ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 года N 2002
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЛГОГРАДА"
(в редакции постановлений администрации Волгограда от 24.10.2014 N 1380, от 02.09.2015 N 1266, от 29.04.2016 N 606, от 21.12.2016 N 1937, от 20.09.2017 N 1522, от 01.12.2017 N 1837)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Волгограда от 20 августа 2013 года N 1418 "Об утверждении Положения о муниципальных программах", протоколом заседания Координационного совета по экономической и промышленной политике в Волгограде, созданного постановлением администрации Волгограда от 01 апреля 2011 года N 782 "О Координационном совете по экономической и промышленной политике в Волгограде", от 29 ноября 2013 года N 11, руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгограда" (далее - Программа) (прилагается), в том числе:
(в ред. постановления администрации Волгограда от 01.12.2017 N 1837)
1.1. Подпрограмму "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгограда" (прилагается).
(в ред. постановления администрации Волгограда от 01.12.2017 N 1837)
1.2. Подпрограмму "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде Волгограда" (прилагается).
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 29.04.2016 N 606, от 01.12.2017 N 1837)
1.3. Подпрограмму "Информационное обеспечение и реализация требований действующего законодательства Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (прилагается).
(в ред. постановления администрации Волгограда от 01.12.2017 N 1837)
1.4. Утратил силу с 20 сентября 2017 года. - Постановление администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522.
2. Департаменту финансов администрации Волгограда обеспечить бюджетное финансирование мероприятий по реализации Программы в пределах средств, определенных Программой.
3. Признать утратившим силу с 01 января 2014 г. постановление администрации Волгограда от 12 октября 2012 года N 2892 "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгограда на период до 2020 года".
4. Комитету информационной политики администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Волгограда Конотопкина А.В.
Глава администрации
А.И.ЧУНАКОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЛГОГРАДА"
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 24.10.2014 N 1380, от 02.09.2015 N 1266, от 29.04.2016 N 606, от 21.12.2016 N 1937, от 20.09.2017 N 1522, от 01.12.2017 N 1837)
(в ред. постановления администрации Волгограда от 01.12.2017 N 1837)
Наименование Программы | - муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Волгограда" (далее - Программа) |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 01.12.2017 N 1837) | |
Разработчик Программы | - департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - департамент ЖКХ и ТЭК) |
Исполнитель-координатор Программы | - департамент ЖКХ и ТЭК |
Исполнители Программы | - департамент ЖКХ и ТЭК; департамент городского хозяйства администрации Волгограда; администрации районов Волгограда; муниципальные бюджетные учреждения (МБУ) жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) районов Волгограда; департамент муниципального имущества администрации Волгограда; МБУ "Волгоградзеленхоз" |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522) | |
Цель Программы | - снижение энергоемкости отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Волгограда |
Задачи Программы | - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) при производстве тепловой энергии (далее - ТЭ); повышение эффективности использования ТЭР при транспортировке ТЭ; внедрение энергосберегающего оборудования и технологий в водопроводно-канализационном хозяйстве; повышение энергоэффективности при производстве и распределении энергоресурсов в электросетевом хозяйстве Волгограда; увеличение количества энергоэффективных светильников в системах наружного освещения Волгограда; повышение уровня оснащенности общедомовыми (коллективными) приборами учета муниципального жилищного фонда; повышение уровня оснащенности индивидуальными приборами учета муниципального жилищного фонда; обеспечение реализации требований действующего законодательства Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; пропаганда мероприятий и способов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; исключено с 20 сентября 2017 года. - Постановление администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522; повышение эффективности использования ТЭР при производстве ТЭ в рамках концессионного соглашения; повышение эффективности использования ТЭР при транспортировке ТЭ в рамках концессионного соглашения; внедрение энергосберегающего оборудования и технологий в водопроводно-канализационном хозяйстве Волгограда в рамках концессионного соглашения |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 21.12.2016 N 1937, от 20.09.2017 N 1522) | |
