Недействующий


ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 6 апреля 2017 года N 229-н


О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области

(с изменениями на 13 марта 2018 года)

(в ред. Приказов Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 11.07.2017 N 248-н, от 21.11.2017 N 266-н, от 13.03.2018 N 17-н)




     Зарегистрировано в правовом управлении Правительства Ярославской области 7 апреля 2017 г. N 13-6869



В соответствии с постановлением Правительства области от 24.08.2012 N 819-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"


ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:


1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.


2. Признать утратившими силу приказы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:


- от 05.02.2016 N 177-н "О ведомственной целевой программе "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области";


- от 03.06.2016 N 186-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 05.02.2016 N 177-н";


- от 27.12.2016 N 213-н "О внесении изменений в приказ департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 05.02.2016 N 177-н".


3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента - председателя комитета природных ресурсов и экологии департамента Пенькова Д.В.


(п. 3 в ред. Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.03.2018 N 17-н)


4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.



Директор департамента
Ю.В.ФИРСОВ



Утверждена
приказом
департамента
охраны окружающей среды
и природопользования
Ярославской области
от 06.04.2017 N 229-н



ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

(в ред. Приказов Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 11.07.2017 N 248-н, от 21.11.2017 N 266-н, от 13.03.2018 N 17-н)




ПАСПОРТ ВЦП

Цель ВЦП

организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории Ярославской области в рамках полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент)

Срок действия ВЦП

2017 год

Куратор ВЦП

заместитель Председателя Правительства области Колесов Роман Андреевич, тел. 40-18-46

Ответственный исполнитель ВЦП

департамент

заместитель директора департамента - председатель комитета природных ресурсов и экологии департамента Пеньков Дмитрий Владимирович, тел. 40-19-08;

начальник отдела экономики и планирования департамента Милкина Наталия Александровна, тел. 40-01-95

(в ред. Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.03.2018 N 17-н)

Электронный адрес размещения информации о ВЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

yarregion.ru/depts/doosp/tmpPages/programs.aspx



Общая потребность в ресурсах


(в ред. Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 13.03.2018 N 17-н)

Источники финансирования

Объем финансирования, тыс. руб.

всего

в том числе по годам

2017

2018

2019

Предусмотрено законом об областном бюджете:

- областные средства

43432,652

15832,652

13800,00

13800,00

- федеральные средства

23212,20

7737,40

7737,40

7737,40

Итого по ВЦП

66644,852

23570,052

21537,40

21537,40



I. Краткое описание текущей ситуации и обоснование необходимости ВЦП


Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.


Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.


Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраны окружающей среды, разрабатывает проекты законов, государственных программ, региональных программ, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.


Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.


Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. В области территориальным балансом учтены 23 месторождения керамзитового и кирпичного сырья с общими запасами 41 млн. куб. м, 45 месторождений гравийно-песчаного материала с общими запасами более 276 млн. куб. м и 69 месторождений строительного песка, общие запасы которого составляют 302 млн. куб. м. Зарегистрированы 623 месторождения торфа с запасами 178,327 тыс. тонн, а также 13 месторождений сапропеля с запасами 123,3 млн. тонн.


Разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.


Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет 18,5 процента, основной объем водоснабжения приходится на поверхностные источники.


На территории Ярославской области действуют 389 лицензий на право пользования недрами для геологического изучения и добычи подземных вод.


На 01.01.2017 лицензировано 688 источников подземного водоснабжения (водозабора).


Учтена 671 брошенная и бесхозная скважина. Данные скважины являются источником загрязнения подземных питьевых вод и несут угрозу здоровью населения Ярославской области.


Территория области пересечена реками общей протяженностью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе (далее - МР) и озеро Плещеево в Переславском МР. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объем забора воды (с учетом подземных вод) в 2015 году составил 208,75 куб. м/год (в 2014 году - 230,89 млн. куб. м/год), этот показатель с 1994 года имеет общую тенденцию к снижению с небольшими колебаниями в отдельные годы. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.


Суммарная фактическая мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты области в 2015 году составила 201,82 млн. куб. м/год. Основной объем загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство очистных сооружений области не обеспечивают эффективной очистки сточных вод. Часть городов имеет морально и физически устаревшие очистные сооружения, некоторые поселки городского типа и большинство сельских населенных пунктов вообще не имеют очистных сооружений.


В крупных промышленных городах области (Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском) отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется еще и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключенные к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн. куб. м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.


В сфере водных отношений департамент в рамках своей деятельности выполняет собственные полномочия субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия, переданные Российской Федерацией Ярославской области в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.


Российской Федерацией переданы Ярославской области следующие полномочия:


- предоставление в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ярославской области, кроме Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ, на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;


- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);


- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).


Реализация переданных полномочий Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.


Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2015 году 141,179 тыс. тонн (в 2014 году - 187,7 тыс. тонн). Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (48,5 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по городу составляет 44,5 процента.


За последние 5 лет выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников изменялись незначительно как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от реализации природоохранных мероприятий и количества отчитывающихся по форме 2-ТП (воздух) предприятий и организаций.


Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 года N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия по достижению поставленной цели.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»