АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2016 года N 235


Об утверждении областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности"

(с изменениями на 19 марта 2024 года)

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 15.12.2016 N 744, от 12.04.2017 N 232, от 12.10.2017 N 690, от 12.03.2018 N 131, от 05.10.2018 N 637, от 11.12.2018 N 839, от 14.12.2018 N 866, от 21.12.2018 N 911, от 07.02.2019 N 36, от 07.08.2019 N 461, от 23.10.2019 N 617, от 08.11.2019 N 654, от 12.12.2019 N 758, от 18.12.2019 N 774, от 31.03.2020 N 165, от 16.07.2020 N 434, от 16.11.2020 N 678, от 23.12.2020 N 806, от 12.02.2021 N 67, от 16.02.2021 N 71, от 17.03.2021 N 147, от 19.05.2021 N 301, от 22.06.2021 N 377, от 04.08.2021 N 508, от 21.09.2021 N 606, от 13.12.2021 N 792, от 29.12.2021 N 888, от 31.03.2022 N 198, от 21.04.2022 N 254, от 29.04.2022 N 263, от 04.05.2022 N 271, от 02.06.2022 N 363, от 30.06.2022 N 443, от 17.08.2022 N 566, от 02.09.2022 N 628, от 24.11.2022 N 871, от 13.12.2022 N 925, от 16.12.2022 N 958, от 21.02.2023 N 61, от 09.03.2023 N 93, от 08.06.2023 N 303, от 01.08.2023 N 447, постановлений Правительства Смоленской области от 07.11.2023 N 59, от 18.12.2023 N 215, от 19.03.2024 N 166)




В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 19.01.2022 N 5 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации" Администрация Смоленской области постановляет:


(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 12.10.2017 N 690, от 12.03.2018 N 131, от 05.10.2018 N 637, от 31.03.2022 N 198)


Утвердить прилагаемую областную государственную программу "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" (далее также - Государственная программа).


(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 12.04.2017 N 232, от 05.10.2018 N 637)



Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 22.04.2016 N 235



ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ"

(в ред. постановления Правительства Смоленской области от 19.03.2024 N 166)




1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы


Промышленными предприятиями обрабатывающих производств Смоленской области в 2023 году отгружено продукции, выполнено работ и услуг в суммарном объеме на 395,5 млрд. рублей, что на 19,7% больше, чем в 2022 году.


Индекс промышленного производства в 2023 году по сравнению с 2022 годом составил 110,6% (по Российской Федерации - 103,5%).


Основу обрабатывающей промышленности региона составляют химическая, металлургическая, деревообрабатывающая, легкая промышленность; производство минеральной продукции, электронной и электрической продукции, машин и оборудования. На эти отрасли приходится более 50% всего объема промышленного производства.


Развитию производственной деятельности промышленных предприятий Смоленской области способствует выгодное географическое положение региона, что обеспечивает выход продукции на рынки соседних регионов, в том числе Московской области.


Главные транспортные узлы в регионе - города Смоленск, Вязьма, Рославль. Основным конкурентным преимуществом Смоленской области по отношению к другим регионам Центрального федерального округа является ее высокий транзитный потенциал. Через ее территорию проходят три федеральные автомагистрали, крупнейшей из которых является автомобильная дорога М-1 "Беларусь". Они связывают Смоленскую область со всеми регионами России, странами Содружества Независимых Государств и Балтии. От указанного магистрального направления имеются выходы на сеть железных дорог Восточной и Западной Европы. Вдоль западной границы Смоленской области проходит международный транспортный коридор "Север-Юг".


На сегодняшний день через смоленский участок границы с Беларусью осуществляется ввоз более 70% товаров, перевозимых в целом по стране.


Расстояние от г. Смоленска до г. Москвы - 370 км, до г. Санкт-Петербурга - 750 км, до г. Минска - 340 км, до г. Бреста - 700 км, до г. Варшавы - 870 км, до г. Берлина - 1370 км, до г. Парижа - 2400 км.


Территория Смоленской области обслуживается Московской железной дорогой. Основная железнодорожная двухпутная электрифицированная магистраль Москва - Минск - Брест имеет особое как пассажирское, так и грузовое значение и проходит через города Гагарин, Вязьму, Сафоново, Ярцево и Смоленск. Кроме того, действуют однопутные тепловозные линии.


