ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2015 года N 28/879


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЛГОГРАДА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(с изменениями на 22 июля 2016 года)


(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 22.07.2016 N 46/1375)

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в целях реализации Федеральных законов от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 30.03.2015), от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции на 29.12.2014), от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции на 29.12.2014), от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции на 29.12.2014), от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции на 29.12.2014), от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции на 24.11.2014), от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции на 21.07.2014), от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции на 29.12.2014), постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов", приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 204 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований", решения Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда" (в редакции на 05.12.2014), на основании протокола и заключения о результатах публичных слушаний от 04.02.2015, руководствуясь статьями 5, 7, 24, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила:


1. Утвердить Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на период до 2025 года (прилагается).


2. Признать утратившими силу решения Волгоградской городской Думы:


от 29.02.2008 N 58/1473 "О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2008 - 2015 годы";


от 14.04.2010 N 31/942 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 29.02.2008 N 58/1473 "О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2008 - 2012 годы";


от 27.04.2011 N 45/1393 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 29.02.2008 N 58/1473 "О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2008 - 2014 годы" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 14.04.2010 N 31/942)".


3. Администрации Волгограда опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.


4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.


5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на В.В. Колесникова - первого заместителя главы Волгограда.

Исполняющий полномочия

главы Волгограда

В.В.КОЛЕСНИКОВ

Утверждена

решением

Волгоградской городской Думы

от 29.04.2015 N 28/879

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЛГОГРАДА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 22.07.2016 N 46/1375)

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

-

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на период до 2025 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";

постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов";

приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 N 204 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований";

решение Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда"

Заказчик Программы

-

администрация Волгограда в лице муниципального казенного учреждения "Волгоградский инженерный центр" (далее - МКУ "Волгоградский инженерный центр")

Разработчик Программы

-

закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики", Москва

Цели Программы

-

реализация Генерального плана Волгограда в части обеспечения развития систем и объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства Волгограда;

обеспечение эффективности производства, передачи и потребления ресурсов;

обеспечение надежности и качества коммунальных услуг для потребителей;

улучшение экологической обстановки на территории Волгограда

Задачи Программы

-

анализ социально-экономического развития Волгограда, динамики жилищного и промышленного строительства, объектов социальной сферы, потребления коммунальных ресурсов; анализ существующего состояния каждой из систем ресурсоснабжения (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации (захоронения) ТБО); анализ состояния установки приборов учета потребления ресурсов и ресурсосбережения у потребителей; анализ наличия резервных мощностей генерации и транспортировки ресурсов; анализ воздействия систем и объектов коммунальной инфраструктуры на окружающую среду;

формирование обоснованного прогноза спроса на коммунальные ресурсы на основании перспективы развития Волгограда с учетом изменения потребления коммунальных ресурсов и объемов образования ТБО по результатам анализа существующего состояния каждой из систем коммунальной инфраструктуры;

формирование прогноза потребности в увеличении мощностей генерации и транспортировки коммунальных ресурсов и объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО, обеспечивающих направления социально-экономического развития Волгограда с учетом эффективности использования существующих мощностей, по результатам анализа существующего состояния каждой из систем коммунальной инфраструктуры;

уточнение принятых направлений развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов утилизации (захоронения) ТБО в соответствии с планами территориального и социально-экономического развития Волгограда;

прогноз и ранжирование потребностей развития систем коммунальной инфраструктуры и объектов утилизации (захоронения) ТБО в соответствии с текущими и прогнозными возможностями бюджета Волгограда и других источников финансирования мероприятий Программы;

обоснование перечня и количественного уровня целевых характеристик развития систем коммунальной инфраструктуры, которые должны быть достигнуты на каждом этапе реализации Программы;

обоснование перечня инвестиционных проектов по каждой из систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих достижение целевых показателей развития коммунальной инфраструктуры;

определение источников инвестиций программ, прогноза, динамики и уровня тарифов на коммунальные услуги, платы (тарифов) за подключение (присоединение) на весь период Программы, сравнительный анализ критериев доступности для населения коммунальных услуг с целевыми показателями критериев доступности на период реализации Программы

Ответственный исполнитель Программы

-

департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда

Целевые показатели

-

1. Критерии доступности коммунальных услуг:

1.1. Доля платежей за ЖКУ в совокупном доходе семьи - 12%.

1.2. Доля семей, нуждающихся в субсидиях, - 11,8%.

2. Показатели спроса на коммунальные ресурсы:

2.1. Объем реализации услуг теплоснабжения - 107341 тыс. Гкал.

2.2. Водоснабжение:

2.2.1. Объем реализации - 1273451 тыс. куб. м.

2.2.2. Индекс нового строительства - 8,97%.

2.2.3. Доля потребителей в жилых домах, обеспеченных доступом к коммунальной инфраструктуре, - 77,8%.

2.3. Водоотведение:

2.3.1. Объем реализации - 808089 тыс. куб. м.

2.3.2. Индекс нового строительства - 11,31%.

2.3.3. Доля потребителей в жилых домах, обеспеченных доступом к коммунальной инфраструктуре, - 60,3%.

2.4. Объем реализации услуг электроснабжения - 133245 млн кВт.ч.

2.5. Объем реализации услуг газоснабжения - 29472 млн куб. м.

3. Величины новых нагрузок, присоединяемых в перспективе:

3.1. Подключаемая нагрузка к системе теплоснабжения - 1615,1 Гкал/ч.

3.2. Подключаемая нагрузка к системе водоснабжения - 10703,36 куб. м/ч.

3.3. Подключаемая нагрузка к системе водоотведения - 10314,87 куб. м/ч.

3.4. Подключаемая нагрузка к системе электроснабжения - 470,34 МВт.

3.5. Подключаемая нагрузка к системе газоснабжения - 405,7 тыс. куб. м/ч.

4. Показатели качества поставляемого ресурса:

4.1. Тепловая энергия:

4.1.1. Обеспечение потребителей тепловой энергией в необходимом объеме при температурах, близких к расчетной температуре наружного воздуха для проектирования систем отопления, - 100%.

4.1.2. Количество вводов потребителей, переведенных на независимую схему теплоснабжения, - 18 ед.

4.2. Водоснабжение:

4.2.1. Соответствие качества товаров и услуг установленным требованиям - 100%.

4.3. Водоотведение:

4.3.1. Соответствие качества товаров и услуг установленным требованиям - 100%.

5. Показатели степени охвата потребителей приборами учета:

5.1. Водоснабжение:

5.1.1. Многоквартирные дома - 100%.

5.1.2. Бюджетные учреждения - 100%.

6. Показатели надежности системы ресурсоснабжения:

6.1. Тепловая энергия:

6.1.1. Доля сетей, нуждающихся в замене, - 26,1%.

6.1.2. Индекс замены оборудования - 8,6%.

6.2. Водоснабжение:

6.2.1. Аварийность систем водоснабжения - 0,044 ед./км.

6.2.2. Индекс замены сетей - 0,02%.

6.2.3. Удельный вес сетей, нуждающихся в замене, - 30,1%.

6.2.4. Коэффициент потерь воды - 19665 куб. м/км.

6.3. Водоотведение:

6.3.1. Аварийность систем водоотведения - 0,026 ед./км.

6.3.2. Индекс замены сетей - до 0,08%.

6.3.3. Удельный вес сетей, нуждающихся в замене, - 40,6%.

6.4. Электроснабжение:

6.4.1. Индекс замены кабельных линий электропередач 6 (10) кВ - 8,6%.

6.4.2. Индекс замены воздушных линий электропередач 6 (10) кВ - 11,0%.

6.4.3. Индекс замены кабельных линий электропередач 0,4 кВ - 9,71%.

6.4.4. Индекс замены воздушных линий электропередач 0,4 кВ - 39,94%.

7. Показатели эффективности производства и транспортировки ресурсов:

7.1. Тепловая энергия:

7.1.1. Удельный расход топлива на производство тепловой энергии - 153,2 кг у.т./Гкал.

7.1.2. Среднегодовые потери тепловой энергии на сетях - 729 Гкал/км.

7.1.3. Трудоемкость производства - 4,3 чел./км.

7.2. Водоснабжение:

7.2.1. Энергоемкость производства - 0,70 кВт.ч/куб. м.

7.3. Водоотведение:

7.3.1. Энергоемкость производства - 0,77 кВт.ч/куб. м.

8. Показатели эффективности потребления каждого вида коммунального ресурса:

8.1. Водоснабжение:

8.1.1. Многоквартирные дома - 5,77 куб. м/чел. в месяц.

8.1.2. Бюджетные учреждения - 0,65 куб. м/чел. в месяц.

8.2. Водоотведение:

8.2.1. Многоквартирные дома - 7,32 куб. м/чел. в месяц.

8.2.2. Бюджетные учреждения - 0,73 куб. м/чел. в месяц.

