ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2017 года N 54


Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2016 год и основных задачах на 2017 год

(с изменениями на 27 июля 2017 года)

(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.07.2017 N 261)




На фоне геополитических процессов последних лет и мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары, социально-экономические показатели Российской Федерации по итогам 2016 года в целом сложились вполне удовлетворительными. Несмотря на падение цен на нефть, снижение ВВП по итогам года составило 0,2% против 3,7% в 2015 году, инфляция достигла 5,4% против 12,9% в 2015 году, в конце года наметились признаки оживления инвестиционного спроса и промышленного производства.


Результаты развития экономики республики в 2016 году свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций. Благодаря созданному в предыдущие годы заделу, по большинству показателей получены темпы, превышающие среднероссийские.


Валовой региональный продукт по оценке возрос на 1,9% <1> и превысил 800 млрд. рублей. По темпам роста валового регионального продукта республика опережает показатели валового внутреннего продукта России (снижение на 0,2%).


________________


<1> В сопоставимых ценах к 2015 году


Основной рост в экономике сложился за счет промышленного производства, увеличившегося на 1,6%. Рост отмечается в добыче угля (11,3%), нефти (6,9%) и производстве электроэнергии (2,1%). На замедление темпов роста промышленного производства повлияли плановое снижение добычи алмазов (94,4%) и золота (93,4%), а также структурные проблемы в гранильном (59,5% к 2015 году) и ювелирном производстве (71,3%).


Замедлилась инфляция: индекс потребительских цен в декабре 2016 года к декабрю 2015 года составил 106,0% (в 2015 году - 110,5%).


Объем инвестиций в основной капитал за 2016 год составил 267,7 млрд. рублей с реальным ростом 124,9% к 2015 г. Рост инвестиций в основной капитал за 2016 год обусловлен, прежде всего, за счет реализации крупных инвестиционных проектов в сферах добывающей промышленности, транспорта, энергетики, в том числе с началом реализации мегапроекта "Сила Сибири".


Получены первые результаты территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк Кангалассы" в виде урожая круглогодичного тепличного комплекса.


В декабре 2016 г. решением Правительства Российской Федерации создана ТОСЭР "Южная Якутия" в Нерюнгринском районе.


На стадии завершения строительство Республиканского перинатального центра в г. Якутске, ЯГРЭС-2 в г. Якутске.


На принципах государственно-частного партнерства реализуются 17 проектов по проектированию, созданию и технической эксплуатации 21 детского сада, 6 объектов общего и дополнительного образования, 1 объекта культуры на территории 13-ти улусов республики и города Якутска.


Закреплена положительная динамика жилищного строительства, которая наблюдается с 2000-х годов. Введено 605 тыс. кв. метров жилья с приростом 10,8% к 2015 году.


Построены 48 объектов социальной инфраструктуры, включая 10 школ (в том числе 4 малокомплектные школы), 1 спортзал школы, 12 детских садов, 1 объект средне-профессионального образования, 13 объектов культуры (в том числе 2 многофункциональных объекта), 7 объектов здравоохранения (в том числе 6 ФАПов), 3 объекта спорта и физической культуры, 1 объект социальной поддержки граждан.


В декабре 2016 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в окончательном чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", которым определено, что тарифы для предприятий Дальнего Востока должны быть выровнены со среднероссийским уровнем. Необходимо провести работу с Правительством Российской Федерации по определению конечных цен, категорий потребителей и сроков ввода новых тарифов.


Реализован Комплекс мер по реализации основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Из 136 мероприятий полностью исполнено 88 (64,7%), на их реализацию направлено 19,8 млрд. руб., что на 15,8% больше уровня финансирования 2015 года.


Благодаря исполнению Комплекса мер не допущены кризисные явления в инфраструктурных секторах: в воздушном транспорте, жилищном строительстве, энергетике, коммунальном хозяйстве, "северном завозе".


По итогам оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2015 год Республика Саха (Якутия) заняла 10-е место (в 2010 году - 80-е место).


В рамках Года благоустройства территорий населенных пунктов муниципальные образования получили государственную поддержку в объеме 2,17 млрд. рублей. Год благоустройства активизировал жизненную позицию населения и укрепил уважительное отношение человека к труду и окружающей среде.


Наиболее яркими и запоминающимися событиями 2016 года стали VI Международные спортивные игры "Дети Азии". Более двух с половиной тысяч юных спортсменов из 36 стран соревновались в двадцати двух видах спорта.


2016 год характеризовался позитивным развитием экономических связей республики с Японией. В октябре были проведены презентации инвестиционного потенциала Республики Саха (Якутия) в японских городах Токио и Саппоро, которые обозначили направления дальнейшего сотрудничества Якутии с Японией. По итогам совещаний в декабре 2016 года подписано 6 соглашений и меморандумов в сфере энергетики, сельского хозяйства, развития угольного комплекса.


В 2016 году из всех источников на все виды поддержки малого и среднего бизнеса направлено 1,1 млрд. рублей, что позволило оказать около 50 тыс. ед. разносторонней поддержки. По итогам 2016 года в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Якутия заняла 4 позицию среди 85 субъектов Российской Федерации по показателю "Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек", который составил 54,2 единицы.


Правительством Республики Саха (Якутия) совместно с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обеспечена защита прав жителей республики, территорий традиционного природопользования и особо охраняемых природных территорий при принятии федерального закона о дальневосточном гектаре. Внедрен механизм бесплатного предоставления "якутских гектаров".