Наименование целевых индикаторов (показателей) | - отношение потребления ТЭР к отгруженным товарам собственного производства, выполненным работам и услугам собственными силами; снижение удельного расхода топлива на выработку 1 Гкал ТЭ; снижение потерь ТЭ при транспортировке теплоносителя; динамика изменения объемов электрической энергии (далее - ЭЭ), используемой при передаче (транспортировке) воды; снижение потерь ЭЭ за счет увеличения полезно отпущенной энергии; повышение уровня энергоэффективных уличных светильников; муниципальная площадь жилищного фонда, в которой расчеты за ТЭ осуществляются с использованием приборов учета; доля муниципальных квартир, в которых расчеты за энергетические ресурсы осуществляются с использованием приборов учета; уровень информирования о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности; доля нового энергоэффективного оборудования в общем количестве оборудования теплового хозяйства; количество технологических отказов на сетях на 1 км тепловых сетей (за год); снижение объемов ЭЭ, используемой при передаче (транспортировке) воды; снижение расхода ЭЭ на единицу производства продукции 1 куб. м воды; доля оснащенности потребителей новыми приборами учета ЭЭ; доля замененных ветхих электрических сетей в зоне индивидуальной жилой застройки от запланированных; |
доля установленных энергоэффективных светильников в общем количестве запланированных к установке; доля многоквартирных домов (далее - МКД), оснащенных общедомовыми приборами учета ЭЭ, в общем количестве МКД; доля МКД, оснащенных общедомовыми приборами учета ТЭ, в общем количестве МКД; доля МКД, оснащенных общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения (далее - ХВС), в общем количестве МКД; доля МКД, оснащенных общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения (далее - ГВС), в общем количестве МКД; доля муниципальных квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета ЭЭ, в общем количестве муниципальных квартир; доля муниципальных квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета ХВС, в общем количестве муниципальных квартир; доля муниципальных квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета ГВС, в общем количестве муниципальных квартир; исключено с 20 сентября 2017 года. - Постановление администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522; доля изданных брошюр к количеству запланированных к изданию; доля муниципальных квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета газа, в общем количестве муниципальных квартир, оснащенных газовым оборудованием; доля органов местного самоуправления Волгограда, наделенных правом юридического лица, участвующих в реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; исключено с 20 сентября 2017 года. - Постановление администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522; удельный расход топлива в расчете на ТЭ, отпущенную с источников концессионера; уровень потерь ТЭ всего в процентах от ТЭ, поданной в сеть; удельный расход ЭЭ в расчете на 1 Гкал ТЭ, поданной в сеть; удельный расход ЭЭ, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды; удельный расход ЭЭ, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть | |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 02.09.2015 N 1266, от 29.04.2016 N 606, от 21.12.2016 N 1937, от 20.09.2017 N 1522) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - энергоемкость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Волгограда снизится в 2015 году на 5%, в 2020 году на 20% по отношению к 2011 году; расход топлива на выработку 1 Гкал ТЭ составит 157,81 кг у. т.; потери ТЭ при транспортировке теплоносителя снизятся на 2,83% по отношению к 2012 году; объемы ЭЭ, используемой при передаче (транспортировке) воды, снизятся на 1450,18 тыс. кВт/ч; в 2020 году потери ЭЭ снизятся за счет увеличения полезно отпущенной энергии на 4,99%; будет установлено 11860 энергоэффективных светильников; муниципальная площадь жилищного фонда, в которой расчеты за ТЭ осуществляются с использованием приборов учета, составит 1807,06 тыс. кв. м; увеличится количество нового энергоэффективного оборудования в тепловом хозяйстве на 10%; снизятся выбросы вредных веществ в атмосферу на 64,049 т в год; будет заменено запланированное количество котлов; будет автоматизировано 2,7% котлов от общего количества котлов; будут переведены на поквартирное отопление дома в результате закрытия котельных; снизятся технологические отказы на 1 км тепловых сетей (за год) до 0,68 шт.; замененные сети отопления от общего объема запланированных составят 80%; замененные сети ГВС от общего объема запланированных составят 80%; снизится расход ЭЭ на приготовление ГВС на 3957 тыс. кВт/ч в год; снизится расход ЭЭ на единицу производства продукции 1 куб. м воды на 5%; |
