Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДО 2025 ГОДА


Таблица 14


 Основные индикаторы развития Сибирского федерального округа (в текущих ценах)

 Индикаторы            

 2003

 год  

 2005

 год  

 2010

 год  

 2015

 год  

 2020

 год  

Валовой региональный продукт (ВРП)

в текущих ценах, млрд. руб.       

1270  

1750,0

2932,9

5142,0

8036,0

Валовой региональный продукт в

ценах 2003 года, млрд. руб.       

1270,0

1458,3

2057,5

2982,5

4072  

Валовой региональный продукт, % к

предыдущему периоду               

 107,5

 114,8

 142,2

 157,0

 141,2

Индекс-дефлятор ВРП, %            

 100,0

 120,4

 126,9

 112,7

 110,8

Накопленный индекс-дефлятор ВРП, %

 100,0

 120,4

 140,3

 158,4

 175,6

Средняя зарплата в текущих ценах,

тыс. руб./чел.                    

 4,1

 6,0

 11,8

 18,4

 27,6


Как видно из приведенных данных решающую роль в структуре развития играют не столько факторы экстенсивного роста экспорта сырья и иных товаров, сколько рост инновационной составляющей экономики и опережающее развитие сектора услуг. При этом традиционные отрасли производства (добыча и первичная переработка сырья, традиционная металлообработка и иные материалоемкие и энергозатратные направления) оказываются ресурсом и в то же самое время объектом технологической модернизации и инновационных схем управления. Их доля в структуре экономики постепенно снижается, оставляя на первом плане, с точки зрения темпов развития, экономику услуг и быстрый рост интеллектуалоемкого (экономика знаний) и технологического (производительность труда и связанные с ней факторы) сегментов.

Стратегические документы Сибирского федерального округа предполагают развитие в каждом субъекте Российской Федерации новой транспортно-энергетической инфраструктуры.

В ближайшие 15 - 20 лет должен быть сформирован новый нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40 - 50 млн. тонн в год, газа до 70 - 80 млрд. куб. метров в год.

Основные объекты будущей энергетической инфраструктуры:

1. Строительство газопровода "Ковыкта - Саянск - Иркутск" с дальнейшим продолжением до городов Улан-Удэ и Чита (в качестве альтернативы возможен вариант поставок сжиженного газа). Газопровод пройдет по маршруту "Ковыкта - Саянск - Ангарск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита" с отводами. Пропускная способность 38,5 млрд. куб. м, из них в Китайскую Народную Республику - 20 млрд. куб. м, в Южную Корею - 10 млрд. куб. м, стоимость 12 млрд. долл.

2. В районе городов Ангарск и Усолье-Сибирское будет построен газоперерабатывающий завод, начато формирование Восточно-Сибирского газохимического комплекса, построен завод по сжижению гелия (к 2020 году добыча нефти - 49,2 млн., газа - 69,1 млрд. куб. м, стоимость 19,4 млрд. долл.).

3. Готовится к реализации проект трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) общей стоимостью 11 млрд. долларов. Его пропускная способность 80 млн. тонн до ст. Сковородино; ответвление на Китайскую Народную Республику 30 млн. тонн, на бухту Перевозная (Приморский край) - 50 млн. тонн.

4. В рамках Стратегии предполагается интенсификация газоразведки в районе Нижнего Приангарья в Красноярском крае, что позволит начать строительство газопровода Нижняя Ангара - Красноярск - Абакан.

К одной из первоочередных задач относится создание в Сибири опорной транспортной сети, отвечающей требованиям ХХI века и складывающейся новой геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и новой роли Российской Федерации.

Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китайской Народной Республикой, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. Основой коридора являются Транссибирская магистраль, автомагистрали "Байкал", "Амур" и "Уссури".

Республика Бурятия имеет перспективную возможность использовать включение в том или ином качестве в некоторые из предполагаемых к реализации на территории Сибири и Дальнего Востока, согласно федеральным отраслевым стратегиям, инфраструктурных и промышленных проектов. При этом, по имеющимся в настоящее время данным, Республика Бурятия остается на периферии практически всех макропроектов. Поэтому одна из управленческих и политических задач руководства Республики Бурятия состоит в том, чтобы найти альтернативные существующим предложения, где участие Республики Бурятия в реализации инфраструктурных проектов было бы более "включенным".