Стратегическое планирование развития транспортной системы Республики Татарстан является необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики в целом.
Стратегической целью развития транспортной системы Республики Татарстан является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Важным фактором социально-экономического развития, повышения привлекательности Республики Татарстан для жизни и работы людей, расширения производства, сферы обслуживания, повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной активности является создание интегрированной сбалансированной транспортной системы.
Стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с основными положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан" и Закона Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия РТ 2030), а также с ежегодным Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан.
В условиях перехода к стратегии экономического роста, к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития требуется принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.
На данном этапе необходимо сформировать активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. При этом транспорт, как системообразующий элемент экономики и генератор инвестиционного и инновационного спроса на продукцию, должен рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики.
2.1. Цели и задачи стратегии
Цели развития транспортной системы Республики Татарстан соответствуют основным направлениям Стратегии РТ 2030, а также целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Цель 1 Стратегии предусматривает формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры Республики Татарстан в составе единого транспортного пространства России. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
развитие эффективной сбалансированной транспортной сети республики;
увеличение пропускной способности дорожной инфраструктуры Республики Татарстан.
Достижение указанной цели позволит обеспечить динамичный рост экономики республики, социальное развитие и укрепление связей между муниципальными образованиями путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.
Одним из основных направлений Стратегии РТ 2030 является развитие трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций. Это требует увязки развития федеральной, региональной и муниципальной транспортной инфраструктуры. При этом развитие транспортных систем городских агломераций находится в сфере интересов и ответственности муниципальных образований. Важным аспектом развития транспортных систем городских агломераций является также определение эффективного радиуса агломерационной транспортной доступности для каждой агломерации с учетом уточненного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Таким образом, скоординированные действия региональных и муниципальных органов власти в сфере развития транспорта становятся важным сегментом государственной политики в развитии транспортных систем крупных городских агломераций.