МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 марта 2017 года N 01/970

Об утверждении Концепции и "дорожной карты" межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования


В целях формирования востребованной региональной системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования и в соответствии с планом работы Министерства образования и науки на 2017 год

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемые:

1) Концепцию межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования,

2) "Дорожную карту" межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования по реализации Концепции межмуниципального взаимодействия на 2017 год.

Министр образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ






Утверждена
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 29 марта 2017 года N 01/970

Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования

Введение


Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также на основе концептуальных документов в сфере оценки качества образования федерального и регионального уровней:

- Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. (далее - ФЦПРО) (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497);

- Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области (далее - РСОКО) (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 N 01/3525 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области");

- Региональной модели оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 N 03-021 11974 "О направлении материалов региональной модели оценки качества общего образования").

Необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации является одной из приоритетных задач регулирования отношений в сфере образования. <1>

     ________________

<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" ст. 8. п. 11. ч. 1.

Формирование востребованной общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО) <2> выступает одним из таких условий, определенных Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 гг. Формирование ЕСОКО нацелено на эффективное управление качеством российского образования и может осуществляться через региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.

     ________________

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 гг.", задача 5, мероприятие 5.1.

В Челябинской области в качестве стратегии совершенствования региональной системы оценки качества образования определена и обоснована идея формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки.

Данная стратегия представлена в действующей Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция РСОКО) <3>, которая обеспечивает согласованность управления качеством образования на всех уровнях образовательной системы: региональном, муниципальном, институциональном.

     ________________

<3> Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 N 01/3545 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".

Формирование региональной (и далее - муниципальной, институциональной) востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки может осуществляться более эффективно на основе активного межмуниципального взаимодействия в рамках "оценочного пространства" системы образования Челябинской области. В этой связи назрела необходимость организации межмуниципального взаимодействия для решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (далее - межмуниципального взаимодействия).

Актуальность Концепции состоит, таким образом, в обосновании и описании подходов к интеграции ресурсов муниципальных образовательных систем в решении задачи эффективного управления качеством образования в соответствии с РСОКО.

Потенциал межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных системах Челябинской области определяется наличием условий для организации такого взаимодействия, к которым можно отнести:

- изменения в структуре и содержании региональной системы оценки качества образования;

- разработанность в территориях отдельных компонентов муниципальной системы оценки качества образования (нормативных актов, диагностик, мониторингов, оценочных материалов);

- наличие практики взаимодействия субъектов муниципальных образовательных систем при реализации федеральных и региональных инновационных проектов (ФЦПРО, "Темп" и др.);

- накопленный в территориях опыт принятия эффективных решений в части оценки качества.

Исходя из имеющихся стартовых условий, Концепция определяет: цель, задачи, основные понятия и принципы межмуниципального взаимодействия; а также его содержание, процедуры, механизмы и средства реализации. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты межмуниципального взаимодействия и основные показатели результативности.

Реализация Концепции требует, кроме того, формирования организационной структуры и инфраструктуры для обеспечения межмуниципального взаимодействия, где ГБУ ДПО РЦОКИО может выступать как региональный координатор реализации стратегии межмуниципального взаимодействия, определения и разработки критериев добровольного включения муниципальных образований в процесс взаимодействия, а также мониторинга достижения ожидаемых социально-экономических эффектов.

Решение задач эффективного управления качеством образования по результатам РСОКО на муниципальном уровне может быть обеспечено применением нормативного, системного и деятельностного подходов.

Реализация межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования будет эффективной при использовании нормативного подхода, который определяет и структурирует: полномочия <4> региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, в части обеспечения оценки качества образования; возможности на основе полномочий эффективного использования и наращивания ресурсов; механизмы исполнения таких полномочий на всех уровнях управления образовательной системой Челябинской области (региональном, муниципальном, институциональном).

