ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2014 года N 638


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.12.2013 N 758 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"


В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 758 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие здравоохранения в Калужской области" (далее - постановление) изменения, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов






Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 30 октября 2014 года N 638

ПАСПОРТ государственной программы Калужской области "Развитие здравоохранения в Калужской области" (далее - государственная программа)

1. Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство здравоохранения Калужской области

2. Соисполнитель государственной программы

Министерство здравоохранения Калужской области

3. Цель государственной программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Калужской области, передовым достижениям медицинской науки

4. Задачи государственной программы

- Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
- повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения;
- повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
- развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
- обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
- сокращение дефицита медицинских кадров в государственных учреждениях здравоохранения Калужской области и повышение уровня квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием;
- повышение доступности качественной, эффективной и безопасной лекарственной помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях;
- развитие информатизации здравоохранения Калужской области;
- совершенствование системы территориального планирования оказания медицинской помощи населению Калужской области

5. Подпрограммы государственной программы

- "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";
- "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";
- "Развитие государственно-частного партнерства";
- "Охрана здоровья матери и ребенка";
- "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей";
- "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";
- "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";
- "Развитие информатизации в здравоохранении";
- "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Калужской области";
- "Кадровые ресурсы здравоохранения Калужской области"

6. Индикаторы государственной программы

- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- смертность от всех причин;
- младенческая смертность;
- смертность от болезней системы кровообращения;
- смертность от дорожно-транспортных происшествий;
- смертность от новообразований (в том числе злокачественных);
- смертность от туберкулеза;
- потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь);
- распространенность потребления табака среди взрослого населения;
- зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез;
- отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по Калужской области;
- отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по Калужской области;
- отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по Калужской области

7. Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2020 годы.
Государственная программа реализуется в два этапа:
I этап - 2014 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы

8. Объемы финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования

Наименование показателя

Всего (тыс. руб.)

В том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВСЕГО

22657475,003

4635934,503

3037863,200

2636607,200

2675842,100

2932126,300

3207238,900

3531862,800

В том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета

20930990,403

3308769,503

2840203,400

2438947,400

2674842,100

2931126,300

3206238,900

3530862,800

средства федерального бюджета

1726484,600

1327165,000

197659,800

197659,800

1000,000

1000,000

1000,000

1000,000

Справочно:

средства государственных внебюджетных фондов (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области)

72005304,686

8057984,300

9502334,600

9853170,300

10345828,855

10863120,226

11406276,216

11976590,189

собственные средства организаций (юридических лиц)

5722994,500

1901823,000

1914296,300

178017,000

488109,800

544711,800

462974,100

233062,500

привлеченные средства (иные источники)

5002098,600

819075,200

562042,200

609305,900

661295,900

718484,900

781302,900

850591,600

9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы

По результатам I этапа реализации государственной программы в 2015 году в количественном выражении (%):
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с 69,4 (в 2011 году) до 71,6;
- смертность от всех причин на 1 тыс. населения снизится с 15,4 (в 2011 году) до 15,3;
- смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (на 100 тыс. человек населения) снизится с 1394,7 (в 2011 году) до 1390,5;
- показатель младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) составит 8,1 (с учетом изменения порядка учета этого показателя в 2012 году);
- смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 939,9 (в 2011 году) до 840,5;
- смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 20,9 (в 2011 году) до 17,0;
- смертность от новообразований, в том числе от злокачественных (на 100 тыс. населения), снизится с 224,1 (в 2011 году) до 228,0;
- смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 9,8 (в 2011 году) до 9,6;
- потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения) снизится с 9,0 (в 2011 году) до 8,9;
- распространенность потребления табака среди взрослого населения снизится с 58,6 процента (в 2011 году) до 51,6 процента;
- снизится количество больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез (на 100 тыс. населения) с 61,7 (в 2011 году) до 49,3;
- отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по Калужской области вырастет с 134,1 (в 2011 году) до 137,0;
- отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по Калужской области вырастет с 72,4 (в 2011 году) до 79,3;
- отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по Калужской области вырастет с 39,7 (в 2011 году) до 52,4.
По результатам II этапа реализации государственной программы в 2020 году:
в количественном выражении (%):
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с 72,4 (в 2016 году) до 74;
- смертность от всех причин (на 1000 населения) снизится с 15,2 (в 2016 году) до 14,7;
- смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (на 100 тыс. человек населения) снизится с 1390,0 (в 2016 году) до 1361,7;
- показатель младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,7 (в 2016 году) до 6,9;
- смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 792,1 (в 2016 году) до 694,1;
- смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 15,0 (в 2016 году) до 10,6;
- смертность от новообразований, в том числе от злокачественных (на 100 тыс. населения), снизится с 225,0 (в 2016 году) до 218,0;
- смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 9,0 (в 2016 году) до 8,0;
- потребление алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизится с 8,8 (в 2016 году) до 8,4;
- распространенность потребления табака среди взрослого населения снизится с 49,8 (в 2016 году) до 44,0;
- зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез (на 100 тыс. населения) снизится с 48,4 (в 2016 году) до 38,5;
- отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по Калужской области вырастет с 159,6 (в 2016 году) до 200,0;
- отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по Калужской области вырастет с 86,3 (в 2016 году) до 100,0;
- отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по Калужской области вырастет с 70,5 (в 2016 году) до 100,0.
в качественном выражении:
- улучшится демографическая ситуация;
- будет обеспечена доступность для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;
- у населения сформируется культура здорового образа жизни;
- возродится система профилактики заболеваний;
- будет обеспечена доступность профилактики, диагностики и лечения заболеваний;
- укрепится система первичной медико-санитарной помощи;
- в лечении заболеваний будет использоваться качественная и эффективная лекарственная терапия;
- улучшатся условия для рождения детей;
- будет обеспечена доступность и высокое качество медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
- расширится комплекс мер медицинской реабилитации и будет обеспечена доступность качественного санаторно-курортного лечения;
- получит развитие паллиативная помощь, повысится качество жизни неизлечимых больных;
- будут внедрены инновационные технологии в здравоохранении;
- кадровый состав здравоохранения укомплектуется высококвалифицированными специалистами



