Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (с изменениями на: 29.06.2007)


 Анализ исходного состояния (Е1, Е2)


Инвестиционная деятельность в республике регулируется Законом Республики Бурятия от 06.03.1998 N 669-I "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия", устанавливающим основные принципы, формы и способы реализации инвестиционной деятельности, систему государственной поддержки на основе предоставления инвесторам инвестиционных налоговых льгот и кредитов, систему государственных гарантий за счет средств республиканского бюджета, государственного имущества, государственного пакета акций в хозяйственных обществах.

Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в республике предусматривает использование разнообразных способов и механизмов привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. В числе последних можно назвать такие формы государственной финансовой поддержки инвестиционных проектов как предоставление организациям бюджетных кредитов на возвратной и платной основе, субсидий на развитие производства за прирост налоговых платежей, предоставление компенсационных выплат процентной ставки по кредитам коммерческих банков, государственных гарантий, субвенций, дотаций и пр.:

1. Постановление Правительства Республики Бурятия от 18.02.2003 N 62 "О порядке предоставления организациям субсидий на развитие производства".

2. Постановление Правительства Республики Бурятия от 17.05.2002 N 146 "О порядке снижения ставки налога на прибыль на 1% и освобождения от уплаты налога на имущество организаций, зачисляемых в республиканский бюджет, для организаций, реализующих инвестиционные проекты".

3. Закон Республики Бурятия от 06.03.1998 N 671-I "О налоговом стимулировании организаций, осуществляющих производственную деятельность в Республике Бурятия, до полной окупаемости вложенных средств".

4. Постановление Правительства Республики Бурятия от 03.03.2003 N 147 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Бурятия".

Основными требованиями, предъявляемыми к инвестиционным проектам, реализуемым с использованием государственной поддержки, являются быстрая и высокая окупаемость инвестиций; производство конкурентной продукции, имеющей спрос на рынке; расширение внутреннего рынка республики; решение социальных задач.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в форме государственных гарантий в обеспечение привлекаемых на инвестиционные цели средств; предоставления бюджетного кредита на реализацию инвестиционного проекта; предоставление компенсационных выплат части платы за пользование кредитами коммерческих банков, предоставленными на реализацию инвестиционных проектов; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Отбор инвестиционных проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки, осуществляется на конкурсной основе Комиссией Правительства Республики Бурятия по конкурсному отбору инвестиционных проектов, состав которой утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2003 N 182 "О Комиссии по конкурсному отбору инвестиционных проектов". Конкурс проводится 1 раз в год на стадии формирования республиканского бюджета, отбор проектов осуществляется исходя из значимости проекта для социально-экономического развития региона, эффективности и соответствия задачам и приоритетам развития экономики республики.

Документ утверждает порядок осуществления инвестиционного проектирования, положение о проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов, порядок предоставления Правительством Республики Бурятия той или иной формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

При проведении экспертизы инвестиционного проекта оцениваются:

1) эффективность инвестиционного проекта в целом;

2) эффективность участия в инвестиционном проекте;

3) финансовое состояние субъекта инвестиционной деятельности.

Эффективность участия в проекте определяется с целью установления возможности реализации инвестиционного проекта на практике и целесообразности оказания государственной поддержки. Применение в отношении организаций государственной поддержки инвестиционной деятельности предусматривает обязательный контроль за целевым использованием, своевременным возвратом бюджетных средств и платы за их использование и эффективным использованием бюджетных средств со стороны Министерства финансов Республики Бурятия и главных распорядителей бюджетных средств.

Основанием для прекращения предоставления государственной поддержки является нецелевое использование бюджетных кредитов; нецелевое использование кредита коммерческого банка, привлекаемого на инвестиционные цели под государственную гарантию, а также невозврат или несвоевременный возврат заемщиком бюджетных средств.

Государственная поддержка из республиканского бюджета на реализацию инвестиционных проектов позволила организациям освоить выпуск новой продукции, сохранить и модернизировать многие производства. Повысилась конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей за счет расширения ассортимента и улучшения качественных характеристик продукции. Прирост объемов производства на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты, в 2003 году составил 880,3 млн. рублей, в 2004 году - 826,5 млн. рублей. Прирост налоговых платежей в 2003 году составил 49,7 млн. руб., в 2004 году - 95,9 млн. руб.

Социальная эффективность реализации инвестиционных проектов в республике выразилась в некотором снижении социальной напряженности, в заметном вкладе в решение проблемы занятости и росте заработной платы. Так, в 2003 году создано и сохранено соответственно 1221 и 4159 рабочих мест, в 2004 году - соответственно 779 и 2681. Среднемесячная заработная плата на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты, выросла в среднем на 2 тыс. руб. в 2003 году и на 1 тыс. руб. в 2004 году.

В целях сокращения различий в районах Республики Бурятия в части обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и достижения оптимального уровня обеспеченности, Правительство Республики Бурятия ежегодно осуществляет финансирование строительства объектов социальной сферы, а также мероприятий в рамках реализации федеральных и республиканских целевых программ.