Недействующий

Об утверждении государственной программы Калужской области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области" (с изменениями на 29 декабря 2018 года)



Вводная часть


Валовый внутренний продукт Российской Федерации по своей структуре - один из самых энергоемких в мировой экономике, или в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых европейских странах.


Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации, что снижает их финансовую стабильность. Сохранение высокой энергоемкости экономики приводит к сдерживанию экономического роста.


Данные негативные последствия характерны и для Калужской области.


В настоящее время износ инженерной инфраструктуры Калужской области составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых, водопроводных сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют также 10 - 15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях иногда достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 6,5 - 8,0 млн. тонн условного топлива (далее - т у. т.) в год. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 12,5% и выше. Коэффициент полезного действия таких котельных колеблется в пределах 30 - 40%. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения в ряде случаев полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это все не только ведет к накапливанию "недоремонта" и падению надежности, но и является фактором высоких тарифов на энергоресурсы, снижает конкурентоспособность продукции и услуг организаций Калужской области, увеличивает их себестоимость.


Особенно актуальна задача энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах Калужской области. Именно в этих сферах расходуется большая часть бюджетных средств. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) Калужской области сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении.


По показателю энергоемкости валового регионального продукта по итогам 2011 года Калужская область занимает 2 место по Центральному федеральному округу.


Это говорит прежде всего о том, что решению задач по повышению энергетической эффективности во всех секторах экономики и уровнях власти Калужской области уделяется огромное внимание.


За 2010 - 2013 годы или период реализации долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области на 2010 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.07.2010 N 307), в Калужской области были проведены масштабные работы по следующим направлениям.


Одним из важных направлений деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются энергетические обследования, в результате которых разрабатываются энергетические паспорта, на которых основываются программы энергосбережения объектов. В настоящее время в Калужской области из 268 государственных организаций, подлежащих энергетическому обследованию, завершено проведение энергетического обследования в 242.


Завершены работы по разработке и внедрению индикативной системы оценки реализации энергосберегающих проектов и мероприятий на территории Калужской области, которая должна обеспечить мониторинг выполнения программ и проектов энергосбережения, а также сбор, хранение и передачу информации в государственную информационную систему. Проведено обучение лиц, ответственных за сбор и передачу данных в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Калужской области.


В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приобретены 350 приборов учета тепловой энергии для установки в многоквартирных жилых домах Калужской области, что позволит в значительной мере снять нагрузку с населения в муниципальных районах области.


В учреждениях муниципальной собственности установлены и введены в эксплуатацию приборы учета на все виды энергоресурсов.


Выполнена вторая очередь строительства подстанции 220 кВ "Созвездие" с устройством комплектного распределительного устройства 10 кВ и строительством ВЛ 110 кВ "Созвездие-Ворсино" и ВЛ 110 кВ "Созвездие-Мишуково". Реконструирована подстанция 220 кВ "Мирная" с установкой двух автотрансформаторов по 200 МВА каждый, что позволило обеспечить возможность увеличения нагрузки для потребителей г. Обнинска, индустриального парка "Обнинск" и технопарка "Ворсино".


В системе коммунальной инфраструктуры произведен ремонт 125 отопительных котельных с применением энергосберегающих оборудования и технологий; выполнена теплоизоляция и ремонт 362 км тепловых сетей с применением современных технологий и материалов; реализованы энергосервисные контракты по уличному освещению в г. Мосальске, г. Калуге, пос. Воротынске, г. Юхнове, г. Сухиничи и пос. Бабынино.