Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



6.3.1. Прогнозы Комитета экономики


Группу таких прогнозов до 2020 г. выполнил Комитет экономики администрации Магаданской области в 2006 г. Прогнозы предусматривают три сценария: базовый или инерционный (рис. 6.6), инновационно-активный и целевой (рис. 6.9). По инновационно-активному сценарию прогноз выполнен в двух вариантах, условно именуемых "нижняя граница" (рис. 6.7) и "верхняя граница" (рис. 6.8). Впоследствии из "нижней" и "верхней" границ инновационно-активного сценария был сделан усредненный прогноз (с численностью населения области на конец 2020 г. в размере 175,4 тыс. чел.), использованный (наряду с целевым прогнозом) при разработке "Схемы развития и размещения производительных сил Магаданской области до 2020 года" [59], а затем "Концепции "Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2025 года" [64].


Инерционный сценарий предполагает инерцию существующей социально-экономической политики. Все мероприятия, которые запланированы и предусмотрены, будут проводиться. Все инвестиционные проекты, которые уже реализуются и на которые уже выделено финансирование, будут осуществляться. И ничего сверх этого делаться не будет. Этот сценарий в целом соответствует инерционному прогнозу демографического потенциала.


Учет миграционных потоков также выполнен инерционно. Иначе говоря, предполагается, что число прибывающих будет изменяться в соответствии с тенденциями последних лет: медленно снижаться с 2,3 тыс. чел. в 2005 г. до 1,7 тыс. чел. в 2020 г. Активного привлечения мигрантов не будет. Число убывающих будет снижаться более резко: с 4,9 тыс. чел. в 2005 г. до 2,1 тыс. чел. в 2020 г. - что тоже соответствует тенденциям последних лет, и, кроме того, оправдано появлением новых рабочих мест в результате реализации уже осуществляющихся проектов.


По этому сценарию численность населения области к концу 2020 г. сократится до 150 тыс. чел, а трудовые ресурсы - до 107 тыс. чел. При этом отношение трудовых ресурсов к общей численности населения в течение всего периода останется почти неизменным на уровне 72%. В течение всего периода будет иметь место естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции.


Низкий темп падения численности населения области (всего на 11,1% за 14 лет) и почти неизменная доля трудовых ресурсов в населении объясняются тем, что авторы заложили в прогноз надежду на стабилизацию коэффициентов рождаемости и смертности, начиная с 2015 г. При этом коэффициент смертности был заложен весьма оптимистический: 12,5 умерших на 1000 чел. населения.


В настоящее время можно сказать, что этот прогноз, сделанный по данным 2005 г., уже не вполне оправдывается: на конец 2007 г. численность населения области составляла 166 тыс. чел. (как и по прогнозу), но численность трудовых ресурсов - она практически равна численности населения в трудоспособном возрасте - 114 тысяч человек (против 120 тысяч по прогнозу).


Инновационно-активный сценарий предполагает реализацию всех тех инвестиционных и инфраструктурных проектов, которые предусматриваются "Схемой развития и размещения производительных сил Магаданской области до 2020 года". Кроме того, он предусматривает осуществление ряда организационно-правовых и финансовых мер по стимулированию привлечения в область населения из других регионов, и закрепления как существующего населения, так и прибывающих.


В результате по "нижней границе" сценария сальдо миграции с 2012 г. станет положительным, и к концу периода достигнет 1,6 тыс. чел. Суммарное сальдо миграции за 15-летний период с 2006 по 2020 г., впрочем, все равно будет отрицательным, но составит мизерную величину в -0,8 тыс. чел.


По "верхней границе" сценария сальдо миграции станет положительным уже с 2011 г., а суммарное сальдо миграции за тот же 15-летний период составит уже +9,7 тыс. чел. - т.е. будет положительным.