Основные индикаторы развития Сибирского федерального округа (в текущих ценах)
Индикаторы | 2003 год | 2005 год | 2010 год | 2015 год | 2020 год |
Валовой региональный продукт (ВРП) в текущих ценах, млрд. руб. | 1270 | 1750,0 | 2932,9 | 5142,0 | 8036,0 |
Валовой региональный продукт в ценах 2003 года, млрд. руб. | 1270,0 | 1458,3 | 2057,5 | 2982,5 | 4072 |
Валовой региональный продукт, % к предыдущему периоду | 107,5 | 114,8 | 142,2 | 157,0 | 141,2 |
Индекс-дефлятор ВРП, % | 100,0 | 120,4 | 126,9 | 112,7 | 110,8 |
Накопленный индекс-дефлятор ВРП, % | 100,0 | 120,4 | 140,3 | 158,4 | 175,6 |
Средняя зарплата в текущих ценах, тыс. руб./чел. | 4,1 | 6,0 | 11,8 | 18,4 | 27,6 |
Как видно из приведенных данных решающую роль в структуре развития играют не столько факторы экстенсивного роста экспорта сырья и иных товаров, сколько рост инновационной составляющей экономики и опережающее развитие сектора услуг. При этом традиционные отрасли производства (добыча и первичная переработка сырья, традиционная металлообработка и иные материалоемкие и энергозатратные направления) оказываются ресурсом и в то же самое время объектом технологической модернизации и инновационных схем управления. Их доля в структуре экономики постепенно снижается, оставляя на первом плане, с точки зрения темпов развития, экономику услуг и быстрый рост интеллектуалоемкого (экономика знаний) и технологического (производительность труда и связанные с ней факторы) сегментов.
Стратегические документы Сибирского федерального округа предполагают развитие в каждом субъекте Российской Федерации новой транспортно-энергетической инфраструктуры.
В ближайшие 15 - 20 лет должен быть сформирован новый нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40 - 50 млн. тонн в год, газа до 70 - 80 млрд. куб. метров в год.
Основные объекты будущей энергетической инфраструктуры:
1. Строительство газопровода "Ковыкта - Саянск - Иркутск" с дальнейшим продолжением до городов Улан-Удэ и Чита (в качестве альтернативы возможен вариант поставок сжиженного газа). Газопровод пройдет по маршруту "Ковыкта - Саянск - Ангарск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита" с отводами. Пропускная способность 38,5 млрд. куб. м, из них в Китайскую Народную Республику - 20 млрд. куб. м, в Южную Корею - 10 млрд. куб. м, стоимость 12 млрд. долл.
2. В районе городов Ангарск и Усолье-Сибирское будет построен газоперерабатывающий завод, начато формирование Восточно-Сибирского газохимического комплекса, построен завод по сжижению гелия (к 2020 году добыча нефти - 49,2 млн., газа - 69,1 млрд. куб. м, стоимость 19,4 млрд. долл.).
3. Готовится к реализации проект трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) общей стоимостью 11 млрд. долларов. Его пропускная способность 80 млн. тонн до ст. Сковородино; ответвление на Китайскую Народную Республику 30 млн. тонн, на бухту Перевозная (Приморский край) - 50 млн. тонн.
4. В рамках Стратегии предполагается интенсификация газоразведки в районе Нижнего Приангарья в Красноярском крае, что позволит начать строительство газопровода Нижняя Ангара - Красноярск - Абакан.
К одной из первоочередных задач относится создание в Сибири опорной транспортной сети, отвечающей требованиям ХХI века и складывающейся новой геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и новой роли Российской Федерации.
Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китайской Народной Республикой, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. Основой коридора являются Транссибирская магистраль, автомагистрали "Байкал", "Амур" и "Уссури".
Республика Бурятия имеет перспективную возможность использовать включение в том или ином качестве в некоторые из предполагаемых к реализации на территории Сибири и Дальнего Востока, согласно федеральным отраслевым стратегиям, инфраструктурных и промышленных проектов. При этом, по имеющимся в настоящее время данным, Республика Бурятия остается на периферии практически всех макропроектов. Поэтому одна из управленческих и политических задач руководства Республики Бурятия состоит в том, чтобы найти альтернативные существующим предложения, где участие Республики Бурятия в реализации инфраструктурных проектов было бы более "включенным".