ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 5 февраля 2016 года N 177-н
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИКАЗОВ ДЕПАРТАМЕНТА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО от 06.04.2017 N 229-н, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
(в редакции Приказов Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 03.06.2016 N 186-н, от 27.12.2016 N 213-н)
Зарегистрировано в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 5 февраля 2016 года N 13-5713
ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Признать утратившими силу приказы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:
- от 26.02.2015 N 145-н "Об утверждении ведомственной целевой программы "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и признании утратившими силу отдельных приказов департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области";
3. Контроль за исполнением приказа возложить на директора департамента - главного государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Фирсова Ю.В.
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Директор департамента
С.Л.МИРОНОВ
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
(в редакции Приказов Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 03.06.2016 N 186-н, от 27.12.2016 N 213-н)
Цель ВЦП | организация природоохранной и природоресурсной деятельности на территории Ярославской области в рамках полномочий департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент) | |
Срок действия ВЦП | 2016 год | |
Куратор ВЦП | заместитель Председателя Правительства области Колесов Роман Андреевич, тел. 40-18-46 | |
Ответственный исполнитель ВЦП | департамент | директор департамента - главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Фирсов Юрий Викторович, тел. 40-19-08; |
Электронный адрес размещения информации о ВЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | yarregion.ru/depts/doosp/tmpPages/programs.aspx |
(в редакции Приказа Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 27.12.2016 N 213-н)
Источники финансирования | Объем финансирования, тыс. руб. | |||
всего | в том числе по годам | |||
2016 | 2017 | 2018 | ||
Предусмотрено законом об областном бюджете: | ||||
- ОС | 21993,88 | 7993,88 | 7000,00 | 7000,00 |
- ФС | 8411,30 | 8411,30 | 0,00 | 0,00 |
Итого по ВЦП | 30405,18 | 16405,18 | 7000,00 | 7000,00 |
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения. При этом деятельность Правительства области в данной сфере будет сосредоточена на решении задач повышения качества окружающей среды и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.
Заявленные стратегические цели развития области, прежде всего улучшение условий жизни людей и качества окружающей среды и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории могут быть гарантированы хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, то есть хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих поколений общества, должно составлять основу для экономического роста.
Департамент осуществляет полномочия, предоставленные области в части государственного управления водо- и недропользованием, а также охраны окружающей среды, разрабатывает проекты законов, государственных программ, региональных программ, областных целевых программ, ведомственных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иные нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы области в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и осуществляет контроль за их исполнением.
Область обладает значительными запасами природных ресурсов (минерально-сырьевых, водных и прочих), однако на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, не позволяющие использовать природные богатства в полной мере.
Полезные ископаемые Ярославской области представлены песчано-гравийным, кирпичным и керамзитовым сырьем, строительными песками, торфом, сапропелем. В области территориальным балансом учтены 23 месторождения керамзитового и кирпичного сырья с общими запасами 41 млн. куб. м, 43 месторождения гравийно-песчаного материала с общими запасами более 254 млн. куб. м и 64 месторождения строительного песка, общие запасы которого составляют 245 млн. куб. м. Зарегистрированы 623 месторождения торфа с запасами 178,327 тыс. тонн.
Разведаны значительные запасы минеральных вод различного назначения: лечебно-столовые и бальнеологические. Для их добычи пробурено более 30 эксплуатационных скважин. Наличие развитой минерально-сырьевой базы позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал Ярославской области, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации.
Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет 18,5 процента, основной объем водоснабжения приходится на поверхностные источники. В 2014 году добыча подземных вод составила 70 тыс. куб. м/сутки. Общее количество разведанных запасов составляет 466,969 тыс. куб. м/сутки.
На территории Ярославской области пробурено 2392 скважины для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
На 01.12.2015 лицензировано 543 источника подземного водоснабжения (водозабора), что составляет 977 скважин.
На 01.12.2015 учтена 671 брошенная и бесхозная скважина. Данные скважины являются источником загрязнения подземных питьевых вод и несут угрозу здоровью населения Ярославской области.
Территория области пересечена реками общей протяженностью около 20 тыс. км; площадь, занятая озерами, составляет около 123 кв. км. В области имеется 83 озера, из них 2 крупных: озеро Неро в Ростовском муниципальном районе (далее - МР) и озеро Плещеево в Переславском МР. На территории области река Волга зарегулирована плотинами и представляет собой каскад Угличского, Рыбинского, Горьковского водохранилищ. Запасы пресных вод в области составляют 254 куб. км. Дефицита природной воды область не испытывает. Вместе с тем основополагающей является проблема рационального использования воды. Общий объем забора воды (с учетом подземных вод) в 2014 году составил 230,89 куб. м/год (в 2013 году - 246 млн. куб. м/год), этот показатель с 1994 года имеет общую тенденцию к снижению с небольшими колебаниями в отдельные годы. Наибольший удельный вес использования воды приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и электроэнергетику.
