ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 октября 2011 года N 262-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ И ВТОРИЧНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2016 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 82,5 млн. рублей.

4. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Н.КАЗИЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 21 октября 2011 года N 262-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ И ВТОРИЧНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2016 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально- экономического развития Республики Дагестан


Создание на территории Республики Дагестан качественной системы обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) и вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР) является одним из главных приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан.

Концепция республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа) разработана согласно поручению Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781 об обеспечении подготовки долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации.

Программа разрабатывается в целях улучшения экологической ситуации в Республике Дагестан, которого планируется достичь за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, повышения уровня санитарно-эпидемиологической безопасности республики путем совершенствования системы сбора и транспортировки отходов, системы захоронения, обезвреживания и переработки отходов, а также в целях минимизации потерь ценных веществ, содержащихся в отходах производства и потребления, проведения работ по созданию комплексной системы управления отходами и ВМР для использования их в качестве вторичного сырья.

Программа разрабатывается в соответствии с документами стратегического планирования социально-экономического развития Республики Дагестан, территориального планирования муниципальных образований республики и будет учитывать положения:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Важность решения проблем обращения с ТБО и создания комплексной системы управления отходами и ВМР определяет необходимость использования программно-целевого метода, осуществления организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач, а также выполнения мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы.

Вопросы, решение которых предусмотрено Программой:

входят в число приоритетов социальной политики Правительства Республики Дагестан;

носят межотраслевой характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

требуют проведения единой политики, направленной на внедрение в сфере обращения с ТБО наиболее прогрессивных, доступных технологий и современного оборудования.

Решение этих вопросов окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения Республики Дагестан, экологическую безопасность, дальнейшее экономическое развитие республики.

Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате чего достижение поставленной цели будет затруднено.

Применение программно-целевого метода обеспечит эффективное решение системных проблем в сфере обращения с ТБО и ВМР за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Существующая в Республике Дагестан система обращения с ТБО основана преимущественно на захоронении их на свалках или полигонах ТБО, что ведет к загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и нанесению ущерба растительному миру.

При общей численности населения 2,977 млн. человек ежегодно в республике образуется свыше 800 тыс. куб. м отходов (650 тыс. тонн), под складирование которых уже занято более 300 га земли. Ежегодно на свалки и полигоны ТБО вывозится 200 тыс. тонн макулатуры, 65 тыс. тонн пластика, 32 тыс. тонн черных металлов, 6 тыс. тонн цветных металлов, 26 тыс. тонн стекла. При этом объем перерабатываемых отходов в республике не достигает и 1 процента.

Только в г. Махачкале ежедневно убирается около 49,8 млн. кв. метров улиц. На территории города размещено более 5000 контейнеров для сбора мусора и бытовых отходов. Ежедневно для уборки города задействуется 103 единицы транспортных средств, из которых 23 малогабаритные. Однако во многих микрорайонах г. Махачкалы мусор не вывозится своевременно, происходит его накопление. Это связано с тем, что крайне недостаточно техники и контейнеров.

Практически во всех населенных пунктах республики материально-техническая база специализированных автохозяйств остается неудовлетворительной. Обеспеченность контейнерами составляет в среднем 60 проц., из них 40 проц. нуждается в ремонте и 20 проц. - в замене.

Крайне неудовлетворительная ситуация с утилизацией ТБО складывается в сельских поселениях. Отсутствие средств на создание организованной системы сбора и вывоза отходов на территориях муниципальных образований ведет к возникновению несанкционированных свалок в прилегающих к ним руслах рек, лесных массивах, полях, оврагах, вдоль автомобильных дорог.

По-прежнему актуальной остается и проблема утилизации промышленных отходов. На территориях предприятий различных отраслей экономики уже накоплено более 220 тыс. тонн опасных отходов, 268,2 тонны пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов. Кроме того, наблюдается тенденция увеличения доли пришедших в негодность ртутьсодержащих приборов и отработанных люминесцентных ламп (на территории Республики Дагестан их накопилось более 700 тыс. штук), электронного лома (отработанной оргтехники, электронных бытовых приборов и оборудования), которые вывозятся на свалки бытовых отходов, создавая дополнительную нагрузку на окружающую среду.

Нерешенной остается проблема соответствия экологическим и санитарным требованиям 160 официальных скотомогильников, только 22 из которых имеют санитарно-защитные зоны и необходимое оборудование, а 138 скотомогильников не соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Тревогу вызывает и ситуация, сложившаяся в сфере сбора, хранения и утилизации медицинских и биологических отходов. Сбор потенциально опасных медицинских и биологических отходов осуществляется вместе с ТБО с последующим вывозом их на полигоны ТБО.

Проведенная Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан инвентаризация выявила 196 полигонов ТБО, из которых только в отношении 104 имеются постановления муниципальных образований о выделении земельного участка на строительство полигона. И всего лишь один полигон ТБО г. Кизляра имеет проект нормативов образования и лимитов размещения отходов. Основная часть свалок ТБО не соответствует экологическим и санитарным требованиям.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что ситуация в сфере обращения с ТБО, сложившаяся в республике, привела к опасному загрязнению окружающей среды и на сегодняшний день представляет реальную угрозу здоровью населения.

Сформировавшаяся на муниципальном и региональном уровнях система управления отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не содержит стимулов для сокращения объемов их размещения в природной среде. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из твердых бытовых отходов компонентов, пригодных для вторичного использования.

Для Республики Дагестан приоритетным направлением в области обращения с отходами должно стать повышение объемов извлекаемого из отходов вторичного сырья и организация производства продукции из него.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В процессе анализа различных вариантов решения проблемы отходов с учетом устойчивого роста объемов образования коммунальных отходов и начавшегося роста объемов образования промышленных отходов, рассмотрено три сценария развития:

1. Сохранение существующего положения в сфере обращения с отходами производства и объемов выбросов свалочных газов в атмосферу.

В результате реализации данного сценария продолжится несанкционированное размещение отходов, что повлечет:

ухудшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки;

изъятие из хозяйственного оборота значительного количества земель, используемых под свалки;

увеличение количества несанкционированных свалок;

продолжение загрязнения территорий отходами (в том числе опасными) и, как следствие, увеличение загрязнения почв и грунтовых вод токсичными веществами;

потерю около 340 тыс. тонн ценных ВМР.

2. Совершенствование существующей системы обращения с отходами производства и потребления (без создания системы сбора ВМР).

В результате реализации данного сценария:

улучшится санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка;

уменьшится количество несанкционированных свалок;

повысится уровень качества коммунальных услуг, предоставляемых населению, увеличится охват населенных пунктов республики системой планово-регулярной очистки.

Однако вследствие постоянного роста объемов захораниваемых отходов потребуется расширение существующих полигонов и строительство новых, что повлечет:

изъятие из хозяйственного оборота значительного количества земель, рекультивация которых в перспективе потребует огромных затрат;

продолжение загрязнения почв и грунтовых вод токсичными веществами;

сохранение значительных объемов выбросов свалочных газов в атмосферу;

необходимость выделения значительных средств на строительство полигонов для захоронения образующихся отходов;

потерю около 340 тыс. тонн ценных ВМР.

3. Создание единой республиканской системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Дагестан.

В результате реализации данного сценария в Республике Дагестан будет создана комплексная система обращения с отходами производства и потребления, основанная на организации планово-регулярной очистки территорий муниципальных образований, создании 11 межмуниципальных природоохранных объектов (полигонов ТБО), создании системы сбора (и в дальнейшем переработки) ВМР, что позволит:

снизить объемы захораниваемых отходов на 40 проц. за счет внедрения селективного сбора и сортировки отходов;

оптимизировать количество полигонов для захоронения неутилизируемой части отходов;

уменьшить площадь земельных участков, занимаемых полигонами ТБО;

предотвратить изъятие из хозяйственного оборота значительного количества земель;

уменьшить на 90 проц. выбросы свалочных газов в атмосферу;

вовлечь в хозяйственный оборот до 340 тыс. тонн в год ценных вторичных материалов (бумаги, картона, цветных и черных металлов, пластических масс и т.д.), содержащихся в отходах;

создать до 1000 дополнительных рабочих мест, в том числе и для социально незащищенных слоев населения.

Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по развитию системы управления отходами и ВМР на территории Республики Дагестан.

Исходя из предположения, что средства будут расходоваться оптимально эффективно для достижения поставленных задач, наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования.

В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность наступления рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основной цели Программы. К таким рискам можно отнести: снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, уровня внутренней и внешней конъюнктуры, высокую инфляцию, изменение стоимости оборудования и материалов, невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации проектов.


V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Целью Программы является улучшение экологической ситуации в Республике Дагестан, достигаемое за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, создания на территории республики предприятий по их сбору, транспортировке, обезвреживанию, сортировке, использованию и утилизации.

Для достижения вышеуказанной цели предстоит решить следующие задачи:

уменьшение количества несанкционированных свалок за счет создания 11 межмуниципальных природоохранных объектов (полигонов ТБО);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»