В территориальной структуре промышленности сформировались индустриальные центры: города Смоленск и Десногорск, а также шесть промышленных районов: Вяземский, Гагаринский, Дорогобужский, Сафоновский, Рославльский и Ярцевский. На их долю приходится более 90% от общего объема производимой в Смоленской области промышленной продукции.


На территории Смоленской области действует около 2500 организаций обрабатывающей промышленности. В их числе крупные промышленные предприятия, значимые не только для экономики Смоленской области, но и для Российской Федерации в целом (акционерное общество "Производственное объединение "Кристалл", акционерное общество "Смоленский авиационный завод", публичное акционерное общество "Дорогобуж", федеральное государственное унитарное предприятие "Смоленское производственное объединение "Аналитприбор", акционерное общество "Авангард", общество с ограниченной ответственностью "Фабрика "ШАРМ", акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Измеритель", общество с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" и другие).


Среди основных факторов, сдерживающих развитие промышленности Смоленской области, можно отметить следующие:


- износ основных производственных фондов на предприятиях, основанных более 30 лет назад;


- недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках;


- низкие темпы освоения инновационной продукции и внедрения новых технологий;


- дефицит рабочих кадров;


- высокая энергоемкость производства.


Для преодоления основных факторов, сдерживающих развитие промышленности, необходимо активизировать процесс привлечения инвестиций в развитие предприятий, в том числе через государственную поддержку инвестиционных проектов организаций.


15 февраля 2016 года между Фондом развития промышленности и Администрацией Смоленской области подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого стороны взаимодействуют по организационным, правовым, экономическим, финансовым и техническим вопросам.


В соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 22.02.2018 N 171-р/адм "О возложении функций областного государственного фонда развития промышленности на микрокредитную компанию "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" микрокредитная компания "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" наделена функциями областного государственного фонда развития промышленности (далее - областной фонд). Основной задачей областного фонда является предоставление займов с процентной ставкой до 5 процентов годовых, что позволит придать дополнительный стимул развитию промышленных предприятий.


В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, приведенными в приложении N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, Правительством Смоленской области с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключено соглашение от 29.12.2023 N 020-09-2024-064 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Смоленской области в целях софинансирования расходных обязательств Смоленской области, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, в объеме 23264,1 тыс. рублей.


За 2023 год областной фонд предоставил субъектам промышленности 11 займов на сумму 188,23 млн. рублей. Всего за время действия областного фонда по 01.01.2024 было выдано 28 займов на общую сумму 371,93 млн. рублей.


В 2017 году на территории Смоленской области создана автономная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта Смоленской области", основной задачей которой является содействие в расширении внешнеэкономического сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства Смоленской области.


Деятельность по стимулированию внешнеэкономического потенциала малых и средних предприятий Смоленской области будет способствовать повышению конкурентоспособности и интернационализации бизнеса на территории региона, развитию инфраструктуры компаний с помощью совершенствования мер и инструментов государственной поддержки.


С 2021 года Смоленская область приступила к реализации национального проекта "Производительность труда".


Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" нацелен на достижение прироста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики путем реализации мероприятий по повышению производительности труда непосредственно на предприятиях - участниках регионального проекта.


Показатели реализации регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" установлены соглашением о реализации регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" на территории Смоленской области от 07.10.2019 N 2019-L20037-31.


Для финансирования регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" предполагается привлечение средств федерального бюджета. Финансирование регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" за счет средств федерального бюджета будет осуществляться на основании соглашения между автономной некоммерческой организацией "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда" и Министерством промышленности и торговли Смоленской области.


На территории Смоленской области завершена реализация крупного инвестиционного проекта по созданию двух областных государственных индустриальных парков "Феникс" и "Сафоново".


В конце декабря 2021 года введен в эксплуатацию индустриальный парк "Феникс".


В декабре 2022 года введен в эксплуатацию индустриальный парк "Сафоново".


На сегодняшний день статус резидента индустриального парка присвоен 13 организациям (индустриальный парк "Сафоново" - 2 резидента, индустриальный парк "Феникс" - 11 резидентов). Все они приступили к реализации своих инвестиционных проектов: от осуществления проектно-изыскательских работ до возведения производственных корпусов. Выход на проектные мощности предприятий запланирован на 2024 - 2025 годы. Два предприятия (общество с ограниченной ответственностью "Русский лен", общество с ограниченной ответственностью "НЭС") завершили строительство производственных корпусов и приступили к выпуску продукции.


