Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2017 года N 416-п


О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности, инноваций и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года"

(с изменениями на 19 октября 2018 года)

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 13.04.2018 N 109-п, от 08.06.2018 N 178-п, от 27.07.2018 N 231-п, от 14.09.2018 N 295-п, от 19.10.2018 N 389-п)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 357-п

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решения Общественного совета при Департаменте промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 25 июля 2017 года N 5), Научно-технического Совета Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 16 октября 2017 года N 2), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности, инноваций и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года" (далее - государственная программа).


2. Определить Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем государственной программы.


3. Настоящее постановление вступает в силу 1 января 2018 года.



И.о. Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Г.Ф.БУХТИН



Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 20 октября 2017 года N 416-п

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 13.04.2018 N 109-п, от 08.06.2018 N 178-п, от 27.07.2018 N 231-п, от 14.09.2018 N 295-п, от 19.10.2018 N 389-п)




Паспорт государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности, инноваций и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года"

(далее - государственная программа)


Наименование государственной программы

Развитие промышленности, инноваций и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2017 года N 416-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности, инноваций и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года"

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.04.2018 N 109-п)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Соисполнители государственной программы

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.10.2018 N 389-п)

Цели государственной программы

1. Создание новых производств в обрабатывающем секторе промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и повышение ее конкурентоспособности.

2. Развитие туристско-рекреационного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Задачи государственной программы

1. Создание благоприятных условий для формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной обрабатывающей промышленности.

2. Создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационного комплекса и его продвижения на российский и международный туристский рынок

Подпрограммы или основные мероприятия

Подпрограмма 1 "Развитие обрабатывающей промышленности";

Подпрограмма 2 "Развитие туризма"

Целевые показатели государственной программы

1. Прирост индекса промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" с 99,6% до 100,5% к уровню 2016 года.

2. Увеличение показателя прироста высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности в процентах к предыдущему году - 15,7% до 2%.

3. Увеличение индекса производительности труда по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" с 106,1% до 108,0%.

4. Превышение темпа роста валового регионального продукта над темпом роста инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий обрабатывающей промышленности со снижением доли инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте с 11,4% до 9,4%.

5. Увеличение объема инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности (крупные и средние организации) с 7,2 до 10 млрд. рублей в текущих ценах;

6. Увеличение объема инвестиций по полному кругу предприятий обрабатывающей промышленности в процентах к предыдущему году с 81,6% до 101,9%.

7. Увеличение численности туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, с 394,1 до 435,1 тыс. человек ежегодно

Сроки реализации государственной программы

2018 - 2030 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы в 2018 - 2030 годах составит 107639102,3 тыс. рублей, в том числе:

2018 году - 5570711,1 тыс. рублей;

2019 году - 3940870,1 тыс. рублей;

2020 году - 7279370,1 тыс. рублей;

2021 году - 9643375,1 тыс. рублей;

2022 году - 9617875,1 тыс. рублей;

2023 году - 8361275,1 тыс. рублей;

2024 году - 8389375,1 тыс. рублей;

2025 году - 9139375,1 тыс. рублей;

2026 - 2030 годах - 45696875,5 тыс. рублей

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 14.09.2018 N 295-п, от 19.10.2018 N 389-п)



Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТУРИЗМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - автономный округ, Югра) - один из наиболее сильных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации, крупнейший нефтедобывающий регион страны, обеспечивающий ее энергетическую безопасность. Автономный округ характеризуется высокой степенью бюджетной самостоятельности по сравнению с большинством других регионов страны.


По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) основу промышленности автономного округа составляют около 300 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих компаний России.


На долю промышленности приходится более 70% валовой добавленной стоимости отраслей экономики автономного округа согласно данным Росстата. Промышленными предприятиями Югры по итогам 2016 года было произведено товаров собственного производства 3,33 трлн рублей, что составило около 7% от общероссийского уровня.


Базовым видом экономической деятельности в автономном округе остается добыча полезных ископаемых, прежде всего сырой нефти. В структуре валовой добавленной стоимости доля добывающей промышленности увеличилась с 63,0% в 2010 году до 67,8% в 2015 году, тогда как доля обрабатывающей промышленности снизилась с 2,9% в 2010 году до 2% в 2015 году.


В структуре промышленного производства в 2016 году на долю добывающего сектора приходится 81% отгрузки промышленной продукции, доля обрабатывающих производств с 2013 года снижается и в 2016 году составила 12,4%.


Снижение роли обрабатывающего сектора в структуре экономики Югры является негативным трендом последних нескольких лет. Отсутствие устойчивой тенденции на рост в долевом отношении производства внутри автономного округа товаров с более высокой добавленной стоимостью в сочетании с макроэкономическими факторами повышает степень зависимости социально-экономического положения Югры от конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Фактором, усиливающим риски снижения уровня социально-экономического развития в автономном округе, является снижение индекса промышленного производства (ИПП) в добывающем секторе, который определяет динамику и индекс суммарного объема промышленного производства. В 2016 году ИПП в добывающем секторе к 2010 году составил 91%. Тем не менее, ИПП в других промышленных секторах экономики Югры показывает устойчивый рост, в том числе в секторе обрабатывающих производств - прирост в 8,7% к уровню 2010 года, в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 9,2%. Ввиду высокой доли добывающего сектора в структуре промышленности снижение индекса промышленного производства в 2016 году к уровню 2010 года составило 7,4%.


В структуре отгрузки обрабатывающих производств в 2015 году наибольший удельный вес занимает производство нефтепродуктов (около 80%), а также отрасли, связанные с производством оборудования для нефтедобычи и нефтесервиса (производство машин и оборудования, включая производство насосов и гидравлических систем - 8%, производство электрооборудования - 3%). На долю деревообрабатывающей промышленности приходится 1,7%, пищевой промышленности - 1,5%, промышленности строительных материалов - менее 1% отгруженной продукции.