  1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


 Вводная


Калужская область расположена в центре европейской части России и входит в состав Центрального федерального округа (далее - ЦФО).

Калужская область имеет ряд особенностей, включая низкую плотность проживания населения (33,6 чел. на 1 кв. км, в том числе в 10 районах области - 10 и менее), высокий удельный вес сельского населения, возрастную структуру населения, поражение 16 процентов территории Калужской области радиоактивным загрязнением в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

На 1 января 2012 года численность населения составляла 1008,2 тыс. человек (в 2011 году - 1009,2 тыс. человек), из которых 765,2 тыс. человек (75,9 процента) - горожане и 242,9 тыс. человек (24,1 процента) - сельские жители. По численности населения Калужская область занимает 15-е место среди восемнадцати регионов ЦФО. Возрастная структура населения области характеризуется процессом демографического старения: средний возраст населения составляет 41 год (2000 год - 39 лет). В 2011 году доля детей и подростков (0 - 17 лет) сократилась до 16,2 процента (2010 год - 16,4 процента, 2005 год - 18,4), население трудоспособного возраста составило 60,8 процента (2010 год - 61 процент, 2005 год - 61,4), лица старше трудоспособного возраста - 25,1 процента от всей численности населения области (2010 год - 24,6 процента, 2005 год - 23,5). Численность жителей старше трудоспособного возраста превышает тех, чей возраст моложе трудоспособного (0 - 15 лет) в 1,75 раза (2005 год - 1,6 раза), сравнявшись в 1992 году и неуклонно нарастая с 1993 года.

Проводимая государством политика по решению демографической проблемы дает свои положительные результаты. Продолжает расти показатель рождаемости. В 2012 году в Калужской области родилось 11835 малышей. Коэффициент рождаемости составил 11,7 на 1 тыс. населения, что составляет 107,3 процента к предыдущему году.

Сохраняется наметившаяся с 2006 года тенденция к снижению убыли населения: за 2011 год естественная убыль населения составила 4,5 на 1000 населения против 5,5 в 2010 году - снижение 18,2 процента (по сравнению с 2000 годом темпы убыли населения снизились в 2,4 раза).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличивается и на начало 2012 года составила 70,6 лет (в 2011 году - 69,4, в 2008 году - 66,8, в 2005 году - 64,3), в том числе у мужчин - 61,5, у женщин - 73,8 (в 2008 году - 60,1 и 74 соответственно, в 2005 году - 57,4 и 72,1 соответственно).

Деление области на муниципальные районы с выраженной диспропорцией по численности (от нескольких тысяч до 60 тысяч населения), в каждом из которых имеется медицинская организация, привело к тому, что удельный вес маломощных центральных районных больниц составляет 83 процента.

Сеть учреждений здравоохранения Калужской области включает 62 самостоятельные медицинские организации (далее - МО). С 1 января 2012 года они находятся в подчинении министерства здравоохранения Калужской области. Развернута сеть негосударственных медицинских организаций и учреждений иных форм собственности, в том числе 3 учреждения здравоохранения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", 278 частных учреждений здравоохранения (включая 123 индивидуальных предпринимателя).

В Программе государственных гарантий оказания медицинской помощи участвуют федеральные медицинские организации (федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 8 федерального медико-биологического агентства", Калужский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н.Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Медицинский радиологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации), расположенные на территории Калужской области.

Активная реализация с 2006 года приоритетного национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения Калужской области на 2011 - 2012 годы позволила существенно обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения, инициировать информатизацию здравоохранения.

