ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 года N 638
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.12.2013 N 758 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 N 758 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие здравоохранения в Калужской области" (далее - постановление) изменения, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 30 октября 2014 года N 638
ПАСПОРТ государственной программы Калужской области "Развитие здравоохранения в Калужской области" (далее - государственная программа)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство здравоохранения Калужской области | ||||||||
2. Соисполнитель государственной программы | Министерство здравоохранения Калужской области | ||||||||
3. Цель государственной программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Калужской области, передовым достижениям медицинской науки | ||||||||
4. Задачи государственной программы | - Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; | ||||||||
5. Подпрограммы государственной программы | - "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; | ||||||||
6. Индикаторы государственной программы | - Ожидаемая продолжительность жизни при рождении; | ||||||||
7. Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы. | ||||||||
8. Объемы финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования | Наименование показателя | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
ВСЕГО | 22657475,003 | 4635934,503 | 3037863,200 | 2636607,200 | 2675842,100 | 2932126,300 | 3207238,900 | 3531862,800 | |
В том числе по источникам финансирования: | |||||||||
средства областного бюджета | 20930990,403 | 3308769,503 | 2840203,400 | 2438947,400 | 2674842,100 | 2931126,300 | 3206238,900 | 3530862,800 | |
средства федерального бюджета | 1726484,600 | 1327165,000 | 197659,800 | 197659,800 | 1000,000 | 1000,000 | 1000,000 | 1000,000 | |
Справочно: | |||||||||
средства государственных внебюджетных фондов (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области) | 72005304,686 | 8057984,300 | 9502334,600 | 9853170,300 | 10345828,855 | 10863120,226 | 11406276,216 | 11976590,189 | |
собственные средства организаций (юридических лиц) | 5722994,500 | 1901823,000 | 1914296,300 | 178017,000 | 488109,800 | 544711,800 | 462974,100 | 233062,500 | |
привлеченные средства (иные источники) | 5002098,600 | 819075,200 | 562042,200 | 609305,900 | 661295,900 | 718484,900 | 781302,900 | 850591,600 | |
9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы | По результатам I этапа реализации государственной программы в 2015 году в количественном выражении (%): |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Вводная
Калужская область расположена в центре европейской части России и входит в состав Центрального федерального округа (далее - ЦФО).
Калужская область имеет ряд особенностей, включая низкую плотность проживания населения (33,6 чел. на 1 кв. км, в том числе в 10 районах области - 10 и менее), высокий удельный вес сельского населения, возрастную структуру населения, поражение 16 процентов территории Калужской области радиоактивным загрязнением в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
На 1 января 2012 года численность населения составляла 1008,2 тыс. человек (в 2011 году - 1009,2 тыс. человек), из которых 765,2 тыс. человек (75,9 процента) - горожане и 242,9 тыс. человек (24,1 процента) - сельские жители. По численности населения Калужская область занимает 15-е место среди восемнадцати регионов ЦФО. Возрастная структура населения области характеризуется процессом демографического старения: средний возраст населения составляет 41 год (2000 год - 39 лет). В 2011 году доля детей и подростков (0 - 17 лет) сократилась до 16,2 процента (2010 год - 16,4 процента, 2005 год - 18,4), население трудоспособного возраста составило 60,8 процента (2010 год - 61 процент, 2005 год - 61,4), лица старше трудоспособного возраста - 25,1 процента от всей численности населения области (2010 год - 24,6 процента, 2005 год - 23,5). Численность жителей старше трудоспособного возраста превышает тех, чей возраст моложе трудоспособного (0 - 15 лет) в 1,75 раза (2005 год - 1,6 раза), сравнявшись в 1992 году и неуклонно нарастая с 1993 года.
Проводимая государством политика по решению демографической проблемы дает свои положительные результаты. Продолжает расти показатель рождаемости. В 2012 году в Калужской области родилось 11835 малышей. Коэффициент рождаемости составил 11,7 на 1 тыс. населения, что составляет 107,3 процента к предыдущему году.
Сохраняется наметившаяся с 2006 года тенденция к снижению убыли населения: за 2011 год естественная убыль населения составила 4,5 на 1000 населения против 5,5 в 2010 году - снижение 18,2 процента (по сравнению с 2000 годом темпы убыли населения снизились в 2,4 раза).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличивается и на начало 2012 года составила 70,6 лет (в 2011 году - 69,4, в 2008 году - 66,8, в 2005 году - 64,3), в том числе у мужчин - 61,5, у женщин - 73,8 (в 2008 году - 60,1 и 74 соответственно, в 2005 году - 57,4 и 72,1 соответственно).
Деление области на муниципальные районы с выраженной диспропорцией по численности (от нескольких тысяч до 60 тысяч населения), в каждом из которых имеется медицинская организация, привело к тому, что удельный вес маломощных центральных районных больниц составляет 83 процента.
Сеть учреждений здравоохранения Калужской области включает 62 самостоятельные медицинские организации (далее - МО). С 1 января 2012 года они находятся в подчинении министерства здравоохранения Калужской области. Развернута сеть негосударственных медицинских организаций и учреждений иных форм собственности, в том числе 3 учреждения здравоохранения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", 278 частных учреждений здравоохранения (включая 123 индивидуальных предпринимателя).
В Программе государственных гарантий оказания медицинской помощи участвуют федеральные медицинские организации (федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 8 федерального медико-биологического агентства", Калужский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н.Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Медицинский радиологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации), расположенные на территории Калужской области.
