или жизненную среду в городе - среду обитания, воспитания, досуга, обслуживания человека и его семьи. К числу важнейших объектов инфраструктуры жизнеобеспечения относится жилищно-коммунальное хозяйство с его элементами благоустройства, с электро-, водо-, газоснабжением, канализацией, отоплением и горячей водой. Человеку необходимо определенное количество жилой площади и объема социальных услуг, транспортной инфраструктуры и благоустроенных территорий. В свою очередь, для функционирования объектов жилья и обслуживания требуется определенное количество ресурсов инженерно-коммунальной инфраструктуры. Для предоставления доступа к территориям и отдельным земельным участкам и обеспечения возможности передвижения внутри города во всех направлениях необходима транспортная инфраструктура. Определенное количество социального обслуживания - это норма, то, что может и должно нормироваться в определенных пределах. Определенное количество ресурсов инженерно-коммунальной инфраструктуры - это технико-технологическая характеристика, то, что рассчитывается в соответствии с законами физики и возможностями техники.


Нормирование как отработка расчетных показателей в процессе проектирования - это нормативное проектирование. Территории жилой застройки, в отношении которых осуществляется нормативное проектирование, - это стандартные территории нормирования (термин введен Э.К.Трутневым и С.А.Крымовым).


Очевидно, что планирование должно осуществляться применительно ко всем частям города с учетом дифференциации территорий по плотности застройки (см. Схему 1. Зоны особого нормирования). Поэтому суть вопроса состоит в том, как осуществлять планирование применительно к территориям, в отношении которых нормативное проектирование проблематично, нецелесообразно, либо даже недопустимо. Помимо нормативного проектирования имеется и применяется другой вид проектирования - ситуативное проектирование, которое осуществляется с использованием аналогов, прогнозов, моделей, выстраиваемых "по ситуации": в зависимости от периода развития территории, в зависимости от размещаемого вида использования на территории. Например, указания только вида использования для нежилых территорий недостаточно, для того чтобы определить параметры и характеристики обслуживающей инфраструктуры. Очевидно, что даже детализация объема выпускаемой продукции промышленного предприятия, без представления о технологии производства, хранения, сбыта, не позволит произвести расчеты мощности объектов энергообеспечения. В отношении территорий нежилого назначения требуется достаточно высокая степень детализации "конкретной ситуации". В связи с этим в отношении территорий нежилой застройки осуществляется ситуативное проектирование, а такие территории получили территории ситуативного проектирования (термин введен Э.К.Трутневым и С.А.Крымовым).


Отсюда функциональные зоны определенные применительно ко всей территории городского округа в его административных границах представлены в виде стандартных территорий нормирования благоприятных условий жизнедеятельности населения (СТН) и территорий ситуативного проектирования (ТСП).


Выделение двух типов территорий закреплено следующими определениями:


- стандартные территории нормирования благоприятных условий жизнедеятельности населения (далее также - стандартные территории нормирования, СТН) - вид функциональных зон, в пределах которых расположены, могут быть расположены дома, предназначенные для постоянного проживания;


- территории ситуативного проектирования (ТСП) - расположенные вне границ СТН функциональные зоны, в пределах которых не планируется размещение жилых домов, - территории, функциональное назначение которых связано с производственной, коммерческой, деловой деятельностью, иными видами деятельности - функциональное назначение, не предполагающее постоянное проживание населения.


Важно отметить еще одно различие между проектированием территорий СТН и ТСП - обеспечение норм финансируется из различных источников. Нормы обеспечения и содержания территорий СТН обеспечиваются за счет общественных ресурсов, а ТСП - за счет доходов от предпринимательской деятельности.


В совокупности стандартные территории нормирования (СТН) и территории ситуативного проектирования (ТСП) перекрывают всю территорию в пределах границ городского округа, за исключением площадей, занятых водными объектами.


Для г. Иркутска были выделены три зоны особого нормирования (см. Схему 1):


Зона N 1 является зоной высокой плотности объектов областного и городского значения.