В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в Калужской области реализованы программа модернизации службы крови, онкологическая и сосудистая программы, осуществлены мероприятия по совершенствованию оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) и модернизации наркологической помощи. Программа модернизации здравоохранения Калужской области за 2011 - 2012 годы была направлена на формирование оптимальной для области трехуровневой системы оказания медицинской помощи. В рамках программы модернизации построено детское отделение в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Хвастовичского района", отремонтированы 61 поликлиника, 72 стационара, 116 фельдшерско-акушерских пунктов. Приобретено 3492 единицы медицинского оборудования. В 37 медицинских организациях 8,7 процентам пациентов от числа пролеченных больных помощь оказана по стандартам. Отработаны вопросы маршрутизации пациентов с учетом профиля, этапности и уровня оказания медицинской помощи. Огромное внимание уделено службе охраны материнства и детства, на совершенствование которой израсходовано 26,4 процента средств. Внедрена углубленная диспансеризация подростков, в рамках которой осмотрено 14,3 тыс. детей. Открыты дополнительные койки интенсивной терапии для новорожденных в родовспомогательных учреждениях и реанимации новорожденных в детских стационарах, открыто новое отделение патологии новорожденных и недоношенных детей на 20 коек в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница". Начата работа по пренатальной (дородовой) диагностике врожденных пороков развития ребенка.

В результате в Калужской области формируется трехуровневая система оказания медицинской помощи населению.

На первом уровне первичная (в том числе первичная специализированная) помощь осуществляется в 24 районных медицинских организациях (в составе которых имеются фельдшерско-акушерские пункты - 382, участковые больницы - 12, врачебные амбулатории - 21), в 8 медицинских организациях г. Калуги по участковому принципу (участковый врач и врач общей практики), в 5 центрах здоровья, в 42 офисах врачей общей практики.

В 2012 году достигнута финансовая обеспеченность Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Калужской области.

Осуществлен переход на одноканальное финансирование системы обязательного медицинского страхования.


1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы


1. Недостаточная динамика в состоянии здоровья населения.

Причинами являются:

- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

- несвоевременность обращения за медицинской помощью;

- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

- дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям.

2. Необходимость дальнейшего внедрения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, укрепления материально-технической базы здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Действующие порядки оказания медицинской помощи требуют укрепления материально-технической базы медицинских организаций, оснащения оборудованием.

Оборудование, поступившее в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения Калужской области на 2011 - 2012 годы, постепенно изнашивается и требует замены.

3. Недостаточно развитые системы медицинской реабилитации и паллиативной помощи.

Низкая обеспеченность койками для оказания реабилитационной помощи и паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов отрицательно влияют на динамику в состоянии здоровья населения.

4. Недостаточная обеспеченность здравоохранения региона квалифицированными медицинскими кадрам.

Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

5. Недостаточное применение в здравоохранении современных информационных технологий.

На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей оказания эффективной медицинской помощи и управления в здравоохранении.


1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы


Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Калужской области будет основываться на сохранении и укреплении здоровья населения путем формирования здорового образа жизни, развития профилактических мероприятий, повышения доступности и качества медицинской помощи, особенно в амбулаторных условиях, улучшения демографической ситуации.

Эффективное функционирование системы здравоохранения будет определяться следующими основными системообразующими факторами:

- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить активизацию профилактической работы в медицинских организациях с целью раннего выявления заболеваний, их профилактики и оказания качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам в Калужской области (в рамках государственных гарантий);

- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений;

- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением в Калужской области.

В поликлиниках к 2020 году планируется заменить часть участковых врачей на врачей общей практики. Участковые больницы будут реорганизованы во врачебные амбулатории с организацией общеврачебной практики и дневных стационаров. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности "общая врачебная практика", так и главным образом путем переобучения по очно-заочной форме без длительного отрыва от основной работы. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций узких специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Снизится нагрузка на узких специалистов и стационары. Повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной амбулаторной помощи.

Предполагается, что врачи общей практики смогут взять на себя 49 процентов посещений кардиологов, 50 процентов - ревматологов, 61 процент - гастроэнтерологов, 30 процентов - травматологов, 30 процентов - урологов, 49 процентов - проктологов, 50 процентов - оториноларингологов, 30 процентов - офтальмологов, 35 процентов - хирургов, 50 процентов - неврологов, 22 процента - дерматовенерологов. Консультации узких специалистов, выполнение более сложных диагностических процедур будут оказываться в консультативно-диагностических центрах.

Планируется широко использовать выездные формы работы для приближения профилактической помощи населению (проведение диспансеризации, профилактических осмотров), в связи с чем потребуется оснащение специалистов первичного звена автотранспортом, передвижными комплексами, оборудованием.

В части расширения профилактической работы по выявлению факторов риска и их коррекции также планируется обеспечить работу центров здоровья в полную нагрузку (9250 посещений в год) и шире использовать выездные формы работы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»