В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 5 статьи 17 Положения о бюджетном процессе в Волгограде, принятого решением Волгоградской городской Думы от 25 июня 2008 г. N 6/171 "О Положении о бюджетном процессе в Волгограде", Положением о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2015 г. N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12 мая 2016 г. N 650 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период", администрация Волгограда постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов согласно приложению.
2. Внести на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации
В.В.ЛИХАЧЕВ
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 - 2019 ГОДОВ
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов (далее - прогноз) разработаны на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 г. "Послание Президента Федеральному Собранию", основных показателей, представляемых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2019 года по Волгоградской области, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых проектом стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики и на основных предприятиях Волгограда в 2013 - 2015 годах, а также итогов развития в январе - июне 2016 г.
Исходными данными для разработки основных показателей прогноза являются основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Волгоградской области на 2017 год и на период до 2019 года, отчетные данные предыдущих лет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Волгоградской области. Разработка прогноза осуществлялась в соответствии с вариантами прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России). За основу был принят базовый вариант развития, в соответствии с которым ожидается следующая динамика показателей по Российской Федерации и Волгоградской области:
индекс промышленного производства по Российской Федерации составит в 2017 - 2019 годах 101,1 - 102,1%, по Волгоградской области - 101,5 - 102,5%;
инвестиции в основной капитал в 2017 - 2019 годах по Российской Федерации увеличатся на 0,8 - 4,2%, по Волгоградской области - на 4,8 - 11,0%;
оборот розничной торговли в 2017 - 2019 годах по Российской Федерации увеличится в сопоставимых ценах на 1,1 - 3,3%, по Волгоградской области в 2017 году составит нулевой прирост, в 2018 - 2019 годах увеличится на 2,5 - 4,0%.
Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 - 2019 годы разработан в составе трех основных вариантов - базового, консервативного и целевого. Прогноз рассматривает развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения к России на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки (США), поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответных экономических мер.
Базовый вариант (вариант 1) характеризует развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства. Вариант разработан исходя из умеренной динамики цен на нефть марки Urals на уровне 40 долларов США за баррель в 2016 - 2019 годах. В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Следствием этого будет сдержанная динамика потребительского спроса. На фоне низкого потребительского спроса инфляция замедлится до 6,5% в 2016 году против 12,9% в 2015 году с дальнейшим замедлением ее роста до 4% к 2019 году. Ожидается, что начиная с 2017 года восстановится положительная динамика инвестиций в основной капитал и рост доходов населения, что будет способствовать росту инвестиционного и потребительского спроса при сохранении положительной динамики внешнеэкономического спроса. В 2016 году падение валового внутреннего продукта (ВВП) замедлится до 0,2%, при этом уже в конце года предполагается возобновление экономического роста. В 2017 году рост ВВП прогнозируется темпом 0,8%, в 2018 году - 1,8% и в 2019 году - 2,2%.
Целевой вариант (вариант 2) ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% в 2017 году и рост производительности труда не менее чем на 5% в среднесрочной перспективе при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности. Внешние условия сохраняются на уровне базового варианта, но для достижения намеченных целей предполагается смена ориентации экономики на инвестиционную модель развития при сдерживании в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление и социальных обязательств государства и бизнеса. Снижение инфляции до 4% в 2017 году предполагает существенное сдерживание внутреннего спроса, прежде всего спроса домашних хозяйств. Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году также не достигнет темпов, необходимых для динамичного роста экономики, вследствие значительной инерционности инвестиционного процесса и ограниченности финансирования. Вместе с тем, начиная с 2018 года, с учетом снижения процентной ставки и создания благоприятных условий для кредитования бизнеса, начала реализации крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП будут непрерывно возрастать и достигнут 4,5% в 2019 году. В целом отклонение характеристик между целевым и базовым вариантами прогноза незначительно.
Консервативный вариант рассматривает развитие экономики в условиях более низкой динамики цен на нефть и природный газ. Предполагается, что среднегодовая цена на нефть в 2016 году снизится до 25 долларов США за баррель и стабилизируется на этом уровне до 2019 года. В условиях низких цен на нефть и высокой волатильности курса рубля основные макроэкономические показатели в 2016 году будут иметь выраженную негативную динамику: снижение ВВП - до 2,1%, падение инвестиций в основной капитал - до 9,4%, усиление инфляционного фона по сравнению с базовым вариантом - до 9%, дальнейшее падение доходов населения и снижение уровня жизни населения. В 2017 году предполагается стабилизация ситуации в экономике с замедлением темпов падения до 0,4%, в 2018 - 2019 годах намечается тенденция устойчивого роста темпами 0,7 - 1,6%.
Макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов разработаны по двум вариантам развития экономики - базовому и целевому. Базовый сценарий (вариант 1) рекомендуется использовать для разработки параметров проекта бюджета Волгограда на 2017 - 2019 годы.
Макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов представлены в приложении 1 к прогнозу.
2.1. Оценка факторов и ограничений экономического роста Волгограда на среднесрочный период.
Рисками недостижения целевых параметров по инфляции являются более низкие цены на нефть по сравнению с базовым сценарием, что предполагает в среднесрочном периоде возобновление ослабления курса рубля и волатильность его изменения.
Рисками по демографии и трудовым ресурсам является сокращение численности населения в трудоспособном возрасте как в среднесрочном, так и в долгосрочном периодах. Тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте сохранится вплоть до 2026 года. Частично дефицит трудовых ресурсов может быть компенсирован за счет повышения экономической активности. Однако это направление имеет очень ограниченный потенциал, так как в средних возрастах (30 - 49 лет) коэффициенты экономической активности практически не меняются, так как у российского населения они уже сейчас близки к максимальным. Также одним из рисков ухудшения демографической структуры является рост численности населения старше трудоспособного возраста, а значит и демографической нагрузки. Пик роста демографической нагрузки приходится на 2026 год. Количество нетрудоспособных граждан на 1000 лиц трудоспособного возраста может вырасти к этому периоду на 20%, что увеличит нагрузку на социальный сектор экономики.
Риски повышения волатильности внутреннего финансового рынка и ограничений внутреннего кредитования возможны в случае повышения ставки Федеральной Резервной системы США, в результате чего укрепится доллар США, что приведет к волатильности пары евро/доллар. Это создаст риски усиления оттока капитала, уменьшения величины депозитов (снятие денег со счетов) и кредитного сжатия. Высокие процентные ставки и низкая доступность кредита ухудшат и ограничат ресурсную базу производителей, а также динамику потребительского и инвестиционного спроса.
Риски недостижения прогнозируемых параметров потребительского и инвестиционного спроса связаны с возможной реализацией одного или нескольких из вышеупомянутых видов рисков. Возможны риски, связанные со сложностью привлечения заемных средств, а также с ограничениями (из-за санкций) финансовых средств на инвестирование в определенные отрасли. Также возможны риски, связанные с возможностями модернизации и достижением предела в загрузке конкурентоспособных производственных мощностей. Реализация этих рисков может привести к оттоку капитала и ослаблению курса рубля.
2.2. Основные тенденции развития экономики, положенные в основу прогноза.
С 2013 года в целом по стране отмечается замедление темпов роста российской экономики. Это связано с изменением геополитической ситуации в мире, введением международных экономических санкций зарубежных стран, принятием ответных мер Россией по ограничению импорта, приведших к ухудшению экономических условий, росту инфляции и падению курса рубля, сокращению производственных программ предприятий, снижению предпринимательской активности. За 2015 год падение ВВП страны составило 3,7%, снижение индекса физического объема промышленного производства - 3,4%, инвестиций в основной капитал - 8,4%. Уровень инфляции в 2015 году составил 112,9%, при этом реально располагаемые доходы населения уменьшились на 4,3%.
В 2016 году падение ВВП страны замедлится до 0,2%, при этом уже в конце года предполагается возобновление экономического роста. Индекс промышленного производства составит нулевой прирост; инвестиции в основной капитал снизятся на 3%. Акцент развития экономики Российской Федерации направлен на поддержание промышленности, а также сжатие потребительского и инвестиционного спроса. Основным источником покрытия внутреннего спроса становится отечественное производство. Оптовая и розничная торговля в условиях сжатия потребительского спроса перестанет быть локомотивом роста ВВП. Падение реальных доходов населения в 2016 году составит около 3%. Начиная с 2017 года в целом по стране прогнозируется возобновление роста промышленного производства и реальных располагаемых доходов населения, что будет способствовать восстановлению инвестиционной активности и потребительского спроса.
