3. Прогноз грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне
Республика Саха (Якутия) заметно выделяется среди субъектов Российской Федерации с ограниченным сроком завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по объемам грузоперевозок и затратам на их доставку. Из 34 муниципальных районов и 2 городских округов всеми видами транспорта круглый год частично охвачена лишь южная часть республики, что составляет 8,7% территории Якутии.
Анализ развития производительных сил Республики Саха (Якутия) показывает, что за водным транспортом сохраняется роль одного из основных участников перевозки массовых и генеральных грузов по внутренним водным путям Ленского бассейна.
В условиях интенсивного строительства сухопутных путей сообщения внутренний водный транспорт в перспективе до 2050 года останется ведущим видом транспорта по обеспечению завоза грузов для нужд предприятий и населения республики, особенно - в формируемой Северо-Якутской опорной зоне Арктической зоны Российской Федерации.
Проектом Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года предполагается увеличение объемов перевозок водным транспортом до 3,7 млн тонн, в том числе за счет увеличения объемов перевозок грузов для жизнеобеспечения населения до 1,9 млн тонн, а также роста объемов перевозок грузов в рамках реализации инвестиционных проектов Северо-Якутской опорной зоны (концентрат редкоземельных металлов, оловоконцентрат, продукция технического назначения и строительных материалов).
С учетом ежегодного мелководья на верховьях и средней части р. Лена отмечается поэтапное увеличение объема завоза морским транспортом нефтепродуктов через северный морской путь до 2030 года от 78 тыс. тонн до 387 тыс. тонн, а также освоения промышленности (добыча олова, золота). Доставку и перевалку морских судов планируется осуществлять судами "река-море" класса и внутреннего водного плавания на северных реках.