Продолжена реализация Плана мероприятий Пятилетки устойчивого развития села в Республике Саха (Якутия). Происходит постепенное снижение миграционной убыли из сельской местности, пик которого приходился на 2011 год. В 2016 году миграционная убыль сократилась с 3750 в 2015 году до 2471 человек, уровень общей безработицы уменьшился с 11,1% в 2012 г. до 9,9%.


Вместе с тем, несмотря на безусловную реализацию мероприятий Плана пятилетки в 2016 году, по-прежнему наиболее актуальными проблемными вопросами для селян являются низкое качество автодорог, высокий уровень безработицы и низкий уровень благоустройства жилья.


Проводится системная работа по исполнению майских Указов Президента России. По оценке на 2016 год достижение плановых значений показателей улучшилось на 2,2% по сравнению с 2015 годом. Из 44 показателей достигнуто 37 (84%), не достигнуто 7 индикаторов (16%).


Вместе с тем достигнутая динамика экономического роста не позволила решить накопленные многолетние проблемы.


Не выполнены установленные задания 2016 года по добыче алмазов (96,8% к заданию), производству сурьмяных концентратов (90,3%), мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы (43,1%), хлеба и хлебобулочных изделий (97,9%), изделий колбасных (98,5%), цельномолочной продукции (98,8%), лесоматериалов (77,2%) и ювелирных изделий (95,2%).


Скорректированы в сторону снижения инвестиционные планы крупных компаний ПАО "Газпром", ООО "УК "Колмар", ООО "Эльгауголь" (Мечел) в IV квартале 2016 года.


С учетом продолжающегося снижения объема заготовки сена вследствие неблагоприятных климатических условий (на 12,6% за 2 года) реализован комплекс мер по сохранению поголовья крупного рогатого скота, что позволило уменьшить темпы его снижения (в 2016 году поголовье скота снизилось на 0,4%, в 2015 году на 2,0%).


При снижении валового надоя молока на 0,3% объем заготовки молока возрос на 4,9%, что свидетельствует об увеличении объема поставок молока на внутренний рынок. Снижение объема производства скота и птицы на убой на 2,9% допущено, в основном, за счет недопроизводства мяса птиц бройлера Нерюнгринской птицефабрикой, мяса свиней и мяса оленей. Объем производства мяса лошадей увеличился на 19%, мяса крупного рогатого скота остается на уровне 2015 года.


Неблагоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках, общие проявления спада в экономике Российской Федерации и последовавшие за ними бюджетные ограничения отразились на уровне жизни населения. Рост заработной платы не компенсировал роста потребительских цен, в результате реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 3,5% к 2015 году. Практически на уровне предыдущего года функционировал сектор розничной торговли (99,4%).


Сохраняется высокий уровень общей безработицы, превышающий среднереспубликанский показатель (7,2%) в 2 раза в сельскохозяйственных улусах: в Намском - 14,8%, Эвено-Бытантайском - 13,5%, Верхневилюйском и Горном - 13,4%.


Вызывает опасение рост просроченной задолженности по заработной плате. Задолженность по выплате заработной платы на 1 января 2017 года составила 51,7 млн. руб. перед 509 работниками. Пиковое значение наблюдалось в июне 2016 года - 118,1 млн. руб., к концу года задолженность снизилась в 2,3 раза. В общем объеме просроченной задолженности предприятий по заработной плате на предприятия строительства приходится 45,6%, обрабатывающие производства - 15,8%, транспорта - 15%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 17,3%. Задолженность по заработной плате наблюдалась в Абыйском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Намском, Нерюнгринском, Нюрбинском, Хангаласском улусах (районах) и г. Якутске.


Последовательная реализация Комплексной программы социально-экономического развития арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) оказывает положительное влияние на их социально-экономическое положение. Численность населения арктических и северных районов сохранилась на уровне 2015 года и на 1 октября 2016 года составила 68,9 тыс. человек. Ежегодно уменьшается миграционная убыль (в 2016 году на 37,9%), по данным за январь-сентябрь 2016 года увеличились инвестиции в основной капитал (162,8% к соответствующему периоду 2015 года). Ведется строительство 3 школ, 3 детских садов. Проведены работы по строительству, реконструкции и модернизации 12 объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе 11 котельных и водозабора.


Вместе с тем характерными проблемами для арктических и северных районов остаются неразвитая инфраструктура, сложная транспортная логистика, высокие тарифы на энергоносители, высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры, частота аномальных природно-климатических явлений.


В целях обеспечения экономической и социальной стабильности Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Считать основными задачами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017 год следующие:


1.1. Достижение реального роста валового регионального продукта не менее 3% к 2016 году.


1.2. Реализация стратегических Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. с достижением следующих контрольных показателей:


соотношений заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы в соответствии с плановыми значениями "дорожных карт";


доли объема инвестиций в основной капитал в ВРП - не менее 30%,


уровня удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - не менее 85%;


доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - не менее 60%.


1.3. Выполнение Плана мероприятий по реализации ключевых положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Послания Главы Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).


1.4. Согласование с федеральными органами исполнительной власти и утверждение законом Республики Саха (Якутия) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года.


1.5. Разработка государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы с учетом достижения целей, задач и индикаторов Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года.


1.6. Финансовое оздоровление стратегических и системообразующих предприятий и организаций.


1.7. Утверждение Программы оптимизации расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»