В настоящее время также построены и введены в эксплуатацию производственные здания резидентов областных государственных индустриальных парков "Феникс" и "Сафоново": общества с ограниченной ответственностью "Смолмедпрепараты", общества с ограниченной ответственностью "Смоленская обувная фабрика", общества с ограниченной ответственностью "ПТФ Растом".


Резидентами индустриального парка "Феникс" создано 70 рабочих мест, к 2027 году запланировано создание еще 900 рабочих мест.


Резидентами индустриального парка "Сафоново" создано 214 рабочих мест, к 2027 году запланировано создание еще 600 рабочих мест.


Реализация Государственной программы будет способствовать повышению конкурентоспособности и росту производительности труда в Смоленской области, созданию новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, а также позволит улучшить социально-экономическое положение Смоленской области, увеличить поступления в консолидированный бюджет Смоленской области, повысить уровень жизни населения.



2. Оценка применения мер государственного регулирования в части налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам и сборам в сфере реализации областной государственной программы "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности"

Наименование налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам

Вид налога (сбора), по которому предоставлены налоговая льгота, освобождение, иная преференция по налогам и сборам

Цель (цели) введения налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам

Период действия налоговой льготы, освобождения, иной преференции по налогам и сборам

Фактический объем налогового расхода областного бюджета за 2022 год (тыс. рублей)

Оценочный объем налогового расхода областного бюджета за 2023 год (тыс. рублей)

Прогнозный объем налоговых расходов областного бюджета (тыс. рублей)

Целевой показатель (индикатор) налогового расхода

2024 год

2025 год

2026 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в части недвижимого имущества, построенного (реконструированного) на территории индустриального парка, управляющих компаний и резидентов индустриальных парков

налог на имущество организаций

увеличение притока новых инвестиций в экономику Смоленской области;

рост научно-технического потенциала;

повышение числа высокопроизводительных рабочих мест;

развитие приоритетных отраслей экономики в Смоленской области

в течение 3 налоговых периодов, если суммарный объем капитальных вложений составляет до 150 миллионов рублей включительно;

в течение 5 налоговых периодов, если суммарный объем капитальных вложений составляет свыше 150 миллионов рублей до 300 миллионов рублей включительно;

в течение 10 налоговых периодов, если суммарный объем капитальных вложений составляет свыше 300 миллионов рублей

17013,0

3432,0

3432,0

3432,0

3432,0

количество резидентов;

объем привлеченных инвестиций; создание новых рабочих мест

Установление организациям - участникам региональных инвестиционных проектов на территории Смоленской области ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 10%

налог на прибыль организаций

реализация промышленной политики

начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога на прибыль организаций, исчисленного с применением пониженных налоговых ставок, установленных областным законом "О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Смоленской области" и пунктом 1.5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта капитальных вложений, определяемому в соответствии с пунктом 8 статьи 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

объем привлеченных инвестиций

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций инвесторов, являющихся стороной специального инвестиционного контракта (далее также - СПИК), в отношении недвижимого имущества (за исключением жилых помещений), построенного, реконструированного в результате реализации специального инвестиционного контракта на территории Смоленской области

налог на имущество организаций

реализация промышленной политики

в течение действия соглашения по СПИК

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

объем привлеченных инвестиций

Установление управляющим компаниям индустриальных парков, включенным в реестр индустриальных парков, расположенных на территории Смоленской области, и резидентам индустриальных парков, включенным в реестр резидентов индустриальных парков, расположенных на территории Смоленской области, ставки налога на прибыль организаций в размере 13,5% в части налога, подлежащего зачислению в областной бюджет

налог на прибыль организаций

увеличение притока новых инвестиций в экономику Смоленской области;

рост научно-технического потенциала;

повышение числа высокопроизводительных рабочих мест;

развитие приоритетных отраслей экономики в Смоленской области

до 01.01.2025

696,0

628,0

628,0

0,0

0,0

количество резидентов;

