АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2015 года N 1496


Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов

(с изменениями на 17 марта 2016 года)




(в ред. постановления администрации Волгограда от 17.03.2016 N 360)



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 5 статьи 17 Положения о бюджетном процессе в Волгограде, принятого решением Волгоградской городской Думы от 25 июня 2008 г. N 6/171 "О Положении о бюджетном процессе в Волгограде", Положением о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2015 г. N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", Порядком разработки прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 29 июля 2015 г. N 1081 "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период", администрация Волгограда постановляет:


1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Внести на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов.


3. Опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



Глава администрации
А.И.ЧУНАКОВ



Приложение
к постановлению
администрации Волгограда
от 27.10.2015 N 1496



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 - 2018 ГОДОВ

(в ред. постановления администрации Волгограда от 17.03.2016 N 360)




1. Общие положения


Основные параметры прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов (далее - прогноз) разработаны на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации; Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04 декабря 2014 г. "Послание Президента Федеральному Собранию"; основных показателей, представляемых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на период до 2018 года по Волгоградской области; ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых проектом стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года; решения Волгоградской городской Думы от 25 июня 2008 г. N 6/171 "О Положении о бюджетном процессе в Волгограде"; на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики и на основных предприятиях Волгограда в 2012 - 2014 годах, а также итогов развития в январе - июне 2015 г.


Исходными данными для разработки основных показателей прогноза являются основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Волгоградской области на 2016 год и на период до 2018 года, отчетные данные предыдущих лет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Волгоградской области. Разработка прогноза осуществлялась в соответствии с вариантами прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России). За основу был принят базовый вариант развития, в соответствии с которым ожидается следующая динамика показателей по Российской Федерации и Волгоградской области:


индекс промышленного производства по Российской Федерации составит в 2016 - 2018 годах 101,5 - 101,9%, по Волгоградской области - 101,6 - 102,1%;


инвестиции в основной капитал в 2016 - 2018 годах по Российской Федерации увеличатся на 2,3 - 3,2%, по Волгоградской области - на 14,1 - 32,5%;


оборот розничной торговли в 2016 - 2018 годах по Российской Федерации увеличится в сопоставимых ценах на 1,5 - 3,7%, по Волгоградской области - на 1,5 - 3,3%.


Макроэкономические показатели прогноза одобрены постановлением администрации Волгограда от 03 августа 2015 г. N 1114 "Об одобрении макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов".



2. Краткая характеристика сценарных условий и основные тенденции развития экономики, положенные в основу прогноза


Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов разработаны на вариантной основе.


Базовый сценарий (вариант 1) опирается на рыночные ожидания в отношении рынка энергоносителей, отраженные в консенсус-прогнозе мировых агентств, и предусматривает повышение среднегодовой цены на нефть с 50 долларов Соединенных штатов Америки (США) за баррель в 2015 году до 60, 65 и 70 долларов США за баррель в 2016 - 2018 годах. Базовый сценарий предполагает продолжение действия санкций со стороны США и стран Европейского союза (ЕС) на протяжении всего прогнозного периода. Это означает сохранение ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала из частного сектора, связанный с погашением внешнего долга. В то же время на фоне высокого оттока капитала ожидается улучшение платежного баланса по счету текущих операций благодаря стабилизации экспорта (в физическом выражении он будет расти в пределах 0,6 - 1,8% в год) при достаточно существенном снижении импорта товаров и услуг. В результате счет текущих операций в 2015 году составит около 61 млрд. долларов США, а к 2018 году может достигнуть 70 - 85 млрд. долларов США. Начиная с 2017 года приток капитала в российскую экономику будет превышать чистый отток по счету операций с капиталом. Это создает фундаментальные предпосылки для укрепления курса национальной валюты.


Оптимистичный сценарий (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций с 2016 года. В данном сценарии предполагается более высокий по сравнению с базовым сценарием среднегодовой рост цен на нефть марки Urals - с 60 долларов США за баррель в 2015 году до 70, 80 и 90 долларов США за баррель в 2016 - 2018 годах. Предпосылки для более быстрого восстановления нефтяных цен создают отмечаемое ускорение роста спроса на нефть (акцентирует внимание именно на стимулировании спроса, а не на сокращении производства) и торможение роста добычи нефти на сланцевых месторождениях в Северной Америке.


Базовый сценарий (вариант 1) рекомендуется использовать для разработки параметров проекта бюджета Волгограда на 2016 - 2018 годы.


Прогноз роста регулируемых тарифов для населения Волгограда в 2015 - 2018 годах представлен в таблице 1.



Таблица 1



Прогноз роста регулируемых тарифов для населения Волгограда



     (%, в среднем за год к предыдущему году)

Наименование показателя

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Электрическая энергия

Рост регулируемых тарифов

107,3 - 107,6

110,0 - 112,0

109,2 - 109,8

108,3

Тепловая энергия

Рост регулируемых тарифов

108,2

108,0 - 108,8

107,3 - 108,0

106,9

Газ природный

Рост регулируемых тарифов

107,9

103,8

107,6

107,4


Замедление темпов роста российской экономики отмечается с 2013 года. В 2015 году снижение валового внутреннего продукта (ВВП) составит 2,8%, индекса промышленного производства - 1,3%, инвестиций в основной капитал - более 10%, оборота розничной торговли - 8%. Начиная с 2015 года акцент развития экономики Российской Федерации направлен на поддержание промышленности и сжатие потребительского спроса населения. Промышленности выгоден курс рубля на уровне 58 - 60 рублей за доллар, поэтому основным источником покрытия внутреннего спроса становится отечественное производство. Оптовая и розничная торговля в условиях сжатия потребительского спроса (за счет ослабления курса рубля) перестанет быть локомотивом роста ВВП. Падение реальных доходов населения в 2015 году составит порядка 8%, причиной чему станет высокий уровень инфляции (12%) и непроведение индексации заработной платы работникам частных компаний и бюджетной сферы (за исключением учителей и воспитателей детских садов). Ожидается, что в прогнозный период по мере ускорения роста экономики ускорится и динамика заработной платы в бюджетном и корпоративном секторах экономики.


В Волгоградской области также прослеживаются тенденции экономического спада, присущего Российской Федерации: валовой региональный продукт по итогам 2015 года ожидается получить на уровне 97,2%, индекс промышленного производства - 98,7%, объем инвестиций в основной капитал - 90,8%.


Волгоградская экономика подвержена тенденциям развития российской экономики и экономики региона. Индекс промышленного производства по итогам 2015 года ожидается чуть больше Российской Федерации и Волгоградской области - 99,7%. По индексам физического объема инвестиций в основной капитал и объема строительных работ ожидается снижение относительно 2014 года на 23% и 11% соответственно. Ожидаемое снижение оборота розничной торговли в 2015 году составит 6% за счет сокращения доходов населения и сжатия потребительского кредитования. Население будет более склонно накапливать сбережения, а не тратить на покупку потребительских товаров. Начиная с 2016 года экономический рост возобновится, но его темпы останутся невысокими - в пределах 2 - 3% (так же, как в Российской Федерации и Волгоградской области).



3. Приоритетные направления развития Волгограда в 2016 - 2018 годах


Генеральной целью устойчивого развития Волгограда на среднесрочную перспективу является преодоление кризисных тенденций и выход на траекторию стабильно высоких темпов социально-экономического развития, повышение комфортности и удобства территории для всех групп населения, создание максимально благоприятных условий для инвесторов и малого бизнеса, улучшение экологической ситуации и экспансия ценностей здорового, активного образа жизни.


В соответствии с проектом стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года в 2016 - 2018 годах должны быть сформированы базовые условия для его полноценной реализации:


интенсификация темпов и качества социально-экономического развития на основе целевого освоения бюджетных средств на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года,


модернизация транспортной и городской инфраструктуры, повышение уровня комфортности и удобства территории Волгограда,


активизация привлечения инвестиционных ресурсов,


стимулирование занятости в малом бизнесе и микробизнесе,


преодоление напряженности на рынке образовательных услуг, распространение здорового образа жизни, улучшение экологической ситуации.


Приоритетными направлениями развития Волгограда на 2016 - 2018 годы являются:


развитие человеческого капитала (человеческий капитал города) за счет устойчивого роста инвестиций в человека для повышения уровня и качества жизни жителей Волгограда, обеспечиваемого ростом доступности и качества важнейших социальных услуг (образование, культура, медицина, здравоохранение, физическая культура и спорт), формирование трудовых ресурсов, снижение социальной дифференциации и улучшение демографической ситуации;


развитие экономики и инвестиционной привлекательности Волгограда (организационный и финансово-инвестиционный капиталы города) за счет создания благоприятных условий для устойчивого развития промышленности и предпринимательства Волгограда (развитие инновационной инфраструктуры: индустриальных парков и инновационно-промышленных кластеров; новых производственно-инновационных зон; производственно-логистических центров; развитие производственного малого и среднего бизнеса), а также развития туристического потенциала Волгограда;


развитие территории и инфраструктуры Волгограда (инфраструктурный и пространственно-природный капиталы города) за счет обеспечения стандарта транспортной мобильности населения Волгограда и качества пассажирских перевозок на основе проведения сбалансированной транспортной политики. Мероприятия этого направления подразумевают повышение пропускной способности городских дорог, разгрузку центральных деловых районов (уменьшение "пробок"), а также организацию доступной и комфортной системы общественного транспорта. Развитие транспортной инфраструктуры должно обеспечиваться путем реализации стратегии развития транспортной системы Волгограда (оптимизации дорожной сети), создания единой транспортной системы городских и пригородных перевозок, повышения технологической и экологической безопасности, развития дорожно-уличной сети с преобладанием общественного транспорта (речного, воздушного, наземного, подземного).


В Волгограде с 2016 года планируется осуществить переход на программный бюджет, в рамках которого инструментом достижения целей станут муниципальные программы. Постановлением администрации Волгограда от 28 июля 2015 г. N 1068 "Об утверждении Перечня муниципальных программ, предлагаемых к реализации (реализуемых) на территории Волгограда" утвержден перечень из 13 муниципальных программ по основным приоритетным направлениям развития Волгограда:


развитие человеческого капитала:


проект муниципальной программы "Развитие образования в Волгограде" на 2016 - 2020 годы;


проект муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта на территории Волгограда" на 2016 - 2018 годы;


проект муниципальной программы "Развитие культуры Волгограда" на 2016 - 2018 годы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»