на двух объектах будут установлены частотные преобразователи; 38,56% потребителей будут оснащены новыми приборами учета ЭЭ; замененные ветхие электрические сети в зоне индивидуальной жилой застройки от прогнозируемой замены электрических сетей составят 38,5%; количество общедомовых приборов учета ТЭ, в софинансировании которых участвует бюджет Волгограда, составит 2321 шт.; количество общедомовых приборов учета ЭЭ, в софинансировании которых участвует бюджет Волгограда, составит 2372 шт.; количество общедомовых приборов учета ХВС, в софинансировании которых участвует бюджет Волгограда, составит 2677 шт.; количество общедомовых приборов учета ГВС, в софинансировании которых участвует бюджет Волгограда, составит 1022 шт.; количество индивидуальных приборов учета ЭЭ, установленных за счет средств бюджета Волгограда, составит 3537 шт.; количество индивидуальных приборов учета ХВС, установленных за счет средств бюджета Волгограда, составит 8890 шт.; количество индивидуальных приборов учета ГВС, установленных за счет средств бюджета Волгограда, составит 5374 шт.; ежегодно на 3% будет снижаться потребление ТЭР организациями, финансируемыми за счет средств бюджета Волгограда; доля объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, в отношении которых зарегистрировано право муниципальной собственности Волгограда по отношению к общему количеству выявленных бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов, поставленных на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, составит 33%; будет издано 27700 разъяснительных брошюр о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности; количество индивидуальных приборов учета газа, установленных за счет средств бюджета Волгограда, составит 5270 шт.; исключено с 20 сентября 2017 года. - Постановление администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522; будет проведена реконструкция, модернизация и техническое перевооружение 100% котельных от запланированного количества; удельный расход топлива в расчете на ТЭ, отпущенную с источников концессионера, составит 159,0 кг у. т./Гкал; уровень потерь ТЭ всего в процентах от ТЭ, поданной в сеть, составит 12,14%; удельный расход ЭЭ в расчете на 1 Гкал ТЭ, поданной в сеть, составит 21,1 кВт.ч/Гкал; удельный расход ЭЭ, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды составит 0,12 кВт.ч/куб. м; удельный расход ЭЭ, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть, составит 0,58 кВт.ч/куб. м | |
(в ред. постановлений администрации Волгограда от 02.09.2015 N 1266, от 21.12.2016 N 1937, от 20.09.2017 N 1522) | |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2014 - 2020 годы: I этап - 2014 - 2015 годы. Энергоемкость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Волгограда снизится по отношению к 2011 году в 2015 году на 5%; экономия первичной энергии составит 11044,8 т у. т.; II этап - 2016 - 2020 годы. Целевые показатели Программы будут достигнуты в 2020 году в полном объеме, энергоемкость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами Волгограда снизится по отношению к 2011 году в 2020 году на 20%; экономия первичной энергии составит 14992,438 т у. т. |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522) | |
Объемы и источники финансирования Программы | - прогнозируемый общий объем финансирования составляет 6 млрд. 271 млн. 455 тыс. 480 рублей, в том числе: за счет средств бюджета Волгограда - 144 млн. 963 тыс. 240 рублей; за счет внебюджетных источников - 6 млрд. 126 млн. 492 тыс. 240 рублей. Объемы финансирования будут уточняться при формировании бюджета Волгограда на соответствующий финансовый год |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522) | |
Перечень подпрограмм | - "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры Волгограда", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде Волгограда", "Информационное обеспечение и реализация требований действующего законодательства Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" |
(в ред. постановления администрации Волгограда от 01.12.2017 N 1837) |
Правовой основой для разработки Программы является Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ). Программа является отражением реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Волгограде.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р "Об энергетической стратегии России на период до 2030 года" утверждена энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу.
В Указе Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
Для Волгограда, как и для большинства городов Российской Федерации, характерны общие проблемы, непосредственно влияющие на эффективность потребления ТЭР.
К наиболее острым проблемам системы теплоснабжения относятся:
физический и моральный износ основных фондов, в первую очередь котлов и трубопроводов тепловых сетей;
основное и вспомогательное оборудование котельных и центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП) обладает большой энергоемкостью;
отсутствует автоматизация управления режимами работы оборудования котельных, ЦТП и насосных;
наличие дефицитов установленной мощности котельных в ряде районов;
дефицит топлива, особенно в пиковых режимах потребления (при температурах наружного воздуха ниже -15 °С);
отсутствие циркуляционных трубопроводов ГВС;
отсутствие приборов учета и управления режимами работы систем теплопотребления.
