ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 сентября 2011 года N 206-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2012-2017 ГОДЫ]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2012-2017 годы.

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2012-2017 годы (далее - Программа) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан до 1 декабря 2011 года.

4. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств консолидированного бюджета Республики Дагестан составляет 632,65 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 2 сентября 2011 года N 206-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2012-2017 ГОДЫ


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Обеспечение населения Республики Дагестан качественной питьевой водой, безопасность водопользования и качественное водоотведение являются одними из главных приоритетов социальной политики Республики Дагестан.

Повышение уровня загрязнения источников питьевого водоснабжения, значительный износ сооружений и оборудования водного сектора определяют актуальность проблемы гарантированного обеспечения населения республики питьевой водой, соответствующей установленным нормативам.

Кроме этого, возрастающие экологические требования и повышение требований к соблюдению нормативов качества питьевой воды указывают на целесообразность разработки программы, предусматривающей мероприятия по улучшению состояния водного сектора.

В основе настоящей Концепции лежат результаты изучения ситуации в водном секторе, анализа качества предоставляемых населению республики услуг водоснабжения и водоотведения, состояния нормативной правовой базы отрасли.

Республиканская целевая программа "Чистая вода" на 2012-2017 годы (далее - Программа) разрабатывается с учетом основных направлений федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы".

Главными целями Программы являются обеспечение населения Республики Дагестан качественной питьевой водой, предоставление качественных услуг водоотведения, создание экологически безопасной водной среды, улучшение на этой основе здоровья и увеличение продолжительности жизни людей.

Программа разрабатывается в соответствии с документами стратегического планирования социально-экономического развития Республики Дагестан, территориального планирования муниципальных образований республики и будет учитывать положения:

приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р;

Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38.

Реализация Программы позволит:

увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей обязательным требованиям безопасности;

сократить потерю воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

увеличить долю сточных вод, соответствующих нормативам.

Результатом реализации Программы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций коммунального комплекса, а также повышение инвестиционной активности частных инвесторов, которое приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций коммунального комплекса.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Масштабность вопросов водоснабжения и водоотведения определяет необходимость использования программно-целевого метода их решения, осуществления организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач, а также выполнения мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы.

Кроме этого, вопросы, решение которых предусмотрено Программой:

входят в число приоритетов социальной политики Правительства Республики Дагестан;

носят межотраслевой характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

требуют проведения преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;

требуют проведения единой политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, доступных технологий и современного оборудования.

Решение этих вопросов окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения Республики Дагестан, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие республики.

Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это проблема, которую невозможно успешно решить только на уровне ведомства или в рамках одного населенного пункта.

Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате чего достижение поставленной цели будет затруднено.

Применение программно-целевого метода обеспечит эффективное решение системных проблем в водном секторе за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Одной из главных причин кризисного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан является высокий уровень износа основных фондов и, как следствие, неразвитость конкурентной среды, неэффективная работа организаций коммунального комплекса, большие потери воды, энергии и других ресурсов.

Общая протяженность водопроводных сетей республики составляет 12258,4 км, из них нуждается в замене 4353,6 км водопроводных сетей, или 35,7 процента. Ежегодно заменяется не более 1,5-2 процентов общей протяженности сетей вместо 5 процентов минимально необходимых для предотвращения переизноса, из-за чего ежегодно растут потери воды в сетях централизованного водоснабжения, что в среднем по республике составляет 28 процентов. Обеспеченность потребления коммунальных услуг приборами учета составляет в среднем 37 процентов.

В среднем физический износ основных фондов водопроводного хозяйства республики оценивается в 75-80 процентов, что говорит о критическом состоянии отрасли.

Обеспеченность населения республики коммунальными услугами также не соответствует рациональным нормам потребления. Фактическое водопотребление в отдельных муниципальных образованиях в 2-3 раза ниже установленных норм.

Доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению, в республике составляет 42,6 процента.

Ухудшается качество оказываемых населению коммунальных услуг водоснабжения. В 7 городах республики (Дербент, Буйнакск, Хасавюрт, Южно-Сухокумск, Избербаш, Каспийск, Дагестанские Огни) вода подается по графику.

В 323 сельских населенных пунктах нет централизованного водоснабжения.

Сложная ситуация с обеспечением населения питьевой водой сложилась в Ахтынском, Акушинском, Бабаюртовском, Каякентском, Казбековском, Карабудахкентском, Левашинском, Новолакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Буйнакском, Цумадинском, Лакском, Сулейман-Стальском, Гергебильском, Гунибском, Дахадаевском, Сергокалинском районах.

Из 3500 функционирующих артезианских скважин 1500 находятся в аварийном состоянии, 75-80 процентов добываемых подземных вод не используются и сбрасываются на поверхность, что приводит к заболачиванию и засолению земель.

