Бюджетная и налоговая политика Республики Саха (Якутия) в последние годы была направлена на системную работу по совершенствованию качества управления общественными финансами, созданию условий по увеличению доходной части консолидированного бюджета, оптимизации бюджетных расходов и государственного долга, повышению эффективности межбюджетных отношений и усилению контроля за расходованием бюджетных средств.
Для развития достигнутого результата и в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и реформирования системы управления общественными финансами в республике были приняты: Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов и государственная программа Правительства Республики Саха (Якутия) "Управление государственными финансами и государственным долгом".
Реформирование системы управления общественными финансами в Республике Саха (Якутия) в последние годы осуществлялось в рамках проводимой в Российской Федерации политики по совершенствованию бюджетной системы. Основными принципами реформирования бюджетной системы явились обеспечение сбалансированности бюджетной системы и переход на программно-целевой метод планирования и исполнения бюджета.
За 2013 - 2016 годы удалось приступить к созданию системы среднесрочного бюджетного планирования, внедрить мониторинг качества финансового менеджмента, усовершенствовать контрольно-ревизионную деятельность, создать условия для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетного планирования: внедрены разработка государственных программ Республики Саха (Якутия), формирование государственных заданий. Республика в числе немногих регионов Российской Федерации выпускает собственные облигации государственного займа и успешно размещает их на рынках.
В 2016 году Республика Саха (Якутия) приступила к этапу долгосрочного бюджетного планирования с установлением горизонта не менее чем на 12 лет.
В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, в целях совершенствования правового положения бюджетных учреждений проведена работа по изменению типа государственных и муниципальных учреждений, разработаны и приняты нормативы финансового обеспечения и перечни государственных и муниципальных услуг в соответствии с базовыми отраслевыми перечнями, принят порядок формирования планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Сетью учреждений оказываются услуги (выполняются работы) населению на основании государственных и муниципальных заданий. Финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления им субсидий на основании соглашений и планов финансово-хозяйственной деятельности. Была завершена работа по переходу на нормативное финансирование в образовании и здравоохранении. Введены новые системы оплаты труда.
Внедрен программно-целевой принцип планирования расходов. Исполнение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется на основе 37 государственных программ, утвержденных по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики. Охват расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) показателями государственных программ составил около 95%.
С целью унификации и систематизации государственных (муниципальных) услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151, согласно которому базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ формируются и ведутся федеральными органами исполнительной власти в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", доступ к которой осуществляется через Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (далее - Единый портал) (www.budget.gov.ru).
В целях покрытия временных кассовых разрывов в рамках Договора, заключенного между Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия), в 2016 году впервые представлены бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) Российской Федерации субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета.
Реализация бюджетной политики в отношении местных бюджетов осуществляется согласно Концепции развития межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы, утвержденной распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2014 г. N 448-РГ. Основная идея Концепции определена как создание условий для укрепления финансовой самостоятельности и ответственности муниципальных образований.
В этот период был завершен процесс разграничения полномочий по администрированию межбюджетных трансфертов в области образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства между органами государственной власти, внедрен механизм планирования бюджетных инвестиций на основе определения экономической целесообразности и приоритетности расходов исходя из задач социально-экономического развития республики.
Также в целях обеспечения ликвидности единого счета государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с 2016 года санкционирование кассовых выплат осуществляется в рамках предельных объемов финансирования, доведенных до получателей бюджетных средств.
В целях качественного управления денежными средствами на счетах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджетов муниципальных образований республики начата работа по реализации нового механизма предоставления межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, так называемого "бюджетного аккредитива" - механизма, при котором перечисление указанных целевых средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.
В 2014 - 2016 годах обеспечено предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации в целях частичного замещения долговых обязательств субъектов Российской Федерации по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъектов Российской Федерации на условиях реализации ряда рекомендованных Минфином России мероприятий по поддержанию сбалансированности региональных бюджетов.