ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2004 года N 129
ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 23.09.2019 N 273.
____________________________________________________________________
Заслушав и обсудив информацию Министра туризма Республики Алтай Зяблицкого С.И. об итогах деятельности Министерства туризма Республики Алтай в 2002 - 2003 годах и задачах Министерства на 2004 год, Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Принять к сведению информацию об итогах деятельности Министерства туризма Республики Алтай в 2002 - 2003 годах и задачах Министерства на 2004 год.
2. Министерству туризма Республики Алтай (Зяблицкий С.И.) в срок до 1 сентября 2004 года разработать план мероприятий развития туристской отрасли в Республике Алтай с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения, и представить на утверждение Правительства Республики Алтай.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тайтакова Н.М.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.ЛАПШИН
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Географическое положение Горного Алтая, разнообразие природных ландшафтов, благоприятные климатические условия позволяют организовать в Республике Алтай более трех десятков видов туристской деятельности. Это пешие, водные, лыжные, велосипедные, конные, мото- и автомаршруты. Кроме того, есть объекты для альпинистских маршрутов любой категории сложности. Все это рассчитано на любые возрастные категории.
Усложнение экономической ситуации в Республике Алтай, выражающееся в отсутствии производства, упадке традиционных видов деятельности, вынуждает находить новые перспективные направления экономического развития региона, одним из которых является развитие туристической деятельности.
Туризм становится ключевым элементом развития экономики Республики Алтай. Главная задача - максимально увеличить доход, получаемый от посетителей, при этом предотвращая наносимый ущерб экологии и культуре. Туристы могут обеспечить превосходный рынок для производимых здесь товаров, стимулировать развитие мелких предприятий, особенно в сфере пищевой промышленности и народных промыслов.
Именно поэтому Правительством Республики Алтай в декабре 2002 года было принято постановление "О реорганизации Комитета по туризму Республики Алтай" и утверждено Положение о Министерстве туризма Республики Алтай.
Деятельность Министерства туризма Республики Алтай в 2003 году осуществлялась в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай, договорами и соглашениями, заключенными между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Алтай, федеральными и республиканскими законами, нормативными актами уполномоченного органа по туризму Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, Положением о Министерстве туризма Республики Алтай.
Трудовой коллектив Министерства туризма по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности был сформирован в феврале 2003 года и состоит из 11 государственных служащих и 5 человек технического персонала, которые осуществляли свою деятельность в соответствии с планом работы Министерства туризма, личными планами и должностными инструкциями. Все госслужащие имеют высшее образование. В 2003 году прошли профессиональную переподготовку по направлению "Государственное и муниципальное управление" в Сибирской Академии государственной службы 2 человека, в текущем году поступили учиться трое.
Одним из важных направлений деятельности Министерства туризма является формирование нормативно-правовой базы в сфере туризма. Так, Министерством туризма в 2003 году разработаны и согласованы в установленном законом порядке проекты постановлений, положений, законов по вопросам деятельности Министерства, в частности, направленных на развитие туризма и рекреации, реализации его основных стратегических направлений, в том числе:
- проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 346.26 и 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации";
Данным проектом федерального закона предлагается внести дополнения, касающиеся видов деятельности и налоговой базы при налогообложении в виде единого налога на вмененный доход, в связи с тем, что в последние годы в результате резкого увеличения числа хозяйствующих субъектов, занимающихся туристской деятельностью, увеличился и поток туристов, для обслуживания которых создается и совершенствуется все новый и новый спектр платных услуг, в том числе катание (сплав) на маломерных судах по рекам и водоемам, предоставление услуг по сдаче в наем комнат в частных (сельских) домах. В связи с исключением из перечня видов предпринимательской деятельности оказания услуг по краткосрочному проживанию отмечается тенденция к заметному снижению налоговых поступлений.