В Волгоградской области также прослеживаются основные тенденции развития экономики Российской Федерации: валовой региональный продукт по итогам 2016 года ожидается получить на уровне 2015 года, прирост индекса промышленного производства составит 1,5%, инвестиции снизятся на 10%.
Волгоградская экономика подвержена тенденциям развития российской экономики и экономики Волгоградской области: индекс промышленного производства по итогам 2016 года ожидается больше, чем в России и Волгоградской области, - 104,0%; инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах снизятся на 3,1%, объем строительных работ - на 16,5%. Ожидаемое снижение оборота розничной торговли в 2016 году составит 3,5% за счет сокращения доходов населения. Население будет склонно накапливать сбережения, а не тратить на покупку потребительских товаров. Начиная с 2017 года потребительский спрос будет постепенно восстанавливаться - в пределах 1 - 3% (также как в Российской Федерации и Волгоградской области).
2.3. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Волгограда.
Волгоград по итогам 2015 года среди 13 городов-миллионников Российской Федерации занимает лидирующие позиции:
1-е место - по индексу физического объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство",
3-е место - по объему инвестиций в основной капитал (после г. Перми и г. Казани),
4-е место - по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам экономической деятельности организаций (после г. Омска, г. Перми и г. Уфы).
В то же время аутсайдерские позиции Волгоград среди других городов-миллионников занимает по объемам жилищного строительства и по размерам среднемесячной начисленной заработной платы в организациях города.
Социально-экономическое положение Волгограда за 2015 год характеризуется сложной ситуацией в экономике города, несмотря на достигнутый рост по отдельным показателям. Так, индекс промышленного производства в 2015 году составил 101,9%. Наблюдается существенный рост объема строительных работ - в сопоставимой оценке на 40,7% к уровню 2014 года, в основном благодаря реализации крупных инвестиционных проектов промышленными предприятиями, сопряженных с возведением больших промышленных корпусов и реконструкцией старых зданий. Также, несмотря на возросшую в последнее время неопределенность экономической и политической обстановки, объем инвестиций крупных и средних организаций города на развитие экономики и социальной сферы города увеличился на 6,5% (к 2014 году в сопоставимых ценах). При этом ухудшилось финансовое состояние организаций города - прибыль прибыльных организаций сократилась на 3,5% к уровню 2014 года.
На фоне снижения реальных располагаемых денежных доходов населения, роста цен на товары, сжатия потребительского кредитования и перехода домашних хозяйств на сберегательную модель поведения с начала 2015 года наблюдается снижение динамики оборота в сфере торговли и услуг. В сопоставимых ценах снижение оборота розничной торговли составило 9,3%, оборота общественного питания - 5,1% к уровню прошлого года. Фонд оплаты труда работников предприятий города возрос на 1,3%, среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города - на 5,2%. Учитывая, что цены на товары и услуги на потребительском рынке выросли в среднем на 13,2% к декабрю 2014 г., уровень реально располагаемых денежных доходов населения снизился на 4,4% к уровню 2014 года. Рынок труда также отреагировал на кризисные явления в экономике - уровень официально зарегистрированной безработицы увеличился до 0,98% (на 0,25% к уровню 2014 года).
В первом полугодии 2016 г. в продолжающихся условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры экономическая ситуация в Волгограде выглядит следующим образом. Рост экономики обеспечен за счет увеличения индекса промышленного производства до 108,2% и индекса физического объема строительных работ до 104,7%. При этом объем инвестиций в основной капитал снизился на 3,3%. Также продолжается снижение динамики оборота в сфере торговли и услуг: снижение оборота розничной торговли составило 5,5%, оборота общественного питания - 5,4%. Цены на товары и услуги на потребительском рынке выросли в среднем на 3,1%, среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях выросла на 8,4%. Положительным моментом является снижение уровня официально зарегистрированной безработицы до 0,88%, отрицательным - увеличение уровня естественной убыли населения за счет превышения смертности над рождаемостью.
Генеральной целью устойчивого развития Волгограда на среднесрочную перспективу является преодоление кризисных тенденций и выход на траекторию стабильно высоких темпов социально-экономического развития, повышение комфортности и удобства территории для всех групп населения, создание максимально благоприятных условий для инвесторов и малого бизнеса, улучшение экологической ситуации и экспансия ценностей здорового, активного образа жизни.