ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2017 года N 88-п


Об утверждении региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2017 - 2020 годы

(с изменениями на 19 ноября 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 06.03.2018 N 136-п, от 07.08.2018 N 588-п, от 21.11.2018 N 840-п, от 26.09.2019 N 685-п, от 19.11.2020 N 897-п)




В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и Законом Ярославской области от 5 октября 2011 г. N 33-з "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ярославской области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2017 - 2020 годы.


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы строительства, развития жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения, тарифного регулирования и дорожного хозяйства.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 07.08.2018 N 588-п)


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 09.02.2017 N 88-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2017 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 06.03.2018 N 136-п, от 07.08.2018 N 588-п, от 21.11.2018 N 840-п, от 26.09.2019 N 685-п, от 19.11.2020 N 897-п)



Паспорт региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2017 - 2020 годы

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.09.2019 N 685-п)
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 06.03.2018 N 136-п)

Сроки реализации региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2017 - 2020 годы (далее - Программа)

01.01.2017 - 31.12.2020

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.09.2019 N 685-п)

Куратор Программы

заместитель Председателя Правительства области Неженец Виктор Станиславович, тел. (4852) 40-04-37

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 21.11.2018 N 840-п)

Ответственный исполнитель Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - ДЖКХЭиРТ)

председатель комитета инфраструктуры ДЖКХЭиРТ Наумкин Алексей Михайлович, тел. (4852) 40-05-83,

начальник отдела энергосбережения комитета инфраструктуры ДЖКХЭиРТ Федотенкова Ольга Михайловна, тел. (4852) 78-57-97

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.11.2018 N 840-п, от 26.09.2019 N 685-п, от 19.11.2020 N 897-п)

Исполнители Программы

департамент строительства Ярославской области (далее - ДС)

директор ДС Жучков Виктор Евгеньевич, тел. (4852) 40-04-42

департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ДАПК)

директор ДАПК Сорокин Евгений Дмитриевич, тел. (4852) 78-64-86

департамент инвестиций и промышленности Ярославской области (далее - ДИиП)

заместитель директора департамента - председатель комитета инвестиционного развития ДИиП Глушков Дмитрий Александрович, тел. (4852) 40-19-03

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 26.09.2019 N 685-п, от 19.11.2020 N 897-п)

Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/depts/dzkh/tmpPages/programs.aspx



Общая потребность в финансовых ресурсах

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 19.11.2020 N 897-п)

Источники финансирования

Плановый объем финансирования, млн. руб.

всего

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

Справочно (за рамками закона об областном бюджете):

12546,282

4373,403

2943,420

2220,253

3009,206

- местные бюджеты

13,847

-

4,5

3,5

5,847

- внебюджетные источники

12532,435

4373,403

2938,920

2216,753

3003,359

Итого по Программе

12546,282

4373,403

2943,420

2220,253

3009,206



I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы


1. Итоги выполнения региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.12.2013 N 1735-п "Об утверждении региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы" (далее - региональная программа).


Основными направлениями деятельности в сфере энергосбережения за период с начала реализации региональной программы являлись:


- реализация комплекса энергосберегающих мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования, внедрению энергосберегающих светильников, утеплению ограждающих конструкций зданий, установке приборов регулирования потребления энергетических ресурсов, мероприятий по гидрохимической промывке сетей, установке экранов-отражателей и других мероприятий;


- установка общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах;


- внедрение системы ведения топливно-энергетического баланса;


- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетной сфере области за счет их лимитирования;


- внедрение энергосервисных контрактов;


- развитие когенерации на базе энергетических установок малой и средней мощности, в основном отечественного производства, с реализацией мероприятий по реконструкции и модернизации существующих котельных и переводом их в режим комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;


- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению, пропаганда и обучение эффективному использованию энергетических ресурсов;


- проведение обязательных энергетических обследований на предприятиях с объемом потребления энергетических ресурсов более 50 млн. рублей в год;


- представление бюджетными учреждениями информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в модуль "Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - энергетические декларации) и определение класса энергоэффективности зданий бюджетных учреждений.


По результатам реализации региональной программы в отдельных муниципальных образованиях области уровень оснащенности приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов остается на уровне 66 процентов, холодной воды - 68 процентов, горячей воды - 64 процента, электроэнергии - 98 процентов.


В жилищном фонде основной проблемой, препятствующей проведению мероприятий по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, является высокая стоимость таких мероприятий, вызванная прежде всего техническим состоянием жилищного фонда, что приводит к значительным дополнительным затратам, а также к необходимости установки нескольких приборов учета на один многоквартирный жилой дом в отдельных случаях.


Для решения этой проблемы требуется разработка проектно-сметной документации на каждый многоквартирный дом для оценки уровня затрат на установку приборов учета по каждому дому, а также принятие решения о субсидировании из бюджета области расходов собственников жилых помещений на установку приборов учета, в случае если эти расходы превышают определенный уровень (социальный норматив расходов на установку общедомовых приборов учета).


