Программа разработана комитетом с целью обеспечения условий для развития физической культуры и спорта на территории Волгограда и удовлетворения потребности населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом, развития и совершенствования системы дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта посредством строительства физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, плавательных бассейнов, плоскостных спортивных сооружений, осуществления реконструкции и ремонта объектов физической культуры и спорта, приобретения спортивного инвентаря и оборудования для объектов физической культуры и спорта МБУ, МУ ДО и МАУ, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта на территории Волгограда, организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий, предоставления услуг физкультурно-спортивной направленности населению, предоставления дополнительных образовательных услуг детям. Программа разработана в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 20 августа 2013 г. N 1418 "Об утверждении Положения о муниципальных программах".
Важность и необходимость развития и модернизации инфраструктуры физической культуры и спорта обусловлены актуальностью проблемы формирования у населения Волгограда, особенно у подрастающего поколения, здорового образа жизни. Воспитание здорового молодого поколения является залогом успешного решения задач социально-экономического развития Волгограда. Физическая культура и спорт являются активными участниками социально-экономических процессов на территории Волгограда. Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р, в качестве целевого ориентира определено увеличение доли граждан Российской Федерации, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 30% в 2015 году и до 40% в 2020 году.
Важнейшим целевым показателем Программы является доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом. В 2014 году этот показатель на территории Волгограда составлял 28,2%. Планируемые значения увеличения доли населения примерно составит 1,5 - 2% от общего числа жителей Волгограда. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Это может быть достигнуто только при условии развитой инфраструктуры физической культуры и спорта, внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь и деятельность детей, подростков и молодежи, формирования у населения Волгограда осознанной потребности в регулярных занятиях спортом.
Выполнение Программы станет гарантом эффективного привлечения населения Волгограда к регулярным занятиям физической культурой и спортом и успешного выступления спортсменов Волгограда на соревнованиях различного уровня.
На территории Волгограда с 2012 года действовали долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие и совершенствование муниципальной инфраструктуры и материально-технической базы физической культуры и спорта на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 11 декабря 2012 г. N 3327 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие и совершенствование муниципальной инфраструктуры и материально-технической базы физической культуры и спорта на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2013 - 2017 годы", долгосрочная муниципальная целевая программа "Строительство, устройство, реконструкция и капитальный ремонт спортивных площадок на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 11 декабря 2012 г. N 3328 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Строительство, устройство, реконструкция и капитальный ремонт спортивных площадок на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2013 - 2017 годы", муниципальная программа "Развитие и совершенствование муниципальной инфраструктуры и материально-технической базы физической культуры и спорта на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2014 - 2018 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 20 декабря 2013 г. N 2043 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие и совершенствование муниципальной инфраструктуры и материально-технической базы физической культуры и спорта на территории городского округа город-герой Волгоград" на 2014 - 2018 годы" (в ред. постановлений администрации Волгограда от 18 декабря 2014 г. N 1645, от 03 июля 2015 г. N 930).
За последнее время число граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в Волгограде, стабильно растет, что свидетельствует о сохранении потребности у населения получения физического воспитания и образования, а также о наличии таких факторов, как открытость и доступность занятий физической культурой и спортом для населения Волгограда. Однако процент граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, еще довольно низкий. Фактическая обеспеченность населения Волгограда спортивными залами, плавательными бассейнами, плоскостными спортивными сооружениями находится также на низком уровне.
По данным ежегодной статистической отчетности в настоящее время на территории Волгограда уровень обеспеченности спортивными залами составляет 45,1%, плавательными бассейнами - 12,7%, плоскостными спортивными сооружениями - 32,1% от действующих нормативов и норм, предусмотренных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 г. N 1063-р, от 19 октября 1999 г. N 1683-р.
Доля населения Волгограда, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, ниже, чем по Волгоградской области, на 0,4%, ниже, чем по г. Ростову-на-Дону, на 3,2% и ниже, чем в среднем по Российской Федерации, на 0,8%.
Уровень обеспеченности Волгограда плоскостными спортивными сооружениями выше, чем по Волгоградской области, на 3,3%, ниже, чем по г. Ростову-на-Дону, на 8,1% и ниже, чем в среднем по Российской Федерации, на 2,4%.
Уровень обеспеченности Волгограда плавательными бассейнами выше, чем по Волгоградской области, на 7,1%, ниже, чем по г. Ростову-на-Дону, на 4,1% и выше, чем в среднем по Российской Федерации, на 3%.
Уровень обеспеченности Волгограда спортивными залами ниже, чем по Волгоградской области, на 11,5%, ниже, чем по г. Ростову-на-Дону, на 5,4% и ниже, чем в среднем по Российской Федерации, на 15,4%.
Несмотря на стабильную работу тренерско-преподавательского состава в МУ ДО, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта на территории Волгограда, в настоящее время остро стоит проблема нехватки специалистов в сфере физической культуры и спорта. Низкая оплата труда специалистов в сфере физической культуры и спорта порождает проблему подбора и привлечения специалистов высокого уровня для организации образовательной деятельности в МУ ДО, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта на территории Волгограда, а также привлечения молодых специалистов к тренерско-преподавательской деятельности.
Основной проблемой в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта на территории Волгограда является слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование организации и проведения муниципальных физкультурных и спортивных мероприятий, участия во всероссийских и международных соревнованиях, ремонта, реконструкции существующих и строительства новых объектов физической культуры и спорта, а также увеличения тренерско-преподавательского состава по видам спорта и, как следствие, низкий уровень доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в МУ ДО, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта на территории Волгограда. Требования к повышению качества дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта предъявляют прежде всего дети и родители, профессиональное сообщество.
Количество МУ ДО, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта на территории Волгограда, по итогам 2014 года такое же, как по г. Ростову-на-Дону, и ниже, чем в Екатеринбурге, на 18 единиц.