Действующий

О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года (с изменениями на 16 декабря 2021 года)



1.2.2. Пространство, инфраструктура, природные ресурсы

Дорожная сеть, транспорт, организация дорожного движения


Современная транспортная система Казани является одной из лучших в России. С 2006 г. реализуется единая концепция развития городского транспорта, предусматривающая развитие улично-дорожной сети, городского пассажирского транспорта и организации дорожного движения. Огромную роль сыграла подготовка улично-дорожной сети к проведению Универсиады-2013: было построено 3 станции метрополитена, 11 транспортных развязок, 26 пешеходных переходов, отремонтировано 63 улицы.


В городе действует единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта, в которой приоритетное место отдается городскому электрическому транспорту. Автобус, трамвай, троллейбус, метро работают по единым тарифам. Все автобусы, половина трамваев и 86% троллейбусов низкопольные. Метрополитен Казани - это одна линия из 10 станций. Для обеспечения приоритетного развития общественного транспорта в Казани активно используются выделенные полосы (около 10% общей протяженности улично-дорожной сети города).


100% подвижного состава оснащены бортовыми комплектами спутниковой навигации ГЛОНАСС, позволяющими обеспечить оперативное диспетчерское управление, благодаря которому в 2015 году выполнение рейсов в целом по городу составило 89% от планового, регулярность - 79%. В трамваях, троллейбусах и автобусах осуществляется автоинформирование пассажиров на трех языках. Каждая пятая остановка общественного транспорта оборудована электронным табло, которое по данным спутниковой навигации предоставляет данные о точном времени прибытия подвижного состава; кроме того, информация в режиме реального времени отражается в приложении "Яндекс.Транспорт" и на транспортном сайте города.


В Казани 76% пассажиров оплачивают проезд по безналичной системе электронными проездными билетами (или транспортными картами). Электронными проездными билетами можно также оплатить проезд еще в четырех городах Республики Татарстан (Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск) и на пригородном железнодорожном транспорте.


Серьезным вызовом для города становится рост количества личного автотранспорта: за последние 10 лет число зарегистрированных автомобилей в городе увеличилось в два раза и сегодня их количество на 1 тыс. жителей составляет 313 единиц.


Для увеличения пропускной способности улично-дорожной сети и скорости движения наряду с развитием улично-дорожной сети реализуется ряд мероприятий: единое парковочное пространство, отмена левых поворотов, ограничение въезда грузового транспорта в центр города, АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением) и выделенные полосы движения. В Казани впервые в России на пяти магистральных автобусных маршрутах в рамках интеллектуальной транспортной системы реализовали приоритетный пропуск общественного транспорта на перекрестках с большой интенсивностью движения.


Осуществляются мероприятия по ограничению въезда личного транспорта в центр города и созданию приоритета для общественного транспорта, велоперемещений и пешеходного движения: введены платные муниципальные уличные парковки, на всех прилегающих к ним улицах остановка и стоянка транспорта запрещены. По данным детекторов движения, после внедрения проекта на основных магистралях пропускная способность увеличилась на 15%.


В рамках развития парков и скверов ведутся работы по обустройству велосипедно-пешеходных дорожек. В городе имеются 3 пешеходные улицы, в 2015 году в центральной части города выделены велосипедные дорожки в рамках малого велокольца протяженностью 4,8 км. Однако, по мнению горожан, именно организация пешеходного движения является слабым местом современной Казани, и обеспечению комфорта и системности пешеходного движения должно быть уделено особое внимание в ближайшие годы как в центральных, так и в периферийных районах города.


Многочисленные водные объекты мало используются для транспортных целей, хотя интерес к водному транспорту проявляют как горожане, так и туристы, учитывая живописные берега Волги, Казанки, озер Кабан. Наметилась пока слабая тенденция к улучшению положения - общее количество туристов, воспользовавшихся водным транспортом, за 5 месяцев 2016 года составило 38,6 тыс. человек (в предыдущем году - 37,4 тыс. человек).


Конкурентные преимущества:


- Система общественного городского транспорта является одной из лучших в России.


- Активное внедрение современных информационных технологий в управление транспортом.


- Активные сообщества горожан, цель которых - добиться преимущества пешехода над автомобилем.


Ключевые вызовы и риски: