Действующий

О схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с изменениями на 27 июня 2023 года)



7.5. Нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов


Ст. 11 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к охотничьим животным, обитающим в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, относит:


а) копытные животные - кабан, лось, дикий северный олень;


б) медведи - бурый медведь;


в) пушные животные - волк, лисица, рысь, соболь, росомаха, барсук, куница лесная, колонок, ласка, горностай, норка американская, белый песец, летяга, выдра, заяц-беляк, бобр речной, ондатра, крот обыкновенный, белка обыкновенная, енотовидная собака, хомяки, водяная полевка;


г) птицы - гуси, казарки, утки, глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, улиты, мордунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, голуби, горлицы.


Современным законодательством нормативы использования охотничьих ресурсов закреплены на федеральном уровне. Ежегодно должны устанавливаться лимиты добычи в пределах этих нормативов. В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъект Федерации вправе устанавливать так называемые нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности.


Объем добычи видов животных определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов (Приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2010 N 554). На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по согласованию с федеральным органом власти высшим должностным лицом данного субъекта Федерации утверждается лимит добычи лося, соболя, медведя, кабана, выдры барсука, рыси.


Норма добычи остальных охотничьих ресурсов утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.08.2011 N 307-п "О нормах допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи в охотничьих угодьях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и нормах пропускной способности охотничьих угодий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (табл. 5.44).


(в ред. постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.06.2023 N 90)


Как показал многолетний опыт, регулирование добычи животных с помощью жестко ограниченных норм добывания (один глухарь в день и один за сезон, две утки в день) ведет к таким отрицательным последствиям, как недоиспользование ресурсов, заведомое исключение возможности производства товарной продукции, ущемление интересов охотника и государства. Соблюдение норм отстрела, как правило, не поддается контролю и нарушается охотниками, что имеет отрицательный моральный эффект. Это наиболее "браконьероемкий" способ регулирования, исключающий правдивую информацию о реальной добыче. При таком "нормировании" не может быть и речи об интенсификации охотничьей отрасли. Для снижения отрицательного влияния этого способа регулирования нормы добычи должны значительно превышать фактическую среднюю добычу охотника за 1 день. В таком случае будет более правдивая информация о добыче, охотники будут реже нарушать правила охоты, а процесс охоты будет более управляемым. Изучение средней дневной добычи в хозяйствах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры показало, что обычно она всегда меньше разрешенных норм отстрела, хотя отдельные охотники могут иногда значительно их превышать, что в целом присуще процессу охоты (удачные и неудачные охоты, влияние погоды и т.д.) (табл. 7.6).