Такая ситуация в некоторой мере связана и с определенными трудностями при осуществлении налоговыми органами контрольных функций, поскольку, во-первых, налогоплательщики зарегистрированы и находятся, как правило, в других субъектах Российской Федерации, а во-вторых, отдаленность проведения и сезонность осуществления таких услуг, как перевозка туристов на маломерных судах (моторных лодках, катамаранах, надувных лодках типа "RAFT"), предоставление туристам в наем комнат в частных (сельских) домах не позволяет в полной мере проследить объем доходов, полученных при оказании конкретной услуги, и проконтролировать действия налогоплательщиков по учету и отражению своих доходов в отчетной документации.
По практическим результатам система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход удобна и налогоплательщику, и налоговым органам, уменьшая объем расчетов, отчетной и учетной документации, а также упрощая выполнение налоговыми органами контрольных функций;
- проект закона Республики Алтай "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Алтай "О туризме";
Проектом закона Республики Алтай предлагается внести дополнения и изменения в Закон Республики Алтай от 8 июля 1997 года N 22-7 "О туризме", касающиеся основных понятий, прав и обязанностей туристов и субъектов туристской индустрии, а также норм об обеспечении безопасности туризма при проведении активных, экстремальных видов туризма. Не секрет, что сложные гидрографические и горноклиматические условия нашего региона нередко создают угрозу жизни туристов при прохождении ими маршрутов, содержащих категорированные препятствия (перевалы, вершины, каньоны, пещеры, пороги и другие сложные элементы маршрута). Отсутствие информации в региональных поисково-спасательных отрядах МЧС России о времени и месте пребывания туристов, незнание руководителями и лицами, осуществляющими подготовку туристов к путешествию и сопровождающими их на маршруте (гиды-проводники, инструкторы по туризму), погодных и иных условий местности, нарушение ими техники безопасности или недостаточная их квалификация приводит к возникновению несчастных случаев, устранение которых в такой ситуации требует повышенных финансовых затрат, привлечения большого числа добровольцев среди местного населения при проведении поисково-спасательных мероприятий;
- распоряжение Правительства Республики Алтай "О коллегии Министерства туризма Республики Алтай";
- Устав Государственного учреждения "Природный парк "Катунь";
- Устав Государственного учреждения "Каракольский природный парк "Уч Энмек";
- Устав Государственного учреждения "Природно-хозяйственный парк "Чуй-Оозы";
- Устав Государственного учреждения "Природный парк "Белуха";
- Положение о Природном парке "Катунь";
- Положение о Каракольском природном парке "Уч Энмек";
- Положение о природно-хозяйственном парке "Чуй-Оозы";
- Положение о природном парке "Белуха";
Проведена юридическая экспертиза следующих документов:
- проекта федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- проекта Положения о взаимодействии поисково-спасательных формирований МЧС России, Минэкономразвития России, органов управления туризмом Российской Федерации и других структур по вопросам обеспечения безопасности туристов";
- проекта Общих требований к организации безопасного ведения туристской деятельности и экстремальных видов отдыха, разработанного МЧС России.
Был разработан ряд важных нормативных актов по подготовке и аттестации кадров, ведется реестр инструкторов и экскурсоводов (в 2003 году подготовлено 152 инструктора и экскурсовода). Создана аттестационная комиссия, проверяющая теоретические и практические навыки инструкторов и экскурсоводов, что позволяет усилить контроль по квалификационному соответствию инструкторов активных маршрутов и повышает безопасность пребывания туристов и экскурсантов на территории республики. При поддержке Министерства туризма был открыт Горно-Алтайский филиал Российской международной академии туризма. Сегодня уже закончена процедура лицензирования деятельности первого специализированного высшего учебного заведения в сфере туризма.