     ________________

<4> Под полномочием регионального органа управления образованием понимается ограниченное законодательством право регионального органа управления образованием использовать собственные ресурсы и ресурсы региональной образовательной системы для достижения целей ее функционирования и развития (Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - с. 64.).

Применение системного подхода находит свое отражение в формировании совокупности основных компонентов Концепции, которая включает цели, содержание, механизмы и результаты межмуниципального взаимодействия.

Деятельностный подход позволяет представить процесс решения задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО как поэтапное формирование и развитие механизмов межмуниципального взаимодействия в части совместного использования и наращивания ресурсов, процедур оценки качества образования и достижения ожидаемых результатов реализации РСОКО.

Концепцией определен понятийный аппарат, конкретизирующий ее содержание в соответствии с методологией РСОКО <5>.

     ________________

<5> Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 N 01/3545 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".

Первая группа понятий, используемых в Концепции, включает понятия в сфере управления качеством образования, признаки которых определены нормативно или ранее описаны в региональных научно-методических материалах:

качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы <6>;

     ________________

<6> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 2 П. 29.

качество образования на региональном уровне - комплексная характеристика региональной образовательной системы, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении результатов освоения образовательных программ общего (включая дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования) и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей <7>;

     ________________

<7> Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - с. 63.

качество образования на муниципальном уровне - комплексная характеристика муниципальной образовательной системы, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении результатов освоения образовательных программ общего (включая дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования) и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей и специфики территорий муниципальных образований <8>;

     ________________

<8> Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - с. 105.

оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем <9>;

     ________________

<9> Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - с. 62.

оценка качества образования на региональном уровне - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области <10>;

     ________________

<10> Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - с. 66.

оценка качества образования на муниципальном уровне - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы муниципалитета и его подсистем с учетом стратегических приоритетов развития системы образования на муниципальном и региональном уровнях <11>;

     ________________

<11> Авторское определение.

система оценки качества образования на региональном уровне - совокупность компонентов, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образования в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее подсистем. Включает в себя: цель и задачи, содержательные элементы, организационные и функциональные структуры, механизмы и процедуры и иные компоненты с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Челябинской области <12>;

     ________________

<12> Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 N 01/3545 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".

система оценки качества образования на муниципальном уровне - совокупность компонентов, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества образования в конкретной муниципальной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы муниципалитета и ее подсистем. Включает в себя: цель и задачи, содержательные элементы, организационные и функциональные структуры, механизмы и процедуры и иные компоненты с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития муниципальной системы образования <13>;

     ________________

<13> Авторское определение.

мониторинг системы оценки качества образования на региональном уровне - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в региональной системе оценки качества образования, результатом которого является установление степени соответствия ее элементов, структур, механизмов и процедур целям и задачам <14>;

     ________________

<14> Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 N 01/3545 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".

мониторинг системы оценки качества образования на муниципальном уровне - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в системе оценки качества образования в конкретной образовательной организации конкретного муниципального образования и образовательной системы муниципалитета в целом, с учетом полномочий МОУО в части обеспечения качества образования и специфики муниципальных образований, результатом которого является установление степени соответствия ее элементов, структур, механизмов и процедур целям и задачам <15>;

     ________________

<15> Авторское определение.

управление качеством образования на региональном уровне - целенаправленное, комплексное скоординированное воздействие государственных и общественных органов (или субъектов управления) на региональную образовательную систему или ее отдельные элементы с целью достижения планируемого качества образования <16>;

     ________________

<16> Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др.; науч. ред.: В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014 - 64 с.

управление качеством образования на муниципальном уровне - целенаправленное воздействие субъектов управления на муниципальную систему образования с целью получения требуемого качества образования <17>;

     ________________

<17> Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др.; науч. ред.: В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 105 с.

агломерация (от лат. agglomero - присоединяю, накопляю) - концентрированное расположение поселений, которые между собой связанны не только по территориальному признаку, но и различными экономическими, социальными и культурными связями <18>;

     ________________

<18> http://btimes.ru/dictionary/aglomeratsiya

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»