ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 июня 2012 года N 355-р

[О КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]

(в редакции Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 10.02.2017 N 83-р)


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р о Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Республике Бурятия на период до 2020 года (далее - Концепция).

2. Министерству культуры Республики Бурятия (Цыбиков Т.Г.) обеспечить реализацию Концепции в Республике Бурятия.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ






Одобрена
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 15.06.2012 N 355-р

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 (в редакции Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 10.02.2017 N 83-р)


 1. Общие положения


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Бурятия разработана в соответствии с программно-концептуальными документами, определяющими государственную политику в сфере культуры и искусства: Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р; Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 28.02.2011 N 1903-IV. Концепция развития театрального дела согласуется с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 01.03.2012 N 102-р, опирается на программы развития республиканских театров.

В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Бурятия на период до 2020 года (далее - Концепция) представлен анализ современного состояния театрального дела в Республике Бурятия, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в Республике Бурятия, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

В Концепции используются следующие понятия:

"театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности на высоком художественном уровне;

"театральная деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;

"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;

"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;

"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;

"труппа" - творческий коллектив артистов театра;

"спектакль" - акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;

"репертуар" - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;

"театральная постановка" - произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название;

"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;

"репетиция" - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;

"профессиональный театр" - организация культуры, творческий состав (труппа) которой обладает профессиональными знаниями и навыками в сфере театрального дела и осуществляет публичное исполнение и (или) публичный показ театральной постановки на высоком профессиональном уровне;

"репертуарный театр" - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;

"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (республиканские гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);

"выездные мероприятия" - разовое выступление творческого состава театра (труппы), связанное с выездом с места его постоянной деятельности, продолжающимся по времени менее одних суток;

"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства;

"антреприза" - форма организации театрального дела, в которой граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или организации набирают актеров для участия в конкретном театральном проекте.


Цель и задачи Концепции


В предстоящем 10-летии российской экономике жизненно необходим переход к инновационному типу развития. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры.

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела как в России в целом, так и в Республике Бурятия.

Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, в республике. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.

Театральное дело в Бурятии имеет свои региональные и национальные особенности. Созданные при помощи русских миссионеров театры Бурятии за период с 1928 г. стали ведущими учреждениями культуры, во многом формирующими социокультурную ситуацию в республике, ее имидж в других регионах и за рубежом.

Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители наряду с актерами, режиссерами, художниками и музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский и бурятский.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.

Наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка театра носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.

Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать расходы государства на поддержку театрального искусства социальными инвестициями. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки.

Предстоящий период требует особого внимания к театральному делу с тем, чтобы не потерять в ходе происходящих перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства и не допустить отставания театрального дела от общемирового развития театра. Особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.

Существование и развитие искусства в любом регионе Российской Федерации, в том числе и в Республике Бурятия, требует его включения в межрегиональный, общероссийский и мировой контекст. Исходя из этого определяются 3 направления развития театрального дела в Республике Бурятия. Во-первых, следует использовать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо сохранять традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности театров Бурятии в межрегиональном, общероссийском и международном пространстве.

В предстоящем 10-летии театральное дело должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, удовлетворяющему духовные запросы граждан.

Целью Концепции является определение путей и способов сохранения достижений республиканского сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений российского и мирового опыта в этой сфере.

В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела в Республике Бурятия:

создание условий для развития театра как вида искусства;

расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.

Для решения этих задач необходимы:

модернизация материально-технической базы театров;

государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;

развитие системы грантовой поддержки театров Бурятии;

кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;

поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;

совершенствование нормативно-правовой базы.


2. Доступность театрального искусства для населения Республики Бурятия


За последние годы театры Бурятии пережили кардинальные изменения, связанные с необходимостью адаптации к новым условиям. Прежде всего, осуществлены масштабные проекты по реконструкции и строительству зданий театров, модернизации оборудования. Изменения коснулись и организации творческого процесса, принципов управления и экономики.


2.1. Сеть театров


Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек.

Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов. В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс. человек создаются театры оперы и балета; с количеством государственных языков более одного могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков.

Сеть профессиональных театров в Республике Бурятия включает в себя шесть театров, из которых пять являются государственными (республиканскими), один - частным. Все театры по организационно-правовой форме относятся к автономным учреждениям культуры и функционируют в виде некоммерческих организаций.

Фактическая сеть профессиональных театров в Республике Бурятия в сопоставлении с минимальным количеством, предусмотренным социальными нормативами и нормами, представлена в таблице 1 приложения к Концепции. Профессиональные театры в Республике Бурятия в обязательном порядке имеют в своем репертуаре спектакли, посвященные детям и подросткам (до 35% репертуара театров), что позволяет компенсировать отсутствие в республике театра юного зрителя.

Утвержденные социальные нормативы в Республике Бурятия в целом соблюдаются (таблицы 1 и 2 приложения к Концепции). Сопоставление фактической обеспеченности зрительскими местами с установленными минимальными нормативами в размере 4 - 5 зрительских мест на каждые 5 тысяч человек населения приведено в таблице 3 приложения к Концепции.

Крупные инвестиции в развитие театрального дела Республики Бурятия позволили осуществить строительство, реконструкцию и реставрацию зданий трех театров, оснастить их современным техническим, световым и звуковым оборудованием, внедрить высокотехнологичные системы жизнеобеспечения и безопасности зданий (таблица 4 приложения к Концепции).

В целом состояние театрального дела в Республике Бурятия соответствует действующим социальным нормативам. Вместе с тем целесообразно включить в республиканскую программу на долгосрочную перспективу необходимые инвестиции на улучшение материальной базы Бурятского республиканского театра кукол "Ульгэр", Бурятского национального театра песни и танца "Байкал", автономной некоммерческой организации "Молодежный художественный театр г. Улан-Удэ".


2.2. Гастроли театров


Гастроли важны с точки зрения расширения театрального предложения. Система гастролей позволяет удовлетворять потребности в сценическом искусстве за счет обеспечения дополнительного выбора для посещения спектаклей различных жанров.

Поддержка гастрольной деятельности профессиональных театров на территории Республики Бурятия осуществляется в целях:

- сохранения и развития единого театрального пространства Российской Федерации;

- активизации межрегиональной гастрольной деятельности и расширения практики творческих обменов;

- создания условий для приобщения к театральному искусству граждан, проживающих в сельской местности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»