9. Показатели воздействия на окружающую среду:

9.1. Тепловая энергия:

9.1.1. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в окружающую атмосферу - 1104 т.

9.2. Водоснабжение:

9.2.1. Объем сброса неочищенных промывных вод - отсутствует.

9.3. Водоотведение:

9.3.1. Объем сброса неочищенных сточных вод - отсутствует.

9.4. Утилизация (захоронение) ТБО:

9.4.1. Экономия площади складирования ТБО - 18,93 га.

9.4.2. Экономия объема складирования ТБО - 5563004 куб. м

Сроки и этапы реализации Программы

-

срок реализации Программы - 2015 - 2025 годы, 1 этап

Объемы требуемых капиталовложений

-

финансовые потребности на реализацию Программы - 60611962 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:

бюджетные средства различных уровней - не предусматриваются;

инвестиционная составляющая в тарифе - 14666508 тыс. руб.;

тариф на подключение (плата за технологическое присоединение) - 45297400 тыс. руб.;

доходы от реализации вторичных материальных ресурсов - 648054 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

результаты реализации Программы отражены в виде тарифов на коммунальные ресурсы, размеров плат за подключение (технологическое присоединение)

2. Характеристика существующего состояния

коммунальной инфраструктуры

2.1. Теплоснабжение

Теплоснабжение Волгограда обеспечивается несколькими теплоснабжающими и теплосетевыми организациями. Наиболее крупные из них МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "ВКХ"), ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго", а также организации, обслуживающие промышленные и отопительные котельные.

Долевое участие в производстве тепловой энергии Волгограда:

МУП "ВКХ" - 50,2%;

ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" - 37,3%;

ООО "Волгоградгазтеплоэнерго" - 4,4%;

ОАО "Российские железные дороги" - 2,8%;

ООО "Теплогенерирующая компания" - 5%;     

тепловые источники ведомственных организаций - 0,3%.

МУП "ВКХ" обслуживает 124 отопительные котельные.

ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" эксплуатирует Волгоградскую Государственную районную электростанцию (далее - ГРЭС), ТеплоЭлектроЦентраль (далее - ТЭЦ) ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.

Основным видом используемого топлива является газ. Лишь на 9 котельных для выработки тепловой энергии используются иные виды топлива (энергоносителей): мазут, дизельное топливо, уголь, электроэнергия.

Гидравлический режим тепловых сетей второго контура обеспечивается центральными тепловыми пунктами в количестве более 370 единиц.

Транспортировка тепла от источников до потребителей осуществляется по магистральным и распределительным тепловым сетям, общая протяженность которых с учетом квартальных сетей составляет около 1000 км в двухтрубном исчислении, в том числе 76% подземной прокладки, 24% - надземной.

Техническое состояние тепловых сетей в Волгограде оценивается как неудовлетворительное. Физический износ тепловых сетей составляет более 70%.

Высоким износом сетей обусловлены значительные потери тепла и низкая надежность отдельных участков системы теплоснабжения. Средний за 2010 - 2013 годы коэффициент потерь тепловой энергии по Волгограду составляет 1010 Гкал/км в год, что примерно в 1,5 - 2 раза превышает нормативное значение (современные требования к тепловой изоляции прокладываемой тепловой сети).

Основную долю доходов теплоснабжающих организаций Волгограда составляют платежи за тепловую энергию населения (82 - 83%) и бюджетофинансируемых организаций (11 - 12%), что определяет высокую социальную значимость данного вида деятельности.

За период с 2011 по 2013 год расходы теплоснабжающих организаций Волгограда превышали доходы в среднем на 3%. В частности, по данным ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго", собираемость платежей за тепловую энергию и химочищенную воду в 2011 - 2013 годах варьировалась в пределах от 89,3% до 109,3%. При учете в составе тарифов на тепловую энергию низкой прибыльности данных организаций (например, по МУП "ВКХ" 0,07%) систематический недосбор платежей может привести к неустойчивому функционированию инфраструктуры в целом из-за вынужденного сокращения расходов на надлежащее обслуживание систем и оборудования, в том числе на оплату труда, проведение ремонтов.

Фактически выполняемые объемы ремонтных работ ниже в среднем на 22% объемов работ, учитываемых при регулировании тарифов на тепловую энергию. Также следует отметить наметившуюся тенденцию снижения фактически выполняемых ремонтов (в денежном выражении) в среднем на 5% ежегодно.

