РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 июля 2012 года N 159-р
[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН ДО 2017 ГОДА"]
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" (далее - Программа) Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 12716653,5 тыс. рублей и может ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству здравоохранения Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Н.КАЗИЕВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 2 июля 2012 года N 159-р
Концепция республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года".
Разработка республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" (далее - Программа) необходима для обеспечения дальнейшего устойчивого развития системы здравоохранения Республики Дагестан, повышения доступности и качества медицинской помощи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения продолжительности жизни, снижения существующих показателей общей смертности, младенческой и материнской смертности, заболеваемости и в итоге улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан. Для этого следует развивать инфраструктуру и улучшить ресурсное обеспечение системы здравоохранения, обеспечить ее достаточным количеством подготовленных медицинских кадров. Все эти задачи взаимосвязаны, и их решение позволит максимально удовлетворить потребности населения в получении качественной профилактической, лечебно-диагностической и лекарственной помощи.
Достичь запланированных результатов позволят комплексный подход, концентрация финансовых средств, четкие механизмы управления проводимыми мероприятиями.
Показатели обеспеченности койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, кадрами по республике значительно ниже средних показателей по Российской Федерации, в том числе по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Состояние материально-технической базы существенно влияет на уровень и качество оказываемой медицинской помощи населению республики и на сегодняшний день остается серьезной проблемой в здравоохранении республики.
Имеется острая необходимость строительства типовых учреждений здравоохранения, отвечающих установленным требованиям.
В целях повышения доступности качественной медицинской помощи сельскому населению необходимо обеспечить завершение строительства и реконструкции центральных районных больниц.
Осуществление в рамках Программы мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений, повышение обеспеченности кадрами и уровня их подготовки, реализацию республиканских целевых программ в сфере здравоохранения, позволит улучшить качество оказания медицинской помощи населению республики, снизить показатели заболеваемости, инвалидизации и смертности.
Состояние материально-технической базы существенно влияет на уровень и качество оказываемой медицинской помощи населению республики и остается серьезной проблемой в дагестанском здравоохранении.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в республике на 1 января 2012 года составила 104,6 посещения в смену на 10 тысяч человек населения, что на 54,3 проц. ниже среднероссийского показателя (за 2010 год - 228,7 посещения) и на 37,6 проц. ниже показателя по Северо-Кавказскому федеральному округу (за 2010 год - 167,6 посещения в смену). Показатель обеспеченности койками на 10 тысяч человек населения за 2011 год составил 63 койки, что на 28,5 проц. ниже среднероссийского показателя (2010 год - 88,1 койки) и на 17,9 проц. ниже показателя по Северо-Кавказскому федеральному округу (2010 год - 76,7 койки). В связи с этим высок уровень госпитализации в круглосуточные стационары в республике.
Актуальным остается вопрос оснащения учреждений здравоохранения Республики Дагестан медицинской техникой и оборудованием.
Повышение качества оказываемой медицинской помощи населению в значительной степени зависит от обеспеченности населения медицинскими кадрами, их профессионального уровня. Показатель обеспеченности врачами в системе Министерства здравоохранения Республики Дагестан за 2011 год составил 30,4 врача на 10 тысяч человек населения, что на 31,1 проц. ниже среднероссийского уровня (по Российской Федерации этот показатель за 2010 год - 44,1). Обеспеченность средними медицинскими работниками по республике за 2011 год составила 76,5 проц. на 10 тысяч человек населения, что также ниже аналогичного показателя по Российской Федерации на 18,3 процента (за 2010 год - 93,6).
В системе здравоохранения Республики Дагестан каждый пятый врач - работающий пенсионер, в 2011 году их удельный вес вырос и составил 21,6 проц. против 21,3 проц. в 2009 году, средних медицинских работников - 14,7 проц. против 13,8 проц. в 2009 году.
Негативными последствиями отказа от программно-целевого метода при решении вопросов по улучшению состояния здоровья населения, повышению качества оказываемой населению медицинской помощи в Республике Дагестан могут стать:
рост показателей заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
увеличение количества больных, получающих лечение за пределами республики.
Вариантов оптимального решения проблем, препятствующих на сегодняшний день развитию здравоохранения Республики Дагестан, которые могут быть альтернативой программно-целевому методу и позволят достичь аналогичного эффекта, не имеется.
Отсутствие комплексного подхода к решению поставленных задач создает риск обострения социальной напряженности в республике, роста показателей заболеваемости населения, снижения качества и доступности оказываемой населению республики медицинской помощи.
Реализация Программы позволит:
улучшить состояние здоровья населения;
повысить качество оказываемой населению медицинской помощи;
укрепить материально-техническую базу существующих учреждений, реконструировать устаревшие, а также построить и ввести в эксплуатацию новые объекты здравоохранения;
усовершенствовать организацию работы по оказанию медицинской помощи матерям и детям;
продолжить работу по совершенствованию системы кадровой подготовки и переподготовки медицинских кадров;
реализовать мероприятия республиканских целевых программ в сфере здравоохранения.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013-2017 годах за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников.
Цели Программы:
улучшение качества и доступности медицинской помощи населению на основе повышения структурной эффективности системы здравоохранения и возрождения профилактической направленности в здравоохранении;
улучшение состояния здоровья населения;
обеспечение высокого качества жизни.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни;
формирование и внедрение единой стратегии реструктуризации системы оказания медицинской помощи на территории Республики Дагестан;
внедрение эффективной системы управления здравоохранением;
реализация на территории республики единого подхода к техническому и технологическому обеспечению учреждений здравоохранения;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений республики;
строительство новых объектов здравоохранения;
дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи;
повышение уровня квалификации медицинских работников;
внедрение интенсивных технологий лечения и реабилитации в целях сокращения сроков восстановления утраченного здоровья населения;
удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;
совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса оказания медицинской помощи;
совершенствование планирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в системе здравоохранения;
усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека;
обеспечение информационного сопровождения реструктуризации системы здравоохранения.
Для оценки эффективности реализации Программы предполагается использование следующих целевых показателей и индикаторов:
снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
создание 11649 новых рабочих мест;
доведение показателей обеспеченности на 10 тыс. человек населения:
койками с учетом ожидаемого прироста населения - до 76,6 койки;
амбулаторно-поликлиническими учреждениями - до 125,7 посещения в смену;
врачами - до 36,5 врача;
среднего медицинского персонала - до 89,6 среднего медицинского работника.
Динамика целевых индикаторов и показателей Концепции республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" прилагается.
Объемы и источники финансирования Программы:
общий объем финансирования Программы - 35412093,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 12716653,5 тыс. рублей, федерального бюджета - 20572440,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 2123000,0 тыс. рублей.
Ежегодный объем ассигнований из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы подлежит уточнению при разработке закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Итогом реализации Программы в Республике Дагестан станут следующие достижения:
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения республики, приведение их в соответствие с лицензионными требованиями;
обеспечение эффективного использования имеющегося коечного фонда и рост новой коечной сети в лечебных учреждениях республики;
повышение качества оказания медицинской помощи населению республики;
снижение показателей заболеваемости, смертности, в том числе младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность;
обеспечение ввода дополнительных рабочих мест;