Региональная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Алтай до 2005" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 N 1098 и распоряжением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2000 года N 48-р.
На территории Республики Алтай сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогнозов и предупреждения.
Несмотря на сложности социально - экономического развития Республики Алтай, в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Главной задачей второго этапа развития территориальной подсистемы Российской системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально - экономического развития республики с учетом мирового опыта в данной области.
Проблема носит межведомственный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности республиканских органов власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Учитывая сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий должен стать программно - целевой метод.