Современная транспортная система Казани является одной из лучших в России. С 2006 г. реализуется единая концепция развития городского транспорта, предусматривающая развитие улично-дорожной сети, городского пассажирского транспорта и организации дорожного движения. Огромную роль сыграла подготовка улично-дорожной сети к проведению Универсиады-2013: было построено 3 станции метрополитена, 11 транспортных развязок, 26 пешеходных переходов, отремонтировано 63 улицы.
В городе действует единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта, в которой приоритетное место отдается городскому электрическому транспорту. Автобус, трамвай, троллейбус, метро работают по единым тарифам. Все автобусы, половина трамваев и 86% троллейбусов низкопольные. Метрополитен Казани - это одна линия из 10 станций. Для обеспечения приоритетного развития общественного транспорта в Казани активно используются выделенные полосы (около 10% общей протяженности улично-дорожной сети города).
100% подвижного состава оснащены бортовыми комплектами спутниковой навигации ГЛОНАСС, позволяющими обеспечить оперативное диспетчерское управление, благодаря которому в 2015 году выполнение рейсов в целом по городу составило 89% от планового, регулярность - 79%. В трамваях, троллейбусах и автобусах осуществляется автоинформирование пассажиров на трех языках. Каждая пятая остановка общественного транспорта оборудована электронным табло, которое по данным спутниковой навигации предоставляет данные о точном времени прибытия подвижного состава; кроме того, информация в режиме реального времени отражается в приложении "Яндекс.Транспорт" и на транспортном сайте города.
В Казани 76% пассажиров оплачивают проезд по безналичной системе электронными проездными билетами (или транспортными картами). Электронными проездными билетами можно также оплатить проезд еще в четырех городах Республики Татарстан (Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск) и на пригородном железнодорожном транспорте.
Серьезным вызовом для города становится рост количества личного автотранспорта: за последние 10 лет число зарегистрированных автомобилей в городе увеличилось в два раза и сегодня их количество на 1 тыс. жителей составляет 313 единиц.
Для увеличения пропускной способности улично-дорожной сети и скорости движения наряду с развитием улично-дорожной сети реализуется ряд мероприятий: единое парковочное пространство, отмена левых поворотов, ограничение въезда грузового транспорта в центр города, АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением) и выделенные полосы движения. В Казани впервые в России на пяти магистральных автобусных маршрутах в рамках интеллектуальной транспортной системы реализовали приоритетный пропуск общественного транспорта на перекрестках с большой интенсивностью движения.
Осуществляются мероприятия по ограничению въезда личного транспорта в центр города и созданию приоритета для общественного транспорта, велоперемещений и пешеходного движения: введены платные муниципальные уличные парковки, на всех прилегающих к ним улицах остановка и стоянка транспорта запрещены. По данным детекторов движения, после внедрения проекта на основных магистралях пропускная способность увеличилась на 15%.
В рамках развития парков и скверов ведутся работы по обустройству велосипедно-пешеходных дорожек. В городе имеются 3 пешеходные улицы, в 2015 году в центральной части города выделены велосипедные дорожки в рамках малого велокольца протяженностью 4,8 км. Однако, по мнению горожан, именно организация пешеходного движения является слабым местом современной Казани, и обеспечению комфорта и системности пешеходного движения должно быть уделено особое внимание в ближайшие годы как в центральных, так и в периферийных районах города.
Многочисленные водные объекты мало используются для транспортных целей, хотя интерес к водному транспорту проявляют как горожане, так и туристы, учитывая живописные берега Волги, Казанки, озер Кабан. Наметилась пока слабая тенденция к улучшению положения - общее количество туристов, воспользовавшихся водным транспортом, за 5 месяцев 2016 года составило 38,6 тыс. человек (в предыдущем году - 37,4 тыс. человек).
Конкурентные преимущества:
- Система общественного городского транспорта является одной из лучших в России.
- Активное внедрение современных информационных технологий в управление транспортом.
- Активные сообщества горожан, цель которых - добиться преимущества пешехода над автомобилем.
Ключевые вызовы и риски: