ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 ноября 2011 года N 282-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2020 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 1189 млн. рублей.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Н.КАЗИЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 3 ноября 2011 года N 282-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2020 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально- экономического развития Республики Дагестан


В последние годы в республике предпринимаются меры, в том числе в рамках реализации Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 74, направленные на решение задач по повышению уровня технического оснащения сельского хозяйства. В частности, осуществляются поставки техники на условиях лизинга и с использованием субсидируемых кредитов, муниципальными образованиями предоставляются бюджетные кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также машинно-технологическим станциям (далее - МТС) для оплаты первоначальных лизинговых платежей и поручительства для обеспечения договоров лизинга, с 2011 года предоставляются субсидии на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники.

Решение проблемы технического оснащения из-за огромной капиталоемкости принимает долгосрочный и поэтапный характер, и если учитывать слабую инвестиционную привлекательность сельскохозяйственной отрасли, то без активной государственной поддержки не представляется возможным.

В связи с этим возникает необходимость разработки республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" (далее - Программа), которая будет способствовать не только увеличению ресурсного обеспечения оснащения сельскохозяйственного производства техникой, но и синхронизации действий всех уровней и формированию единого экономического пространства для решения задач, связанных с повышением уровня технической оснащенности сельскохозяйственного производства.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В соответствии с современными стандартами планирования и управления разрабатываемая Программа должна обеспечить связь между стратегическими задачами по развитию отрасли и практической их реализацией, что достигается применением программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода позволяет сформировать схему планирования и управления Программой в следующей последовательности:

формирование целей и задач Программы в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года по увеличению к 2020 году производства зерна в 1,6 раза, овощей и картофеля - в 1,5, плодов - в 2 и винограда - в 6,2 раза;

обоснование и выбор вариантов решения проблемы повышения технической оснащенности сельскохозяйственного производства, определение потребности в финансировании и бюджетировании;

определение планируемых объемов поставок базовых видов сельскохозяйственной техники и конечных результатов Программы, создание системы ее показателей и управления;

разработка механизма реализации и проведения мониторинга Программы.

Формирование стратегических направлений повышения технической оснащенности сельскохозяйственного производства предлагается осуществлять на основе анализа его современного состояния и прогноза развития.

Планируемые объемы приобретения сельскохозяйственной техники за период реализации Программы должны переломить тенденцию дальнейшего сокращения базовых видов сельскохозяйственной техники и увеличить рост качественных параметров машинно-тракторного парка (МТП) сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства должно быть осуществлено за счет укомплектования МТП современными техническими средствами, способными возделывать сельскохозяйственные культуры с использованием ресурсосберегающих и почвозащитных (экологически безопасных) технологий.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить взаимосвязь действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического, технологического характера для решения вопросов, связанных с повышением технической оснащенности сельскохозяйственного производства, путем последовательного решения конкретных задач;

включить в Программу мероприятия, полностью обеспеченные необходимыми ресурсами.

Указанные подходы реализованы при формировании нижеследующих разделов настоящей Концепции.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Реформирование сельского хозяйства республики и перевод его на рыночные методы хозяйствования в условиях ослабления государственной поддержки, нарушения эквивалентности межотраслевого обмена и неблагоприятного для сельского хозяйства инвестиционного климата обусловило критическое снижение платежеспособности большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, разрушение их материально-технической базы. Так, суммарные энергетические мощности сельского хозяйства республики снизились с 2163 тыс. кВт в 1990 г. до 574 тыс. кВт на начало 2011 г. (в 3,8 раза), а энергообеспеченность снизилась до уровня 60-х годов прошлого века. В целом обеспеченность сельского хозяйства республики базовыми видами техники на начало 2011 г. не превышает 35 проц., а общая стоимость недостающей техники составляет 10 млрд. руб. при стоимости оптимального парка машин 15 млрд. рублей.

Критическое сокращение и полный физический износ оставшейся в эксплуатации части машин привели к выводу из севооборота значительных площадей пашни и уменьшению посевных площадей, упрощению технологий возделывания сельскохозяйственных культур, огромным потерям продукции, деградации земельных ресурсов, росту удельных производственных затрат и, в конечном итоге, к снижению производительности труда и конкурентоспособности отрасли. Так, производительность труда в сельском хозяйстве республики по итогам 2010 г. в 2,3 раза ниже общероссийского показателя.

Тенденция снижения уровня технической оснащенности продолжает сохраняться: ежегодные темпы выбытия техники в несколько раз опережают темпы их обновления. К примеру, за 2006-2010 годы среднегодовое списание тракторов и зерноуборочных комбайнов составило 7,5 и 7,0 проц., а обновление - 1,6 и 0,4 проц. соответственно. В то же время при нормальном воспроизводственном процессе ежегодно должно обновляться 10-12 проц., а с учетом высокой степени фактического износа - значительно больше. Тяжелое финансовое положение хозяйств и сложившийся многократный диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельского хозяйства не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям самостоятельно приобрести необходимую технику.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что без использования программно-целевого метода уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства республики в дальнейшем будет снижаться. Так, по расчетам, при сохранении установившихся негативных тенденций количество тракторов, зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к концу 2020 г. по сравнению с 2011 г. уменьшится соответственно на 38 и 35 проц., республика останется без кормоуборочных комбайнов, а доля амортизированных тракторов и зерноуборочных комбайнов в общем парке машин возрастет соответственно до 95 и 96 проц. (таблица 1).