Суммарная фактическая мощность сооружений по очистке сточных вод перед выпуском в водные объекты области в 2013 году составила 653,06 млн. куб. м/год, что меньше, чем в 2012 году на 9,52 млн. куб. м (в 2012 году - 662,58 млн. куб. м/год). Снижение фактической мощности очистных сооружений в 2013 году по сравнению с 2012 годом обусловлено в основном снижением производственных мощностей промышленных предприятий. Основной объем загрязняющих неочищенных стоков составили хозяйственно-бытовые стоки. Это обусловлено тем, что большинство очистных сооружений области не обеспечивают эффективной очистки сточных вод. Часть городов имеет морально и физически устаревшие очистные сооружения, некоторые поселки городского типа и большинство сельских населенных пунктов вообще не имеют очистных сооружений.
В крупных промышленных городах области (Ярославле, Рыбинске, Угличе, Ростове, Переславле-Залесском) отсутствует очистка городских ливневых стоков, в результате чего в водные объекты поступает большое количество загрязняющих веществ. Ситуация усугубляется еще и тем, что в городские коллекторы ливневой канализации часто сбрасываются подключенные к ним промышленные ливневые сточные воды предприятий (около 1,5 млн. куб. м/год), увеличивая количество сбрасываемых в водный объект неочищенных сточных вод при ухудшении качества.
В сфере водных отношений департамент в рамках своей деятельности выполняет собственные полномочия субъекта Российской Федерации, а также отдельные полномочия, переданные Российской Федерацией Ярославской области в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Российской Федерацией переданы Ярославской области следующие полномочия:
- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которое осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, а также за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);
- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища);
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территории области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (на территории области это Угличское, Рыбинское и Горьковское водохранилища).
Реализация переданных полномочий Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили в 2014 году 187,7 тыс. тонн (в 2013 году - 188,74 тыс. тонн), в том числе от стационарных источников - 88,3 тыс. тонн (в 2013 году - 81,54 тыс. тонн), от автотранспорта - 99,4 тыс. тонн (в 2013 году - 107,2 тыс. тонн).
Наибольший уровень загрязнения наблюдается на территории города Ярославля (48,5 процента от общего количества выбросов на территории области). Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по городу составляет 44,5 процента.
За последние 5 лет выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников изменялись незначительно как в сторону уменьшения, так и увеличения в зависимости от реализации природоохранных мероприятий и количества отчитывающихся по форме 2-ТП (воздух) предприятий и организаций. Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения уменьшились на 68,9 тыс. тонн (41,3 процента). Суммарные выбросы уменьшились на 61,4 тыс. тонн (24,8 процента).
Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 года N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 504-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия по достижению поставленной цели.
Одной из традиционных форм природоохранной работы по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в области является создание единой сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которая обеспечивает поддержание стабильности природной среды путем установления административным порядком особых режимов природопользования с ограничением хозяйственной деятельности. Конечной целью создания ООПТ является формирование их рациональной системы, которая должна обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда животных, растений и грибов, регулирование и компенсирование различных нарушений в структуре экосистем, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
Выявление природных территорий, ценных в хозяйственном, научно-познавательном, культурно-эстетическом и рекреационном отношениях, начато в области с момента образования в 1956 году Ярославской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы (далее - ВООП). Благодаря многолетней совместной деятельности ярославских ученых, представителей широкой общественности, энтузиастов и членов актива Ярославской областной общественной организации ВООП в области к концу 80-х годов была сформирована достаточно обширная сеть ООПТ. Завершением этого периода работы стала карта-схема "Охраняемые объекты природы Ярославской области". Указанная карта-схема дала представление о количестве и разнообразии охраняемых природных территорий, их пространственном размещении на территории области.
В настоящее время в Ярославской области функционируют 379 ООПТ общей площадью 365,6 тыс. га, что составляет около 10 процентов площади области. Из них:
- 3 ООПТ федерального значения общей площадью 88,4 тыс. га (Дарвинский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк "Плещеево озеро" и государственный природный заказник "Ярославский");
- 365 ООПТ регионального значения общей площадью 272,1 тыс. га (из них 44 государственных природных заказника и 321 памятник природы);
- 11 ООПТ местного значения общей площадью 5 тыс. га.