Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на следующих базовых подходах:
анализ эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса;
оценка всей совокупности финансовых, административных и иных ресурсов;
публичность и общедоступность промежуточных и итоговых результатов анализа;
учет результатов анализа эффективности бюджетных расходов для будущих бюджетных циклов.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в процессе формирования проекта областного бюджета в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, в части принятия новых расходных обязательств, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
В случае необходимости будут внесены изменения в постановление Правительства Калужской области от 17.07.2013 N 366 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Калужской области".
Также будут осуществляться:
применение механизмов обоснований бюджетных ассигнований и государственных заданий;
формирование планов и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, включая обоснование закупок в части начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупок.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования будет выступать возможность непосредственной увязки соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которых планируется достигнуть.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать применение метода альтернативных издержек, то есть прогнозирования последствий нереализации мероприятий (осуществления бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
При прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы приростов расходов на один условный рубль не становятся ниже темпов прироста (сокращения) соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования государственных финансов.
Это позволит отчасти избежать увеличения бюджетных расходов по отдельным направлениям, эффект от применения которых прирастает медленнее соответствующих затрат.
Комплексный подход к оценке финансовых ресурсов должен предусматривать учет не только сроков и объемов осуществления соответствующих кассовых расходов, но и учет наличия необходимого нормативного правового, методологического и институционального обеспечения мероприятий, а также применение таких мер финансового стимулирования, как государственные кредиты, гарантии и поручительства, особенности налогообложения соответствующих видов деятельности или объектов налогообложения (налоговые льготы).
Важнейшим условием получения объективных результатов анализа эффективности бюджетных расходов является использование независимой оценки, что подразумевает широкое участие экспертных, научных негосударственных организаций.
Кроме того, дополнительным условием обеспечения функционирования такой системы должно стать привлечение экспертов и экспертных организаций в случаях, установленных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, общественное обсуждение крупных закупок, промежуточных и итоговых результатов анализа эффективности бюджетных расходов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов (дорожных карт) по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.