Важнейшей задачей экономической политики республики является стабилизация финансовой системы республики за счет своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и государственного долга.
Исполнение доходной части республиканского бюджета за 2002 - 2004 гг. по основным статьям доходов и их структура (рисунок)*.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Анализ данных по исполнению доходной части за 2002 - 2004 гг. свидетельствует о росте объема поступающих в бюджеты республики средств. В целом за рассматриваемые годы рост объема налоговых и неналоговых поступлений составил 2,2 млрд. руб. несмотря на ежегодный рост доли перераспределения доходных источников в пользу федерального бюджета.
С целью развития налогового потенциала Правительством республики проводится политика, направленная на стабилизацию экономики республики, рост промышленного производства и инвестиционной активности, выявление резервов пополнения доходов бюджета. Здесь особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом. Наиболее важным является оценка влияния экономической активности на уровень налогового потенциала, влияние основных и крупных налогоплательщиков: их финансовое состояние, формы расчетов, правовой статус и т.д. Для совершенствования налогового планирования в 2000 году был введен мониторинг деятельности бюджетообразующих предприятий (Указ Президента Республики Бурятия от 22.09.2000 N 207 "О создании системы мониторинга финансово-хозяйственной деятельности бюджетообразующих предприятий и отраслей РБ и учета их платежеспособности"). В целях реализации данного Указа принято постановление Правительства Республики Бурятия от 22.09.2000 N 339 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Бурятия "О создании системы мониторинга финансово-хозяйственной деятельности бюджетообразующих предприятия и отраслей Республики Бурятия и учета их платежеспособности", которым был утвержден список бюджетообразующих предприятий. В связи с реорганизацией и банкротством предприятий список организаций уточнялся (постановления Правительства Республики Бурятия от 15.06.2001 N 217, от 02.04.2002 N 96, от 15.09.2003 N 291).
В целях взаимовыгодных отношений власти и бизнеса Правительством республики ежегодно производится согласование и подписание Соглашений об участии организации в реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия. Определен круг бюджетообразующих предприятий в количестве 23, среди которых такие крупные плательщики как Улан-Удэнский авиационный завод, Гусиноозерская ГРЭС, Бурятэнерго и другие.
Одной из основных задач деятельности органов государственной власти республики является задача роста и укрепления налоговой базы. Для чего принят Указ Президента Республики Бурятия 30.03.2004 N 114 "О мерах по увеличению налоговой базы в Республике Бурятия", которым был создан Межведомственный Совет по развитию налоговой базы.
Деятельность Совета в 2004 году была направлена на проведение анализа выполнения заданий по увеличению налоговой базы, основанных на системе индикаторов и отраслевых особенностях. Исполнение анализировалось по следующим показателям: прибыль организаций, фонд оплаты труда, производство алкогольной продукции, реализация нефтепродуктов, объем добычи золота, доходы от использования государственного имущества. В ходе реализации вышеназванного Указа достигнута основная цель - мониторинг изменения налоговой базы.
(F1) Проводится оценка потерь республиканского бюджета от недополученных доходов в результате предоставления отсрочек и рассрочек в соответствии с Порядком организации работы по предоставлению отсрочек, рассрочек, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате региональных налогов и сборов, утвержденным Приказом Минфина Республики Бурятия от 15.10.2001 N 89. В 2004 г. отсрочки и рассрочки по налогам, зачисляемым в республиканский бюджет предоставлены в сумме 369,2 тыс. руб., в пределах лимитов, установленных Законом "О республиканском бюджете на 2004 г.".
(F2) Для развития деловой активности в республике используется ряд стимулирующих мер, связанных с предоставлением налоговых льгот и отсрочек по уплате налогов и платежей. Налоговые правоотношения в пределах полномочий субъекта регулируются Законом Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъекта РФ". В рамках данного закона определен ряд налоговых льгот. В целях проведения мониторинга налоговых льгот постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.12.2003 N 369 утверждена Методика расчета выпадающих доходов Республики Бурятия от предоставления налоговых льгот. Анализ предоставленных льгот показал, что льготы по налогу на имущество предоставлены золотодобывающим предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, прошедшие инвестиционный конкурсный отбор, а также в связи с консервацией имущества. Также льготы предоставлены организациям железнодорожного транспорта в части стоимости подвижного состава, предназначенного для пригородных пассажирских перевозок. В 2004 году по отношению к 2003 году объем налоговых льгот снизился в 4,3 раза, а в 2005 году по отношению к 2004 году в 2 раза.
Предоставленные налоговые льготы за анализируемый период принесли Республике Бурятия реальный экономический эффект, так за счет высвободившихся средств за 3 года ОАО "Бурятзолото" была построена линия электропередач Сэсор Рудник Холбинский, что позволило обеспечить рудник Холбинский надежным электроснабжением и дало снижение издержек производства. По такому предприятию как ОАО "Зун-Хада" высвободившиеся средства позволили начать изыскательские работы.
Предоставление льготы по налогу на имущество организациям железнодорожного транспорта в части стоимости подвижного состава, предназначенного для пригородных пассажирских перевозок, позволило сдержать рост тарифов на пассажирские пригородные железнодорожные перевозки.
Дебиторской задолженности за анализируемый период бюджет Республики Бурятия не имеет.