(в ред. Решения Думы г. Иркутска от 29.12.2020 N 007-20-021224/0)
Наименование объектов | Наименование муниципальных программ |
1 | 2 |
Объекты, создающиеся за счет бюджетных средств полностью или частично | |
Объекты муниципального управления | - |
Жилой фонд | |
объекты муниципального жилищного фонда | Муниципальная программа "Жилище" |
Учреждения и предприятия обслуживания | |
объекты здравоохранения (аптеки) | - |
объекты образования | Муниципальная программа "Образование" |
объекты отдыха в каникулярное время | - |
объекты культуры и досуга, в том числе библиотеки | - |
муниципальные архивы | - |
объекты физкультуры и спорта | Муниципальная программа "Физическая культура и спорт"; муниципальная программа "Образование" |
зоны массового кратковременного отдыха | - |
объекты связи | - |
объекты, предоставляющие ритуальные услуги | - |
места захоронения | - |
Озелененные территории общего пользования | Муниципальная программа "Формирование комфортной и безопасной городской среды" |
Проходы (проезды) к водным объектам общего пользования и их береговым полосам | - |
Транспорт | |
автомобильные дороги местного значения в границах городского округа | Муниципальная программа "Развитие транспортной системы" |
сеть общественного транспорта | Муниципальная программа "Развитие транспортной системы"; абзац утратил силу. - Решение Думы г. Иркутска от 23.12.2022 N 007-20-046586/2. |
(в ред. Решения Думы г. Иркутска от 23.12.2022 N 007-20-046586/2) | |
сооружения и устройства для хранения транспортных средств | - |
Инженерное обеспечение | |
объекты электроснабжения | Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности" |
объекты теплоснабжения | Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности" |
объекты газоснабжения | - |
объекты водоснабжения | Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности" |
объекты водоотведения | Муниципальная программа "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности" |
объекты, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов (контейнеры) | - |
Объекты, создающиеся за счет доходов от предпринимательской деятельности | |
Жилой фонд | |
объекты частного жилищного строительства | - |
Объекты, обеспечивающие условия для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | - |
Объекты малого и среднего предпринимательства | - |
Учреждения и предприятия обслуживания | |
объекты торговли | - |
объекты общественного питания | - |
объекты бытового обслуживания | - |
Транспорт | |
объекты, обеспечивающие грузоперевозки | - |
Функциональное зонирование составляет базу проектного решения генерального плана. Именно функциональное зонирование призвано графически описать территориальное воплощение стратегии генерального плана.
Установление функционального зонирования предполагает размещение в соответствующих зонах различных объектов, как создающихся за счет бюджетных средств, так и за счет иных доходов.
Суть основного разделения городских территорий - территории, где люди проживают, и территории, где люди не проживают. В физическом отношении люди живут по определенным стандартам: им нужно жилье определенной площади, им необходимо наличие детских садов, школ, поликлиник. Перечисленные объекты формируют систему жизнеобеспечения, или жизненную среду в городе - среду обитания, воспитания, досуга, обслуживания человека и его семьи. К числу важнейших объектов инфраструктуры жизнеобеспечения относится жилищно-коммунальное хозяйство с его элементами благоустройства, с электро-, водо-, газоснабжением, канализацией, отоплением и горячей водой. Человеку необходимо определенное количество жилой площади и объема социальных услуг, транспортной инфраструктуры и благоустроенных территорий. В свою очередь, для функционирования объектов жилья и обслуживания требуется определенное количество ресурсов инженерно-коммунальной инфраструктуры. Для предоставления доступа к территориям и отдельным земельным участкам и обеспечения возможности передвижения внутри города во всех направлениях необходима транспортная инфраструктура. Определенное количество социального обслуживания - это норма, то, что может и должно нормироваться в определенных пределах. Определенное количество ресурсов инженерно-коммунальной инфраструктуры - это технико-технологическая характеристика, то, что рассчитывается в соответствии с законами физики и возможностями техники.
Нормирование как отработка расчетных показателей в процессе проектирования - это нормативное проектирование. Территории жилой застройки, в отношении которых осуществляется нормативное проектирование, - это стандартные территории нормирования (термин введен Э.К.Трутневым и С.А.Крымовым).
Очевидно, что планирование должно осуществляться применительно ко всем частям города с учетом дифференциации территорий по плотности застройки (см. Схему 1. Зоны особого нормирования). Поэтому суть вопроса состоит в том, как осуществлять планирование применительно к территориям, в отношении которых нормативное проектирование проблематично, нецелесообразно, либо даже недопустимо. Помимо нормативного проектирования имеется и применяется другой вид проектирования - ситуативное проектирование, которое осуществляется с использованием аналогов, прогнозов, моделей, выстраиваемых "по ситуации": в зависимости от периода развития территории, в зависимости от размещаемого вида использования на территории. Например, указания только вида использования для нежилых территорий недостаточно, для того чтобы определить параметры и характеристики обслуживающей инфраструктуры. Очевидно, что даже детализация объема выпускаемой продукции промышленного предприятия, без представления о технологии производства, хранения, сбыта, не позволит произвести расчеты мощности объектов энергообеспечения. В отношении территорий нежилого назначения требуется достаточно высокая степень детализации "конкретной ситуации". В связи с этим в отношении территорий нежилой застройки осуществляется ситуативное проектирование, а такие территории получили территории ситуативного проектирования (термин введен Э.К.Трутневым и С.А.Крымовым).
Отсюда функциональные зоны определенные применительно ко всей территории городского округа в его административных границах представлены в виде стандартных территорий нормирования благоприятных условий жизнедеятельности населения (СТН) и территорий ситуативного проектирования (ТСП).
Выделение двух типов территорий закреплено следующими определениями:
- стандартные территории нормирования благоприятных условий жизнедеятельности населения (далее также - стандартные территории нормирования, СТН) - вид функциональных зон, в пределах которых расположены, могут быть расположены дома, предназначенные для постоянного проживания;
- территории ситуативного проектирования (ТСП) - расположенные вне границ СТН функциональные зоны, в пределах которых не планируется размещение жилых домов, - территории, функциональное назначение которых связано с производственной, коммерческой, деловой деятельностью, иными видами деятельности - функциональное назначение, не предполагающее постоянное проживание населения.
Важно отметить еще одно различие между проектированием территорий СТН и ТСП - обеспечение норм финансируется из различных источников. Нормы обеспечения и содержания территорий СТН обеспечиваются за счет общественных ресурсов, а ТСП - за счет доходов от предпринимательской деятельности.
В совокупности стандартные территории нормирования (СТН) и территории ситуативного проектирования (ТСП) перекрывают всю территорию в пределах границ городского округа, за исключением площадей, занятых водными объектами.
Для г. Иркутска были выделены три зоны особого нормирования (см. Схему 1):
Зона N 1 является зоной высокой плотности объектов областного и городского значения.