Почти треть населения сельской местности республики пользуется децентрализованными источниками водоснабжения (колодцы, родники) без соответствующей водоподготовки, 20 процентов которых не отвечают санитарным нормам и представляют эпидемическую опасность.

Заболеваемость населения республики болезнями, обусловленными низким качеством питьевой воды (гепатит А, острые кишечные инфекции, эндемический зоб и др.), значительно выше, чем в среднем по стране. Более 150 тыс. населения республики (Бабаюртовский, Кизилюртовский, Ногайский районы, города Кизляр, Южно-Сухокумск) используют питьевую воду с повышенным содержанием мышьяка. Концентрация превышает предельно допустимые уровни (ПДК 0,05 мг/л) в 5-10 раз.

Дефицит мощности по водопроводным сооружениям достиг 65-70 процентов. Наличие в источниках высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов и других загрязнителей при отсутствии водопроводных очистных сооружений создает серьезную опасность для здоровья населения, повышает уровень заболеваемости.

Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил в среднем по республике 29,8 процента, по микробиологическим показателям - 21,1 процента.

Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются:

загрязнение источников водоснабжения (из 1368 эксплуатирующихся источников централизованного водоснабжения каждый четвертый не имеет зоны санитарной охраны);

отсутствие на более 60 процентах городских и 80 процентах сельских водопроводов необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды, количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды, составляет 45 единиц, или 10-15 процентов от потребного;

высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, вследствие чего имеются утечки и аварии.

Хроническое недофинансирование коммунальной сферы обуславливает отсутствие экономического интереса у инвесторов, что препятствует развитию конкурентной среды. Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливает непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Создание условий для притока частных инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения может кардинально изменить финансовое положение отрасли.

В целях обеспечения населения качественной питьевой водой и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в республике Программой предусматривается:

строительство водоводов и водопроводных сетей протяженностью 3960,7 км;

реконструкция и модернизация существующих водоводов и водопроводных сетей протяженностью 3181,5 км;

строительство водоочистных сооружений в количестве 137 единиц;

строительство очистных станций по удалению мышьяка из питьевой воды в количестве 20 единиц;

установка в учреждениях бюджетной сферы (больницы, школы, детские сады) оборудований для доочистки воды в количестве 287 единиц;

строительство трех пунктов по розливу бутилированной воды;

обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений протяженностью 389,8 км;

приобретение лабораторного оборудования для организации контроля качества питьевой воды на общую сумму 45,0 млн. рублей;

обустройство водоохранных зон и прибрежных полос рек Сулак, Акташ, Аксай, Чиркейского и Чирюртовского водохранилищ и очистка русел рек стоимостью работ 310,0 млн. рублей.

Реализация программных мероприятий обеспечит в 2017 году качественной питьевой водой 90 процентов населения и значительно улучшит санитарно-эпидемиологическую обстановку в республике.

Системы водоотведения в республике находятся в кризисном состоянии из-за высокой степени изношенности, которая составляет 77,9 процента. Общая протяженность канализационных сетей составляет 1474,1 км, из них нуждаются в замене 647,3 км сетей, или 43,9 процента. Ежегодно меняется в среднем 16,6 км, или 1,13 процента от общей протяженности сетей. Доля населения, имеющего доступ к централизованной канализационной системе, составляет 48,0 процента.

Более 80 процентов действующих систем водоотведения не обеспечено очистными сооружениями. Из-за нехватки мощностей очистных сооружений в городах Махачкале, Каспийске и отсутствия их в городах Дербенте, Дагестанские Огни, Буйнакске, Избербаше, Хасавюрте, Кизляре, Кизилюрте, Южно-Сухокумске и сельских населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне, в год около 100 млн. куб. метров канализационных сточных вод сбрасывается в Каспийское море и другие водные объекты без очистки и обеззараживания.

В сельских населенных пунктах также отсутствуют централизованные системы канализации, только в ряде районных центров канализованы больницы, школы, административно-хозяйственные здания. Неочищенные сточные воды горных и предгорных районов сбрасываются в водные объекты (реки Самур, Сулак, Терек и др.) и являются одним из основных источников загрязнения рек республики.

Сложившееся состояние с водоотведением в республике требует принятия безотлагательных мер по решению проблемы строительства очистных сооружений канализации, канализационных сетей и модернизации существующей системы водоотведения.

В рамках Программы предусматривается:

строительство новых канализационных сетей протяженностью 1513,4 км;

реконструкция и модернизация существующих канализационных сетей протяженностью 663,0 км;

строительство канализационных очистных сооружений в количестве 52 единиц, общей мощностью 130 тыс. куб. метров в сутки.

В результате реализации программных мероприятий к 2017 году доля населения, имеющего доступ к централизованному водоотведению, достигнет 69,8 процента от общего числа населения, что значительно улучшит санитарно-эпидемиологическую обстановку в республике.

Ниже приводятся показатели, характеризующие текущее состояние в секторе водоснабжения и водоотведения (таблица N 1).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»