объем привлеченных инвестиций; создание новых рабочих мест

Освобождение от уплаты транспортного налога управляющих компаний индустриальных парков в не более чем 10 транспортных средств (за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов), впервые зарегистрированных на территории Смоленской области после включения сведений об управляющей компании индустриального парка в реестр индустриальных парков, расположенных на территории Смоленской области; освобождение от уплаты транспортного налога резидентов индустриальных парков в отношении не более чем 10 транспортных средств (за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов), впервые зарегистрированных на территории Смоленской области после включения сведений о резиденте индустриального парка в реестр резидентов индустриальных парков, расположенных на территории Смоленской области

транспортный налог

увеличение притока новых инвестиций в экономику Смоленской области;

рост научно-технического потенциала;

повышение числа высокопроизводительных рабочих мест;

развитие приоритетных отраслей экономики в Смоленской области

в течение 3 налоговых периодов, если суммарный объем капитальных вложений составляет до 150 миллионов рублей включительно;

в течение 5 налоговых периодов, если суммарный объем капитальных вложений составляет свыше 150 миллионов рублей до 300 миллионов рублей включительно;

в течение 10 налоговых периодов, если суммарный объем капитальных вложений составляет свыше 300 миллионов рублей

98,0

149,0

164,0

164,0

164,0

количество резидентов;

объем привлеченных инвестиций; создание новых рабочих мест

Установление организациям - резидентам особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее - особая экономическая зона), ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, в размере: 0 процентов - в течение семи налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны; 5 процентов - с восьмого по десятый налоговый период включительно начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны;

13,5 процента - по истечении десяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны

налог на прибыль организаций

увеличение притока новых инвестиций в экономику Смоленской области;

рост научно-технического потенциала;

повышение числа высокопроизводительных рабочих мест;

развитие приоритетных отраслей экономики в Смоленской области

0 процентов - в течение семи налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны;

5 процентов - с восьмого по десятый налоговый период включительно начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны;

13,5 процента - по истечении десяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, но не более срока существования особой экономической зоны

0,0

0,0

4022,0

26844,0

65818,0

количество резидентов;

объем привлеченных инвестиций; создание новых рабочих мест

Освобождение резидентов особой экономической зоны от уплаты транспортного налога в отношении не более чем десяти транспортных средств (за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов), впервые зарегистрированных на территории Смоленской области после включения сведений о резиденте особой экономической зоны в реестр резидентов особой экономической зоны

транспортный налог

увеличение притока новых инвестиций в экономику Смоленской области;

рост научно-технического потенциала;

повышение числа высокопроизводительных рабочих мест;

развитие приоритетных отраслей экономики в Смоленской области

с 1-го числа налогового периода, следующего за датой внесения сведений о резиденте особой экономической зоны в реестр резидентов особой экономической зоны, и осуществляется в течение десяти налоговых периодов непрерывно, но не более срока существования особой экономической зоны

0,0

0,0

0,0

0,0

112,0

количество резидентов;

объем привлеченных инвестиций; создание новых рабочих мест

Применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций

налог на прибыль организаций

реализация промышленной политики

с 01.01.2020 по 31.12.2027 включительно

134243,0

64000,0

65000,0

66000,0

67000,0

объем привлеченных инвестиций

Освобождение резидентов территории опережающего развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Смоленской области (далее также - резиденты ТОР), от уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества (за исключением жилых помещений), построенного, реконструированного в ходе реализации инвестиционных проектов, отвечающих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Смоленской области

налог на имущество организаций

улучшение условий для свободного предпринимательства и развития конкуренции на территории Смоленской области, стимулирующих предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, расширение их способности к работе на открытых рынках

действует с 1-го числа квартала, в котором резидент ТОР был включен в реестр резидентов территорий опережающего развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), и прекращается с 1-го числа квартала, в котором резидент ТОР был исключен из указанного реестра

0,0

0,0

1289,0

16509,0

20016,0

количество резидентов территории опережающего социально-экономического развития "Дорогобуж", находящихся в реестре резидентов территорий опережающего развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)

Установление резидентам ТОР ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Смоленской области

налог на прибыль организаций

улучшение условий для свободного предпринимательства и развития конкуренции на территории Смоленской области, стимулирующих предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, расширение их способности к работе на открытых рынках

0% - в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Смоленской области; 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов

198,0

1663,0

2968,0

3111,0

3456,0

количество резидентов территории опережающего социально-экономического развития "Дорогобуж", находящихся в реестре резидентов территорий опережающего развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»