Помимо специфичных проблем, свойственных отдельным видам производственной деятельности, описанных выше, можно также выделить общие ключевые проблемы, препятствующие развитию обрабатывающих отраслей промышленности.


Недостаточная конкурентоспособность продукции:


непропорционально высокая налоговая нагрузка по сравнению с высокомаржинальным добывающим сектором экономики;


удаленность от экономических центров страны, высокая загрузка основных транспортных маршрутов автономного округа;


низкий уровень кооперации промышленных предприятий и субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере промышленности; недостаточно активное продвижение предприятиями продукции на рынки сбыта;


отсутствие единой инфраструктуры поддержки деятельности промышленных предприятий.


Оказание государственной поддержки обрабатывающих отраслей промышленности путем реализации финансовых, имущественных и институциональных мер должно быть одним из основных механизмов повышения конкурентоспособности промышленного производства окружной продукции.


Значимыми проблемами также являются: технологическое отставание в ряде секторов промышленного комплекса, степень износа основных фондов автономного округа, серьезное отставание по производительности труда обрабатывающей промышленности от средних по стране показателей, дефицит земель промышленного назначения, недостаток обеспеченных инфраструктурой земельных участков для размещения промышленных объектов, отсутствие у предпринимателей стимулов к внедрению инноваций, ограничение доступа региональных производителей к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, низкое качество предпринимательской инициативы.


Субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства испытывают трудности с логистикой, размещением производств, спросом на продукцию, высокой стоимостью привлекаемых финансовых и трудовых ресурсов.


Основным вызовом для автономного округа является недостаточно диверсифицированная структура экономики с преобладанием сектора добывающих производств и незначительным развитием обрабатывающих отраслей.


Результатом проводимой политики по диверсификации промышленного производства должно стать снижение зависимости экономики автономного округа от базового добывающего сектора и, как следствие, конъюнктурных колебаний на рынке углеводородного сырья, а также повышение роли несырьевого сектора промышленности и его конкурентоспособности на российском и мировом рынках.


При диверсификации структуры экономики должен учитываться промышленный потенциал районов. Промышленным потенциалом обладают все районы, однако на развитие отдельных отраслей могут накладываться значительные лимитирующие их развитие факторы. Часть этих факторов определяется природно-климатическими условиями и ресурсообеспеченностью территории, другая часть - инфраструктурными ограничениями, дефицитом трудовых ресурсов, ограниченным локальным рынком сбыта, и т.д. - факторами, которые в значительно большей степени подвержены изменениям ввиду регуляторной деятельности.


Обратная ситуация наблюдается в лесопромышленном комплексе автономного округа. Основной потенциал развития отрасли сосредоточен в западных районах Югры (Белоярский, Березовский, Октябрьский, Советский районы), которые в значительно большей степени обеспечены качественными лесными ресурсами, характеризуется меньшей степенью заболоченности территории, что облегчает технологический процесс и снижает себестоимость заготовки древесины. Определенный потенциал имеет и Нижневартовский район, в котором сосредоточены основные запасы кедра в автономном округе, однако бонитет древостоя здесь ниже.


Наибольший потенциал развития агропромышленного комплекса, в том числе и отрасли производства пищевых продуктов, имеют более южные районы автономного округа с лучшей транспортной проницаемостью территории и лучшей связью с другими субъектами Российской Федерации: Нефтеюганский, Советский и Ханты-Мансийский районы, а также территории вокруг крупнейших городов с емким рынком сбыта: зоны влияния Сургутской и Нижневартовской агломераций.


Основной потенциал развития горнопромышленного комплекса сосредоточен в Березовском районе.


Потенциал развития промышленности строительных материалов большей степени реализуем в западных районах с меньшей заболоченностью территорий: Белоярском, Березовском, Октябрьском и Советском, в которых сосредоточены основные запасы высокобонитетных лесов, песка, гравия, камня на бут и щебень и др.


В целях формирования производственных цепочек создания добавленной стоимости с использованием потенциала развития муниципальных образований автономного округа документами стратегического планирования автономного округа определены основные направления реализации кластерной политики как нового приоритета промышленной политики.


В автономном округе организационно оформлены 2 промышленных кластера в приоритетных отраслях - газоперерабатывающий и лесопромышленный.


Дальнейшее развитие кластеров будет происходить за счет технологической модернизации процесса извлечения и заготовки ресурсов, наращивания стадий все более глубокой переработки исходного сырья, улучшения качества и расширения ассортимента конечной потребительской продукции. Перспективами развития обладают нефтегазодобывающий, горнопромышленный и агропромышленный кластеры.


Организационно-методическую поддержку кластерных процессов в автономном округе обеспечивает Центр кластерного развития при АУ "Технопарк высоких технологий", который в том числе осуществляет подготовку программ развития указанных перспективных кластеров и содействие созданию отраслевых объединений.


Наряду с применением кластерной политики, большое значение имеет политика по созданию условий для появления и развития высокотехнологичных конкурентоспособных российских компаний, которые обеспечат глобальное технологическое лидерство России на принципиально новых рынках к 2035 году, которая реализуется посредством региональной модели национальной технологической инициативы (НТИ).


Разработка и последующая реализация региональной модели НТИ в Югре как одного из новых приоритетов промышленной политики основана на учете северной специфики развития региона и направлена на включение предприятий и научно-исследовательских центров автономного округа в работу по обеспечению технологического лидерства по трем из девяти сетевых рынков, определенных в качестве перспективных для России, - EnergyNet, FoodNet, AeroNet и HealthNet.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»