Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики.
В Свердловской области протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, составляет 30,0 км с численностью населения на этой территории 60,0 тыс. человек.
Риск наводнений и иного негативного воздействия вод будет сохраняться и усиливаться в будущем в связи с учащением опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий, что требует реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты и использованию принципиально новых подходов к решению задач по защите населения и объектов экономики.
На территории Свердловской области учтены 534 гидротехнических сооружения (444 плотины с образованными ими водохранилищами, 68 накопителей сточных вод, 21 защитная противопаводковая дамба и 1 канал), из них 400 гидротехнических сооружений находятся в муниципальной собственности, 9 гидротехнических сооружений - в федеральной собственности, 1 гидротехническое сооружение - в областной собственности, 2 гидротехнических сооружения - в собственности физических лиц, 121 гидротехническое сооружение принадлежит предприятиям различных форм собственности и назначения, 1 гидротехническое сооружение бесхозяйное.
На 01 декабря 2016 года по техническому состоянию и уровню безопасности 208 гидротехнических сооружений (39 процентов) имели нормальный уровень безопасности, 215 гидротехнических сооружений (40,3 процента) - пониженный уровень безопасности, 67 гидротехнических сооружений - неудовлетворительный уровень безопасности (12,5 процента), 15 гидротехнических сооружений - опасный уровень безопасности (2,8 процента), 29 (5,4 процента) водохранилищ спущены.
Ситуацию ухудшает отсутствие у собственников гидротехнических сооружений средств на текущий и капитальный ремонты, что создает угрозу затопления населенных пунктов и производственных объектов, расположенных в нижнем бьефе. Кроме того, продолжающаяся застройка периодически затапливаемых и потенциально опасных при прорыве плотин и дамб территорий создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций в этих зонах, особенно в период паводков.
Защищенность населения и объектов экономики от наводнений, паводков, подтоплений и других вредных воздействий воды требует снижения рисков, то есть минимизации материального ущерба путем приведения гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние, регламентации хозяйственного использования территорий, предрасположенных к периодическому затоплению и проявлению других опасных гидрологических явлений, развития мониторинга, особенно в части методов прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений.
Большинство имеющихся защитных сооружений за более чем 40-летний срок эксплуатации выработали свой ресурс и не выполняют своего назначения. Значительное количество из них - "кустарные" укрепления, возведенные хозяйственным способом без обосновывающих научных исследований и проектов.
Реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций представляют находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии гидротехнические сооружения водохранилищ, в нижних бьефах которых расположены жилые дома, объекты экономики и социальной инфраструктуры.
Также большую опасность представляют бесхозяйные гидротехнические сооружения.
Дальнейшего развития требуют вопросы повышения результативности и скоординированности деятельности органов государственной власти по достижению приоритетных целей и задач в сфере водных отношений. В связи с этим в целях оптимизации бюджетных расходов необходимо иметь долгосрочные программные инструменты, направленные на комплексное и рациональное использование водных ресурсов, обеспечение высоких экологических стандартов водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и повышение безопасности гидротехнических сооружений.
С целью повышения безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения негативного воздействия вод в Свердловской области разработана государственная программа Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1269-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2020 года" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1269-ПП).
Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод включает в себя снижение рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод, обеспечение надежности гидротехнических сооружений, регулирование и регламентацию хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических явлений, развитие технологий мониторинга, в том числе прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений.
Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод необходимо:
1) сформировать информационно-прогностические системы, интегрированные с подсистемами гидрометеорологического мониторинга, прогнозов и оповещения, обеспечивающие принятие ситуационных решений по регулированию режимов водохранилищ, управлению инженерными сооружениями и иных мер, направленных на предупреждение и смягчение последствий наводнений. Формирование таких систем потребует модернизации системы гидрометеорологических наблюдений, технического перевооружения и совершенствования методов оперативного прогнозирования опасных гидрологических явлений, создания автоматизированных систем мониторинга на реках с быстроразвивающимися паводками и реках, протекающих по территориям с большой плотностью населения;
2) регламентировать хозяйственную деятельность на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе расположенных в нижних бьефах гидроузлов, предусматривая законодательное определение паводкоопасных территорий как территорий с особыми условиями их использования для осуществления градостроительной деятельности, установление порядка их зонирования и формирование системы ограничений на ведение хозяйственной деятельности;
3) стимулировать добровольное страхование имущества граждан, проживающих на паводкоопасных территориях, что обеспечит оптимизацию бюджетных расходов, связанных с компенсацией ущербов от негативного воздействия вод;
4) обеспечить целевую государственную поддержку строительства объектов собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для обеспечения инженерной защиты от негативного воздействия вод (дамб обвалования, систем дренажа, берегоукрепительных и иных сооружений) при отсутствии таких альтернативных экономически обоснованных вариантов, как переселение, вынос объектов, трансформация сельскохозяйственных угодий;
5) повысить эксплуатационную надежность и безопасность гидротехнических сооружений, находящихся на территории Свердловской области;
6) стимулировать сокращение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений путем предоставления хозяйствующим субъектам прав пользования водным объектом, образованным вследствие создания гидротехнического сооружения.
В целях оптимизации и повышения результативности бюджетных расходов необходимо осуществлять эффективные мероприятия в сфере использования и охраны водных объектов, ориентированные на системное решение проблем сохранения и восстановления водных объектов как системообразующего элемента окружающей среды, внедрение современных технологий, направленных на рациональное использование водных ресурсов, строительство новых, реконструкцию или капитальный ремонт существующих регулирующих мощностей, объектов инженерной защиты, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений. Однако, учитывая то, что вышеуказанные процессы являются довольно трудоемкими, достижение данных целей требует выделения значительных финансовых ресурсов.