КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 года N 322
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 30.04.2014 N 289 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 сентября 2020 года N 843
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в Государственную программу "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.04.2014 N 289 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.12.2014 N 985, от 20.03.2015 N 179, от 15.09.2015 N 677, от 09.12.2015 N 931, от 31.05.2016 N 362, от 21.09.2016 N 669, от 20.12.2016 N 954, от 18.02.2017 N 102), изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 30 апреля 2014 года N 289
(в редакции Постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 30 мая 2017 года N 322)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Паспорт Государственной программы
Наименование государственной Программы | "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) | |||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан | |||||||
Государственные заказчики Программы | Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан; Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан; некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"; Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан | |||||||
Основные разработчики Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан; Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан | |||||||
Цели Программы | Обеспечение населения Республики Татарстан доступным и комфортным жильем; повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда, уровня обеспеченности населения коммунальными услугами, надежности и качества коммунальных услуг | |||||||
Задачи Программы | Оказание дополнительных мер государственной поддержки, выполнение государственных обязательств и социальных гарантий при приобретении жилья и улучшении жилищных условий граждан; формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; повышение комфортности условий проживания и уровня обеспеченности населения коммунальными услугами; дальнейшее развитие и повышение надежности коммунальной инфраструктуры; обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям; повышение энергоресурсоэффективности жилищно-коммунального хозяйства; создание условий для повышения эффективности государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве | |||||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2014 - 2020 годы. I этап: 2014 - 2016 годы; II этап: 2017 - 2020 годы | |||||||
Перечень подпрограмм | 1. "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы"; 2. "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Татарстан на 2014 - 2019 годы"; 3. "Реализация проектов комплексного освоения и развития территорий на 2014 - 2020 годы"; 4. "Реализация мероприятий Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2014 - 2017 годах"; 5. "Реализация мероприятий Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в 2014 - 2020 годах"; 6. "Улучшение обеспеченности населения Республики Татарстан услугами водоснабжения и теплоснабжения на 2014 год"; 7. "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры на 2015 - 2020 годы"; 8. "Реализация государственной политики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве на 2014 - 2020 годы"; 9. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2016 - 2020 годы" | |||||||
Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам | Общий объем финансирования Программы составляет 90 716 619,4 тыс. рублей, в том числе: (тыс. рублей) | |||||||
Год | Всего средств | Средства бюджета Республики Татарстан | Планируемые к привлечению средства | |||||
федерального бюджета | государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" | местных бюджетов | из внебюджетных источников | ||||
2014 | 8096056,1 | 2455333,2 | 93697,7 | 2305397,7 | - | 1071945,0 | 2169682,5 | |
2015 | 13058360,5 | 8216205,3 | 476375,4 | 943296,5 | - | 1072931,0 | 2349552,3 | |
2016 | 14077710,8 | 8569087,5 | 527497,6 | 1437408,2 | 160612,4 | 1071474,0 | 2311631,1 | |
2017 | 19464255,8 | 12347046,6 | 2930254,7 | - | 398962,2 | 1073051,0 | 2714941,2 | |
2018 | 16468105,2 | 12581868,2 | 43880,6 | - | - | 1072749,0 | 2769607,4 | |
2019 | 14419598,9 | 10586477,7 | 43880,6 | - | - | 1072931,0 | 2716309,6 | |
2020 | 5132532,1 | 1853769,2 | - | - | 1072931,0 | 2205831,9 | ||
Итого | 90716619,4 | 56609787,7 | 4115586,6 | 4686102,4 | 559574,6 | 7508012,0 | 17237556,1 | |
Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов | ||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности Программы | Реализация программных мероприятий позволит достичь: к концу 2016 года: обеспечения жилыми помещениями порядка 950 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; улучшения жилищных условий 218 молодых семей; снижения доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда до 1 процента; к 2021 году: увеличения общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя Республики Татарстан, до 27,3 метра; увеличения доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Татарстан до 76 процентов; снижения удельного расхода холодной воды в многоквартирных домах до 35,1 куб. метра на одного проживающего, горячей - до 16,8 куб. метра на одного проживающего, тепловой энергии - до 0,2 Гкал на 1 кв. метр площади в год; снижения доли потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии до 12,6 процента |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых она направлена
Реализация конституционного права граждан на жилище, обеспечение одной из основных потребностей человека - иметь домашний очаг, достойные и доступные условия проживания для себя и своих близких - это одна из фундаментальных задач любого правового государства. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Это источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе.
Приоритетные направления государственной жилищной политики: повышение доступности жилья, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан - нашли свое отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
1.1. В области жилищного строительства.
Республика Татарстан является лидером в Приволжском федеральном округе по объему строительства жилья.
За период 2008 - 2012 годов в республике введено более 11 млн кв. метров жилья, в том числе индивидуальное строительство - 4,7 млн кв. метров.
В 2013 году сдано 2 400,3 тыс. кв. метров жилья (0,63 кв. метра на 1 человека).
На начало 2014 года жилищный фонд Республики Татарстан включает в себя 92 826 тыс. кв. метров общей площади, из которых 84 765,4 тыс. кв. метров - частный, 6 246,3 тыс. кв. метров - муниципальный, 1 814,4 тыс. кв. метров - государственный жилищный фонд. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя республики, составила 24,2 кв. метра.
Одной из основных предпосылок значительных достижений республики в развитии жилищного строительства явилась Программа ликвидации ветхого жилья, реализованная в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 23 октября 1995 года N УП-720 "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья". Впервые в качестве основного источника финансирования государственной программы были привлечены внебюджетные средства. За период действия Программы ликвидации ветхого жилья в инвестиционную деятельность были вовлечены практически все организации строительного комплекса республики.
Финансирование мероприятий Программы ликвидации ветхого жилья в 1996 - 2004 годах составило 21 135 млн рублей. Построено 2 821 тыс. кв. метров жилья, благоустроенное жилье безвозмездно предоставлено 49 125 семьям.
Жилищное строительство в Республике Татарстан развивается по трем основным направлениям:
Программа социальной ипотеки;
многоквартирное инвестиционное жилье;
малоэтажное строительство.
На смену Программе ликвидации ветхого жилья в республике пришла социально адаптированная масштабная жилищная программа - Программа социальной ипотеки, мероприятия по предоставлению гражданам жилых помещений которой реализуются в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
Оператор реализации Программы социальной ипотеки - некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан". Учредитель фонда - Республика Татарстан в лице Президента Республики Татарстан. Программа предназначена для граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, преимущественно для работников градообразующих предприятий и бюджетной сферы. Данные категории граждан, оплатив первоначальный взнос в размере от 0 до 30 процентов от стоимости квартиры, получают квартиру на условиях рассрочки платежей на срок до 28,5 года под 7 процентов годовых.
Поддержка граждан по республиканской Программе социальной ипотеки предусматривает финансирование за счет средств предприятий республики строительства некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" жилья типового качества по современным проектам.
Всего за период с 2005 по 2012 год в республике по Программе социальной ипотеки построено 4,786 млн кв. метров жилья, более 73 тыс. семей смогли улучшить свои жилищные условия, в том числе молодые семьи, ветераны, инвалиды и другие граждане.
В рамках Программы социальной ипотеки в 2013 году введено 397,9 тыс. кв. метров жилья. Кроме того, в 2013 году в республике введено 603,3 тыс. кв. метров многоквартирного инвестиционного жилья и 1 399,1 тыс. кв. метров - малоэтажного жилья (в том числе индивидуальное жилищное строительство).
Программа жилищного строительства Республики Татарстан на 2014 год сформирована по направлениям:
Программы социальной ипотеки в объеме 383,4 тыс. кв. метров,
многоквартирного инвестиционного жилья - 1 017,0 тыс. кв. метров,
малоэтажного жилищного строительства - 998,6 тыс. кв. метров.
Средняя цена жилья в республике в расчете на 1 кв. метр общей площади в IV квартале 2013 года составила, по данным статистики, 45,2 тыс. рублей на первичном рынке жилья и 55,8 тыс. рублей - на вторичном рынке.
Коэффициент доступности жилья для граждан составляет по итогам 2013 года 2,83 года. Суть показателя состоит в том, что если в течение этого периода (2,83 года) все свои доходы семья из трех человек направляет исключительно на покрытие ипотечного кредита, то к концу срока она его полностью погашает и становится собственником стандартного жилья площадью 54 кв. метра.
При этом анализ рынка жилья показывает, что сегодня только четвертая часть населения может купить жилье за счет собственных средств или с привлечением ипотечного кредита. Поэтому высока потребность в арендном жилье, при этом основная его часть должна находиться в сегменте жилья экономического класса, отвечающего современным требованиям экологичности и энергоэффективности. Развитие рынка арендного жилья является вполне реалистичным и перспективным способом решения жилищной проблемы.
Необходимость развития рынка арендного жилья в Республике Татарстан обусловлена также наличием трудовой миграции и мобильностью населения, а также реализацией крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения трудовых ресурсов. В связи с этим основной задачей в области строительства арендного жилья является оказание поддержки развитию особых экономических и промышленных зон через создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов.
В целях создания условий для обеспечения возможности использования гражданами в Республике Татарстан доступного арендного жилья был подписан Указ Президента Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года N УП-965 "О мерах по развитию рынка доступного арендного жилья в Республике Татарстан".
Республика Татарстан осуществляет строительство арендного жилья, в том числе с использованием возможностей некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", которая на сегодня является главным оператором строительства жилья экономического класса и располагает необходимыми оборотными средствами.
Одним из направлений стимулирования жилищного строительства является оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях.
Таблица 1
Количество семей граждан, отнесенных к отдельным категориям, состоящих на учете на улучшение жилищных условий
Категории граждан | Количество семей, состоящих в списках на получение субсидии на 01.01.2014 |
Уволенные военные | 11 |
Вынужденные переселенцы | 187 |
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС | 97 |
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий | 142 |
Молодые семьи | 5308 |
Многодетные семьи | 824 |
Граждане из числа детей-сирот | 1700 |
Итого | 8269 |
В рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее - ФЦП "Жилище"), реализуются следующие мероприятия: обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, обеспечение жильем чернобыльцев, вынужденных переселенцев, выехавших из районов Крайнего Севера.
Важным направлением жилищной политики в Российской Федерации является поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий. В соответствии с основными приоритетами и мерами по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект) в состав ФЦП "Жилище" включена Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предполагающая предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса.
Условием участия субъектов Российской Федерации в указанной Подпрограмме является наличие соответствующей региональной программы обеспечения жильем молодых семей и обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию программы.
Кроме того, в Республике Татарстан реализуются мероприятия по обеспечению жильем многодетных семей и детей-сирот. Жилищные сертификаты по данным категориям оформляются с 2007 года. В сводный список многодетных семей по Республике Татарстан на 2014 год включены 824 многодетные семьи, имеющие пять и более детей. Общая потребность в финансировании составляет 3,28 млрд рублей.