В 2011 году сумма дебиторской задолженности перед теплоснабжающими организациями достигла 2,3 млрд руб., что составляет около 40% необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций Волгограда. В 2012 и 2013 годах данный показатель продолжал расти.

Основная часть задолженности перед теплоснабжающими организациями приходится на население (в среднем 85%). Решение накопившихся технических проблем в сфере теплоснабжения должно быть обеспечено при условии решения проблемы задолженности населения (основного потребителя тепловой энергии) перед теплоснабжающими организациями.

Анализ существующей системы теплоснабжения Волгограда выявил следующие основные проблемы:

1. Высокий физический и моральный износ оборудования и сооружений системы теплоснабжения. Значительная часть тепловых сетей отработала свой ресурс. Часть колодцев, тепловых пунктов, камер и опор находятся в аварийном состоянии. Регулирование системы теплоснабжения осуществляется крайне неэффективно из-за высокого износа части запорной арматуры. Высоким износом сетей обусловлены значительные потери тепла и низкая надежность системы теплоснабжения Волгограда.

2. Несбалансированность систем теплоснабжения. Ряд теплоисточников, в том числе крупных, имеют избыток тепловой мощности, что существенно снижает эффективность их работы. Вместе с тем по некоторым котельным наблюдается дефицит мощности.

3. Отставание в развитии системы теплоснабжения от масштабного расширения (застройки) города. Для обеспечения качественного и надежного теплоснабжения развивающегося города требуется соответствующее развитие системы теплоснабжения.

2.2. Водоснабжение

Основным поставщиком услуг централизованного водоснабжения на территории Волгограда является МУП "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Горводоканал г. Волгограда"). Незначительный объем данного рынка занимают ряд промышленных предприятий, для которых указанный вид деятельности не является профильным (в том числе ОАО "Каустик", ОАО "Славянка", ОАО "Химпром" и прочие).

Водоснабжение Волгограда обеспечивается из поверхностных источников - Волгоградского водохранилища и р. Волги.

Вследствие значительной протяженности Волгограда и неравномерности застройки сформировалось три автономных зоны водоснабжения:

Северная зона, включающая Тракторозаводский, Краснооктябрьский и Дзержинский районы Волгограда, а также п. Городище;

Центральная зона, включающая Центральный и Ворошиловский районы Волгограда;

Южная зона, включающая Советский, Кировский и Красноармейский районы Волгограда.

Информация о существующих и перспективных нагрузках системы водоснабжения Волгограда представлена в обосновывающих материалах Программы.

В составе городской централизованной системы водоснабжения эксплуатируются 6 водопроводных очистных сооружений, 88 насосных станций, в том числе: I подъема - 7 единиц, II подъема - 6 единиц, III - IV подъема - 7 единиц, сетевые насосные станции - 68 единиц (из которых 8 находятся в резерве).

Общая протяженность сетей водоснабжения Волгограда составляет 2237,2 км.

Структура сетей водоснабжения Волгограда сложилась следующим образом: 28% - уличная водопроводная сеть, 24% - магистральные водоводы, 48% - внутриквартальная (внутридворовая) сеть.

По материалу наибольший удельный вес составляют сети из стали (более 68%) и чугуна (около 30%). Незначительная часть трубопроводов выполнена из асбеста и полиэтилена.

Около 82% сетей водопровода эксплуатируются более 25 лет, что обуславливает высокий уровень износа, а также влияет на аварийность системы и, следовательно, ее надежность. Кроме того, учитывая, что подавляющая часть водопроводных сетей выполнена из металла, происходит вторичное загрязнение воды вследствие внутренней коррозии трубопроводов. Средний уровень износа сетей водоснабжения Волгограда составляет 70%.

По результатам анализа показателей деятельности по водоснабжению, проведенного в обосновывающих материалах Программы, можно сделать следующие выводы:

1. Объемы подачи воды в Волгограде в период 2010 - 2013 годов имеют тенденцию постепенного сокращения. Основным фактором является снижение водопотребления населением и бюджетными учреждениями. Причем рост подключенных нагрузок объектов капитального строительства (в том числе жилищного) не оказывает существенного влияния на данную тенденцию.

2. Структура отпуска воды в Волгограде на протяжении последних лет достаточно стабильна. Основным потребителем воды на территории Волгограда является население.

3. Важно отметить стабильно высокий уровень потерь в системе. Несмотря на некоторые тенденции к сокращению, данный показатель сохраняет высокие значения. Следует отметить, что уровень потерь воды технического качества постепенно сокращается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»