ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 ноября 2012 года N 273-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы.

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа) Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы, составляет 142877,520 тыс. рублей и может ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

4. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить разработку и внесение проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 9 ноября 2012 года N 273-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


В Республике Дагестан в настоящее время проживают около 260 тыс. инвалидов (из них более 30 тыс. - дети-инвалиды), что составляет около 8,8 процента от общей численности населения республики.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод - основная цель государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, другими учреждениями и организациями меры по социальной поддержке инвалидов, направленные на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает серьезные социально-экономические последствия, среди них:

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;

негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных компаний;

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, что, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления мер социальной поддержки в иных формах.

Острота проблемы формирования доступной среды для инвалидов требует целенаправленных действий по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа) призвана обеспечить реализацию государственных гарантий на обеспечение равных возможностей, реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов в общество.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов программным методом определяется следующими причинами:

масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур с учетом требований доступности;

инновационный характер проблемы. Для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг;

комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий;

межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных объединений;

длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Решение проблемы формирования доступной среды для инвалидов без использования программно-целевого метода не позволит обеспечить комплексный подход к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения.

Отсутствие программно-целевого метода решения обозначенных проблем приведет к снижению эффективности координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций инвалидов, разрозненности мероприятий, неэффективности использования ресурсов, выделяемых на создание доступной среды для инвалидов.

Кроме того, недостатками подхода к решению проблемы без использования программно-целевого метода являются:

сложность определения приоритетных направлений, перечней мероприятий, рациональной последовательности необходимых работ и обоснованного распределения ресурсов;

отсутствие эффективных механизмов контроля полноты и качества выполнения комплекса необходимых мероприятий и оперативного управления за ходом их реализации, обеспечивающих решение проблемы.

Таким образом, необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов государственного управления, направленных на решение проблемы обеспечения доступной среды для инвалидов: нормативно-правового регулирования, административных мер, бюджетной поддержки, механизмов организационной, общественной и информационной поддержки.

Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются:

финансовые риски - финансирование мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня;

ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране и, в частности, в Республике Дагестан.

Использование программно-целевого метода предполагает осуществление мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации программных мероприятий на основе системы соответствующих индикаторов (показателей), проведение необходимых корректировок и уточнений содержания и сроков реализации мероприятий, финансовых затрат, что, в свою очередь, обеспечит создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Дагестан.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является программный метод.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013-2015 годах в два этапа:

на первом этапе (2013 год) планируется осуществление обследования, паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур с позиций доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также проектирования работ по реконструкции (дооборудованию) выбранных объектов и сооружений с учетом нужд инвалидов и других маломобильных групп населения;

на втором этапе (2014-2015 годы) - проведение практических мер по созданию условий для обеспечения доступности зданий и сооружений в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения и по развитию условий для их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.


VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Основная цель Программы - формирование к 2015 году условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, возможности равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Для оценки реализации Программы предполагается использование целевых показателей и индикаторов, которые представлены в приложении к настоящей Концепции.


VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы


Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013-2015 годах, при этом осуществлять мероприятия планируется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджетов муниципальных образований.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках реализации Программы на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (межбюджетных субсидий) при условии использования ими на цели реализации программ собственных и привлеченных средств в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования.

В случае, если в реализации мероприятий Программы принимают участие органы местного самоуправления, Министерство финансов Республики Дагестан по поручению Правительства Республики Дагестан заключает соответствующие соглашения с органами местного самоуправления при условии использования ими на цели реализации мероприятий Программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования мероприятий Программы, в реализации которых они участвуют.

Прогноз потребности в денежных ресурсах на реализацию Программы определен в целом в объеме 343642,94 тыс. руб., в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 171301,47 тыс. руб.;

республиканского бюджета Республики Дагестан - 142877,520 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований - 29463,95 тыс. рублей.

Потребность в денежных средствах по годам:

в 2013 году:

всего - 104855,494 тыс. руб., из них за счет средств:

федерального бюджета - 52427,747 тыс. руб.;

республиканского бюджета Республики Дагестан - 41895,097 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований - 10532,65 тыс. руб.;

в 2014 году:

всего - 118053,724 тыс. руб., из них за счет средств:

федерального бюджета - 58656,862 тыс. руб.;

республиканского бюджета Республики Дагестан - 50242,962 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований - 9153,9 тыс. руб.;

в 2015 году:

всего - 120733,722 тыс. руб., из них за счет средств:

федерального бюджета - 60216,861 тыс. руб.;

республиканского бюджета Республики Дагестан - 50739,461 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований - 9777,4 тыс. рублей.

Привлечение помимо средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан, бюджетов муниципальных образований внебюджетных средств для реализации программных мероприятий не планируется.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»