Расходование бюджетных средств в 2003 - 2004 годах Министерством туризма проводится в строгом соответствии с утвержденным бюджетом и требованиями финансовой дисциплины. В 2004 году по сравнению с 2003 годом смета расходов по управлению практически не изменилась и составила 3869 тыс. рублей. На 11% увеличился фонд оплаты труда в связи с повышением зарплаты согласно постановления Правительства Российской Федерации. Однако, допущено снижение таких статей, как представительские расходы (на 50%), командировочные расходы (на 8%), отсутствует лимит на приобретение предметов длительного пользования и нематериальных активов.
В текущем году основной проблемой для Министерства туризма является реализация целевой программы развития туризма. Если в 2003 году по 30 разделу на эти цели было выделено и израсходовано 1384,9 тыс. рублей, то в текущем году выделено лишь 98 тыс. рублей.
В целом, на 1 июня 2004 года финансирование по фонду оплаты труда составило 79,7% от полугодового лимита (практически в норме), а финансирование по прочим статьям, включая природные парки, составило 47,4%, что негативно сказалось на проведении подготовительных работ к туристскому сезону 2004 года.
Оценка территориальных ресурсов, приводимая в ряде научных исследований по социально-экономическому развитию республики, позволяет отметить общую особенность, присущую в целом всему Горному Алтаю - это огромный туристский потенциал, характеризующийся таким комплексом факторов, как благоприятные и разнообразные природно-климатические условия: и тайга, и степи, и полупустыни, многочисленные живописные горные, предгорные и степные ландшафты, водные пространства - реки, озера, водопады и ледники, минеральные и грязевые источники, памятники историко-культурного наследия.
Необходимость освоения туристских ресурсов республики требует новых подходов, направленных на обеспечение экономической целесообразности функционирования объектов, основанных на негосударственных смешанных формах собственности и одновременно не нарушающих экологическое равновесие, сводящих к минимуму вред, наносимый окружающей среде и культурным ценностям.
В Республике Алтай туризм - одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей экономики республики. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездного, является рекреационный потенциал. Это около 7 тысяч озер общей площадью более 600 кв. километров, одно из глубочайших озер России - Телецкое озеро (325 м, площадь - 230,8 кв. км), самая высокая в Сибири горная вершина - гора Белуха (4506 м).
Республика Алтай - одна из особо привлекательных для туристов территория, на которой находится пять объектов Всемирного наследия. Природные ландшафты республики (каменно-лишайниковые пустыни и непроходимая тайга, альпийские луга и царство нетающих ледников и снега), уникальные объекты и памятники культурно-исторического наследия дополняют привлекательность региона.
Число туристских предприятий на территории Республики Алтай постоянно растет.
_______________
* Диаграмма N 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Динамика роста туристических баз по районам хорошо показана в таблице N 1 и диаграмме N 2:
Район | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
Майминский | 7 | 11 | 13 | 20 | 19 |
Чемальский | 9 | 14 | 18 | 22 | 19 |
Усть-Коксинский | 6 | 7 | 9 | 9 | 4 |
Турочакский | 7 | 8 | 9 | 15 | 20 |
Усть-Канский | 2 | 3 | 1 | ||
Онгудайский | 3 | 3 | 5 | 5 | 7 |
Кош-Агачский | 2 | 3 | 4 | 6 | 6 |
Улаганский | 2 | 3 | 3 | 3 | 5 |
Чойский | 2 | 2 | |||
Шебалинский | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 37 | 50 | 64 | 86 | 84 |
Диаграмма N 2*
_______________
* Диаграмма N 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В процесс приема и обслуживания туристов постепенно вовлекается местное население, создавая свои собственные объекты - сельские микрогостиницы. Жители Республики Алтай сумели найти себе интересную работу и устойчивые источники поступления семейных доходов. Следовательно, сельский туризм является эффективным рычагом решения социальных проблем. Таким образом, создание инфраструктуры, необходимой для повышения конкурентоспособности Республики Алтай на туристском рынке, обеспечивает и развитие обычной социальной инфраструктуры. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что создание нормальных условий для жизни туристов ведет и к удовлетворению потребностей постоянного населения.