Следует отметить еще одну проблему, влияющую на решение поставленной задачи: в настоящее время не проведены обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета в 4 тысячах многоквартирных домов. Многоквартирные дома из числа не прошедших обследования, в которых нет возможности для установки приборов учета коммунальных ресурсов, в настоящее время учитываются как пригодные к установке приборов учета. Данное обстоятельство негативно сказывается на показателях оснащенности приборами учета энергетических ресурсов многоквартирных домов в регионе и не позволяет объективно оценить общее положение по данной проблеме. Необходимо в кратчайшие сроки завершить вышеуказанные обследования во всех муниципальных образованиях области.


С учетом выполнения предложенных мероприятий к началу отопительного сезона 2018 года в регионе планируется завершить оснащение многоквартирных домов приборами учета коммунальных ресурсов.


В отношении учета потребляемых энергетических ресурсов необходимо отметить, что в области на сегодняшний день отсутствует полномасштабная система автоматизированного учета потребления энергетических ресурсов на объектах социальной сферы и жилищного фонда, хотя в рамках реализации пилотных проектов проработаны технические решения и получен определенный опыт функционирования таких систем.


Информационно-аналитическая система ведения топливно-энергетического баланса региона (далее - ИАС ТЭБ) ориентирована на обеспечение исполнительных органов государственной власти региона актуальной информацией по добыче, производству, поставкам, распределению и потреблению первичных и вторичных топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). С помощью ИАС ТЭБ автоматизирована деятельность по сбору информации, включая технико-экономические показатели топливно-энергетических балансов организаций топливно-энергетического комплекса, технико-экономические показатели электростанций и котельных, технико-экономические показатели топливно-энергетических балансов организаций потребителей ТЭР (крупных промышленных потребителей, бюджетных потребителей, жилищного фонда); деятельность по подготовке ежегодных аналитических отчетов по использованию ТЭР и воды по региону в целом, а также по отдельным муниципальным районам и городским округам.


ИАС ТЭБ развита с учетом бюджетных потребителей энергетических ресурсов. Отработана технология мониторинга и оценки уровня энергопотребления в бюджетной сфере области с учетом определенных кластеров потребителей. Процесс нормирования и лимитирования энергопотребления в бюджетной сфере Ярославской области алгоритмизирован и полностью автоматизирован. Ежегодно выполняется расчет лимитов энергопотребления, включая тепловую энергию, электрическую энергию, природный газ, холодную и горячую воду. При этом расчет лимитов обеспечивает ежегодное снижение потребления ТЭР не менее чем на три процента.


Ввиду сокращения финансирования мероприятий за счет средств областного бюджета одним из приоритетных направлений является привлечение внебюджетного финансирования и инвестиций. Механизм энергосервисных контрактов является одним из самых перспективных способов привлечения инвестиций в энергосберегающие проекты. Администрации муниципальных районов и городских округов области, а также органы исполнительной власти области начали работу по заключению энергосервисных контрактов, предметом которых является уличное освещение и проведение мероприятий, направленных на экономию энергетических ресурсов в бюджетной сфере. За период реализации региональной программы муниципальными образованиями области были заключены 9 энергосервисных контрактов на указанные цели. Сумма экономии энергетических ресурсов в ценах на момент заключения контрактов составляет 57,35 млн. рублей.


Неотъемлемой частью энергосберегающих мероприятий, проводимых в рамках действия региональной программы, являются информационное обеспечение и пропаганда энергосберегающего образа жизни среди населения области, профессиональных сообществ, учреждений бюджетной сферы, предприятий и организаций области, бизнес-компаний.


Ярославский энергетический форум является крупнейшей отраслевой площадкой для обсуждения вопросов региональной энергетики, развития энергосбережения и энергоэффективности. За все время его проведения Правительство Ярославской области заключило 37 важных соглашений о сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами. Площадки Ярославского энергетического форума посетили около 8000 делегатов из 21 региона России, гости из Дании, Германии, Швейцарии, стран СНГ. Более 1000 студентов, преподавателей и специалистов энергетической отрасли стали участниками молодежной конференции "Вклад молодежи в решение практических задач в сфере энергосбережения, модернизации энергетики и развития энергетической инфраструктуры", проводимой на площадках форума. Еще одна важная функция Ярославского энергетического форума - обучение специалистов органов местного самоуправления, органов исполнительной власти региона, бюджетных организаций, управляющих компаний. На семинарах и деловых площадках форума за время его проведения обучились и повысили свою квалификацию более 7000 специалистов и сотрудников.


Ярославская область является постоянным участником Международного форума по энергосбережению и повышению энергоэффективности ENES и трижды представляла на данном форуме выставочные экспозиции с новаторскими проектами, которые реализуются на территории области. В рамках указанного форума ежегодно проводятся Всероссийский конкурс реализованных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности и Всероссийский конкурс средств массовой информации, пресс-служб компаний топливно-энергетического комплекса и региональных администраций МЕДИАТЭК. Участники конкурсов от Ярославской области заняли в 2014 году 4 призовых места, в 2015 году - 5 призовых мест, в 2016 году - 4 призовых места.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»