Снижение обеспеченности тракторами и зерноуборочными комбайнами в расчете на 1000 га пашни и 1000 га посевов зерновых культур (без риса) прогнозируется на уровне 37,5 и 45 проц. соответственно. Отсюда следует, что уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств тракторами снизится с 50 до 36 проц., зерноуборочными комбайнами - с 60 до 40 процентов.


Таблица 1. Прогноз параметров машинно-тракторного парка без использования программно-целевого метода повышения их технической оснащенности

Наименование показателя

На начало 2011 г.

На конец 2020 г.

2020 г. % к 2011 г.

1. Количество, шт.:

тракторов

2816

915

32,5

зерноуборочных комбайнов

674

296

44

кормоуборочных комбайнов

74

0

0

2. Доля с истекшими сроками амортизации, % в общем парке машин:

тракторов

85

95

+10

зерноуборочных комбайнов

87

96

+9

кормоуборочных комбайнов

97

100

+3

3. Приходится:

тракторов на 1000 га пашни <1>

9,6

3,1

32,2

зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур <2>

8,0

2,9

36,3

     ________________

<1> К площади пашни, находящейся в пользовании сельскохозяйственных предприятий (226 тыс. га) и крестьянских (фермерских) хозяйств (65 тыс. га), - 291 тыс. га

<2> Уборочная площадь зерновых культур (без риса) в 2011 г. - 80,0 тыс. га, а в 2020 г. - 100 тыс. га.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Программа направлена на создание благоприятных экономических условий для повышения уровня технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей на инновационной основе, что позволит придать устойчивость сельскохозяйственной отрасли, повысить объемы производства и конкурентоспособность продукции.

Настоящая Концепция предусматривает два варианта развития МТП: инерционный и инновационный.

Формирование вариантов обновления и развития МТП предусматривает решение задач по увеличению количества базовых сельскохозяйственных машин и повышению в структуре МТП доли новой высокотехнологичной техники, способствующей внедрению в производство современных ресурсосберегающих технологий.

При инерционном варианте развития МТП устаревшие конструкции используемых в сельском хозяйстве тракторов, комбайнов и другой техники не позволят перевести сельскохозяйственное производство на современный технологический уровень и обеспечить его конкурентоспособность.

Инновационный вариант развития МТП предусматривает формирование МТП за счет современной универсальной техники, такой, как отечественные тракторы нового поколения с импортными узлами (К-744R, МТЗ-1221 и "Агромаш" ВТ-90ТГ1040А), современные зерноуборочные комбайны "Вектор", Енисей-958, универсальные зерноуборочные комбайны иностранного производства, кормоуборочные комбайны Марал-125 и ДОН-680. Использование комбайнов иностранного производства позволит значительно сократить парк рисоуборочных комбайнов и снизить напряжение, связанное с острой нехваткой квалифицированных механизаторских кадров.

Экономический эффект от использования посевных комплексов и почвообрабатывающих комбинированных агрегатов достигается и за счет снижения в структуре себестоимости продукции прямых эксплуатационных затрат.

Исходя из изложенного, при разработке Программы целесообразно выбрать второй вариант развития МТП, т.е. инновационный.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Программа рассчитана на период до 2020 года.

Начало реализации Программы - с 2012 года.

Программа имеет долгосрочный характер и реализуется в два этапа:

I этап: 2012-2015 гг. - приостановление тенденции сокращения базовых видов сельскохозяйственной техники;

II этап: 2016-2020 гг. - увеличение роста количественных и качественных параметров МТП.


VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам


Инновационно ориентированное повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства является приоритетным направлением обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства.

Основные цели Программы:

обновление и развитие МТП за счет приобретения тракторов - 2590 ед., зерно- и кормоуборочных комбайнов - соответственно 250 и 95 ед., навесных и прицепных сельскохозяйственных машин к тракторам - 5200 ед.;

доведение в структуре МТП доли тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, находящихся в пределах сроков амортизации, до 84, 36 и 88 проц. соответственно;

повышение эффективности использования сельскохозяйственной техники;

внедрение в производство современных ресурсосберегающих и почвозащитных агротехнологий;

повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции за счет повышения уровня механизации технологических операций и снижения их себестоимости.

Для достижения целей требуется решение следующих задач:

создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для максимального использования мер государственной поддержки, направленных на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства;

создание условий для стимулирования частных инвестиций в обновление и развитие МТП;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»