Активная реализация с 2006 года приоритетного национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения Калужской области на 2011 - 2012 годы позволила существенно обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения, инициировать информатизацию здравоохранения.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в Калужской области реализованы программа модернизации службы крови, онкологическая и сосудистая программы, осуществлены мероприятия по совершенствованию оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) и модернизации наркологической помощи. Программа модернизации здравоохранения Калужской области за 2011 - 2012 годы была направлена на формирование оптимальной для области трехуровневой системы оказания медицинской помощи. В рамках программы модернизации построено детское отделение в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Хвастовичского района", отремонтированы 61 поликлиника, 72 стационара, 116 фельдшерско-акушерских пунктов. Приобретено 3492 единицы медицинского оборудования. В 37 медицинских организациях 8,7 процентам пациентов от числа пролеченных больных помощь оказана по стандартам. Отработаны вопросы маршрутизации пациентов с учетом профиля, этапности и уровня оказания медицинской помощи. Огромное внимание уделено службе охраны материнства и детства, на совершенствование которой израсходовано 26,4 процента средств. Внедрена углубленная диспансеризация подростков, в рамках которой осмотрено 14,3 тыс. детей. Открыты дополнительные койки интенсивной терапии для новорожденных в родовспомогательных учреждениях и реанимации новорожденных в детских стационарах, открыто новое отделение патологии новорожденных и недоношенных детей на 20 коек в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница". Начата работа по пренатальной (дородовой) диагностике врожденных пороков развития ребенка.
В результате в Калужской области формируется трехуровневая система оказания медицинской помощи населению.
На первом уровне первичная (в том числе первичная специализированная) помощь осуществляется в 24 районных медицинских организациях (в составе которых имеются фельдшерско-акушерские пункты - 382, участковые больницы - 12, врачебные амбулатории - 21), в 8 медицинских организациях г. Калуги по участковому принципу (участковый врач и врач общей практики), в 5 центрах здоровья, в 42 офисах врачей общей практики.
В 2012 году достигнута финансовая обеспеченность Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Калужской области.
Осуществлен переход на одноканальное финансирование системы обязательного медицинского страхования.
1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы
1. Недостаточная динамика в состоянии здоровья населения.
Причинами являются:
- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
- несвоевременность обращения за медицинской помощью;
- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
- дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям.
2. Необходимость дальнейшего внедрения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, укрепления материально-технической базы здравоохранения.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Действующие порядки оказания медицинской помощи требуют укрепления материально-технической базы медицинских организаций, оснащения оборудованием.
Оборудование, поступившее в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения Калужской области на 2011 - 2012 годы, постепенно изнашивается и требует замены.
3. Недостаточно развитые системы медицинской реабилитации и паллиативной помощи.
Низкая обеспеченность койками для оказания реабилитационной помощи и паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов отрицательно влияют на динамику в состоянии здоровья населения.
4. Недостаточная обеспеченность здравоохранения региона квалифицированными медицинскими кадрам.
Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.
5. Недостаточное применение в здравоохранении современных информационных технологий.
На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей оказания эффективной медицинской помощи и управления в здравоохранении.
1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Калужской области будет основываться на сохранении и укреплении здоровья населения путем формирования здорового образа жизни, развития профилактических мероприятий, повышения доступности и качества медицинской помощи, особенно в амбулаторных условиях, улучшения демографической ситуации.
Эффективное функционирование системы здравоохранения будет определяться следующими основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить активизацию профилактической работы в медицинских организациях с целью раннего выявления заболеваний, их профилактики и оказания качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам в Калужской области (в рамках государственных гарантий);
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений;
- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением в Калужской области.
В поликлиниках к 2020 году планируется заменить часть участковых врачей на врачей общей практики. Участковые больницы будут реорганизованы во врачебные амбулатории с организацией общеврачебной практики и дневных стационаров. Развитие института врача общей практики будет обеспечиваться как путем привлечения молодых врачей, получивших образование по специальности "общая врачебная практика", так и главным образом путем переобучения по очно-заочной форме без длительного отрыва от основной работы. Предусматривается постепенное освоение ими отдельных функций узких специалистов, расширение круга обязанностей и повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения. Снизится нагрузка на узких специалистов и стационары. Повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи населению вызовет постепенное сокращение потребности населения в оказании специализированной амбулаторной помощи.
Предполагается, что врачи общей практики смогут взять на себя 49 процентов посещений кардиологов, 50 процентов - ревматологов, 61 процент - гастроэнтерологов, 30 процентов - травматологов, 30 процентов - урологов, 49 процентов - проктологов, 50 процентов - оториноларингологов, 30 процентов - офтальмологов, 35 процентов - хирургов, 50 процентов - неврологов, 22 процента - дерматовенерологов. Консультации узких специалистов, выполнение более сложных диагностических процедур будут оказываться в консультативно-диагностических центрах.
Планируется широко использовать выездные формы работы для приближения профилактической помощи населению (проведение диспансеризации, профилактических осмотров), в связи с чем потребуется оснащение специалистов первичного звена автотранспортом, передвижными комплексами, оборудованием.
В части расширения профилактической работы по выявлению факторов риска и их коррекции также планируется обеспечить работу центров здоровья в полную нагрузку (9250 посещений в год) и шире использовать выездные формы работы.