Общая ситуация с техническим состоянием тепловых сетей в Волгограде в последние годы не меняется. В большинстве случаев перебои в теплоснабжении вызываются порывами тепловых сетей по причине их износа. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов. Замена трубопроводов тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) проводилась ежегодно в среднем по 12 - 16 км в год вместо 75 км в однотрубном исчислении по нормативу.
К наиболее острым проблемам системы водоснабжения и водоотведения относятся:
недостаточная надежность, точность и оперативность поддержания параметров водоснабжения потребителей:
изношенное оборудование и сети,
изношенное электрооборудование и коммутационная аппаратура,
отсутствие автоматического включения резерва насосных агрегатов (далее - АВР),
отсутствие АВР по электроснабжению для оборудования насосных станций;
высокая трудоемкость эксплуатации объектов:
большие затраты времени и ресурсов на текущее обслуживание (многочисленные отказы оборудования, повреждения трубопроводов, включая повреждения от гидравлических ударов при перепуске агрегатов),
отсутствие автоматизации в диспетчерском управлении;
избыточное потребление энергии на привод агрегатов насосных станций:
изношенное и неэффективное оборудование,
неэффективные способы регулирования параметров агрегатов и станций,
отсутствие сбалансированных решений по работе станций в каскадах (особенно при отсутствии должного объема резервуаров чистой воды),
отсутствие своевременного выявления повреждений трубопроводов и связанные с этим перерасходы ЭЭ и воды.
К наиболее острым проблемам электросетевого хозяйства относятся:
потери ЭЭ;
высокий физический износ электрических сетей.
Совокупность перечисленных факторов определяет удорожание единицы ТЭР, возникновение критических и аварийных ситуаций в энергосистеме, снижение ее надежности и доступности, высокую энергоемкость муниципального продукта (то есть отношение потребления ТЭР муниципальным образованием к отгруженным товарам собственного производства, выполненным работам и услугам собственными силами), снижение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Волгограда.
Высокий уровень энергоемкости Волгограда прежде всего связан с неэффективным и иррациональным ТЭР.
Первым шагом к рациональному потреблению энергетических ресурсов является установка общедомовых (коллективных) и индивидуальных приборов учета. Установка как общедомовых (коллективных), так и индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов обеспечивает достоверный учет и прозрачность расчетов. Приборы учета дают собственникам жилых помещений возможность оплачивать энергоресурсы по факту их потребления. При отсутствии приборов учета расчет с потребителями энергетических ресурсов осуществляется на основе нормативов потребления. Норматив потребления не стимулирует потребителей энергоресурсов к их рациональному использованию.
С 01 сентября 2012 г. были установлены новые нормативы потребления энергетических ресурсов, которые превышают прежние значения, в связи с чем возникает потребность в установке приборов учета энергетических ресурсов для учета реального расхода.
Одним из приоритетных направлений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, предусмотренных Федеральным законом N 261-ФЗ, является информационное обеспечение и пропаганда мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Информационные системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности функционируют в целях представления физическим лицам, организациям и органам местного самоуправления Волгограда актуальной информации о требованиях действующего законодательства Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Волгограда, о потенциале снижения такой энергоемкости.
Программа направлена на осуществление практических мер по переводу экономики Волгограда на энергосберегающий путь развития, реализации государственной политики энергосбережения.
Абзацы тридцать восьмой - сорок первый исключены с 20 сентября 2017 года. - Постановление администрации Волгограда от 20.09.2017 N 1522.
В 2015 году осуществлена передача по концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры (централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград, заключенному между муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград, муниципальным унитарным предприятием (МУП) "Городской водоканал г. Волгограда" и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Концессии водоснабжения", объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения в ООО "Концессии водоснабжения", а также в 2016 году осуществлена передача по концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, заключенному между муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград, МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" и ООО "Концессии теплоснабжения", объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ООО "Концессии теплоснабжения" и, как следствие, прекращены функции ресурсоснабжающих организаций МУП "Городской водоканал г. Волгограда" и МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство".