В современном глобальном мире успешность развития регионов во многом определяется инфраструктурной связанностью с другими как ближайшими, так и отдаленными территориями. Наличие развитых инфраструктурных связей позволяет территории включаться в мировые и трансрегиональные процессы внешнего порядка, связанные с товарными, энергетическими, финансовыми и человеческими потоками, которые становятся основным стратегическим ресурсом развития для участников процесса.
"Сильные" мировые игроки, каким в последнее десятилетие стала, в частности, Китайская Народная Республика, целенаправленно выстраивают такие связи для привлечения дополнительных стратегических ресурсов и выходов на перспективные рынки. Так, по имеющимся данным, Китайская Народная Республика имеет собственный план освоения пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, который предполагает следующие этапы:
1. Создание первого уровня оптовой торговли и инфраструктуры в районе Хэйхэ - Благовещенск.
2. Создание второго уровня оптовой торговли в опорных городах - пунктах проникновения в Сибирь - Красноярск и Иркутск.
3. Продолжение туристической трассы Хэйхэ - Красноярск и Хэйхэ - Байкал.
4. Создание единой городской гряды Иркутск - Новосибирск - Челябинск - Екатеринбург - Пермь.
Российская Федерация в свою очередь предлагает собственные планы инфраструктурного переосвоения Сибири и Дальнего Востока (см. раздел "Инфраструктурная модернизация Востока России"), хотя и отстает пока с реальными инициативами проектно-программного характера.
В этом "инфраструктурном противостоянии" Байкальский регион, частью которого является Республика Бурятия, оказывается во многих отношениях ключевым. В этом смысле связи со странами Северо-Восточной Азии (Монголии, Китайской Народной Республикой и Республикой Корея) имеют не только собственно хозяйственное, но и геоэкономическое и геополитическое значение.
Существенной характеристикой Байкальского региона, таким образом, является его постепенное втягивание в международное экономическое пространство и систему многосторонних связей, основными из которых являются на настоящий момент:
торговые связи;
рынок инвестиций;
энергетические инфраструктуры;
транспортные инфраструктуры.