ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 года N 1735-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 18.02.2014 N 125-п, от 08.04.2014 N 313-п, от 21.05.2014 N 475-п, от 12.12.2014 N 1305-п, от 26.12.2014 N 1388-п, от 11.02.2015 N 121-п, от 30.07.2015 N 833-п, от 17.11.2015 N 1244-п, от 30.12.2015 N 1430-п, от 21.03.2016 N 289-п, от 24.06.2016 N 738-п)
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Законом Ярославской области от 5 октября 2011 года N 33-з "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ярославской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2014 - 2016 годы.
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 18.02.2014 N 125-п, от 08.04.2014 N 313-п, от 21.05.2014 N 475-п, от 12.12.2014 N 1305-п, от 26.12.2014 N 1388-п, от 11.02.2015 N 121-п, от 30.07.2015 N 833-п, от 17.11.2015 N 1244-п, от 30.12.2015 N 1430-п, от 21.03.2016 N 289-п, от 24.06.2016 N 738-п)
Сроки реализации Программы | 01.01.2014 - 31.12.2016 | |
Куратор Программы | заместитель Председателя Правительства области Шапошникова Наталья Витальевна | |
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 08.04.2014 N 313-п, от 30.07.2015 N 833-п) | ||
Ответственный исполнитель Программы | департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - ДЭиРТ) | директор ДЭиРТ Вен Ольга Евгеньевна, |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 08.04.2014 N 313-п) | ||
Исполнители Программы | Правительство Ярославской области в лице управления делами Правительства области (далее - УД) | управляющий делами Правительства области Чебунин Павел Евгеньевич, |
департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - ДЗиФ) | директор ДЗиФ Осипов Михаил Юрьевич, тел. (4852) 40-18-91 | |
департамент культуры Ярославской области (далее - ДК) | директор ДК Васильева Марина Владимировна, | |
департамент образования Ярославской области (далее - ДО) | первый заместитель директора ДО Калугина Ольга Юрьевна, | |
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее - ДТиСП) | директор ДТиСП Андреева Лариса Михайловна, | |
департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области (далее - ДЖКК) | директор ДЖКК Дударев Юрий Афанасьевич, | |
департамент строительства Ярославской области (далее - ДС) | директор ДС Жилкина Светлана Игоревна, | |
департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ДАПК) | директор ДАПК Кошлаков Александр Николаевич, | |
департамент промышленной политики Ярославской области (далее - ДПП) | директор ДПП Соколов Олег Игоревич, | |
департамент государственной службы занятости населения Ярославской области (далее - ДГСЗН) | директор ДГСЗН Захаров Владимир Юрьевич, | |
департамент финансов Ярославской области (далее - ДФ) | заместитель Председателя Правительства области - директор ДФ Долгов Алексей Николаевич, тел. (4852) 72-83-68 | |
департамент транспорта Ярославской области (далее - ДТ) | первый заместитель директора ДТ Ильичев Евгений Владимирович, тел. (4852) 78-63-91, (4852) 78-63-84 | |
департамент региональной безопасности Ярославской области (далее - ДРБ) | директор ДРБ Соловьев Михаил Николаевич, | |
инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ярославской области (далее - ИГН) | начальник ИГН - главный государственный инженер-инспектор по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ярославской области Якуценак Юрий Геннадьевич, | |
департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ДИЗО) | директор ДИЗО Кусков Владимир Иванович, | |
агентство по физической культуре и спорту Ярославской области (далее - АФКиС) | руководитель АФКиС Карпов Сергей Тимофеевич, | |
агентство транспорта Ярославской области (далее - АТ) | руководитель АТ Ильичев Евгений Владимирович, | |
агентство по делам молодежи Ярославской области (далее - АДМ) | руководитель АДМ Цветков Максим Александрович, | |
департамент информатизации и связи Ярославской области (далее - ДИС) | заместитель Губернатора области - директор ДИС Лысенко Эдуард Анатольевич, тел. (4852) 40-18-75 | |
департамент инвестиционной политики Ярославской области (далее - ДИП) | директор ДИП Золотовский Андрей Владимирович, | |
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 18.02.2014 N 125-п, от 08.04.2014 N 313-п, от 12.12.2014 N 1305-п, от 11.02.2015 N 121-п, от 30.07.2015 N 833-п, от 17.11.2015 N 1244-п, от 21.03.2016 N 289-п) | ||
Электронный адрес размещения Программы в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dtert/tmpPages/programs.aspx |
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 21.03.2016 N 289-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования, млн. руб. | |||
всего | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |
Предусмотрено законом об областном бюджете | 454,425457 | 364,108933 | 90,316524 | 0 |
- областные средства | 443,398497 | 353,081973 | 90,316524 | 0 |
- федеральные средства | 11,02696 | 11,02696 | 0 | 0 |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете) | 13952,84 | 4498,31 | 4691,821 | 4762,709 |
- местные бюджеты | 43,536 | 8,31 | 28,326 | 6,9 |
- внебюджетные источники | 13909,304 | 4490 | 4663,495 | 4755,809 |
Итого по Программе | 14407,265457 | 4862,418933 | 4782,137524 | 4762,709 |
1. Предварительные итоги выполнения региональной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации области от 12.09.2007 N 395-а "О региональной программе "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области" на 2008 - 2013 годы и перспективу до 2020 года" (далее - региональная программа).
Основными направлениями деятельности в сфере энергосбережения за период с начала реализации региональной программы являлись:
- проведение энергетических обследований организаций и учреждений, определение потенциала и мероприятий энергосбережения;
- установка приборов учета энергетических ресурсов с целью получения объективных данных об их потреблении;
- внедрение системы ведения топливно-энергетических балансов;
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетной сфере области за счет их лимитирования;
- развитие когенерации на базе энергетических установок малой и средней мощности, в основном отечественного производства, с реализацией мероприятий по реконструкции и модернизации существующих котельных и переводом их в режим комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению, пропаганда и обучение эффективному использованию энергетических ресурсов.
В период реализации региональной программы выполнен большой объем работ по оснащению бюджетных учреждений приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, уровень оснащенности доведен до 90 - 95 процентов. В то же время необходимо отметить, что уровень оснащенности приборами учета энергетических ресурсов многоквартирных домов пока остается низким и не превышает 20 - 40 процентов в различных муниципальных районах области, особенно низок уровень оснащенности приборами учета тепловой энергии.
В отношении учета потребляемых энергетических ресурсов также необходимо отметить, что в области на сегодняшний день отсутствует полномасштабная система автоматизированного учета потребления энергетических ресурсов на объектах социальной сферы и жилищного фонда, хотя в рамках реализации пилотных проектов проработаны технические решения и получен определенный опыт функционирования таких систем.
В жилищном фонде основной проблемой, препятствующей проведению мероприятий по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов, является высокая стоимость таких мероприятий, вызванная прежде всего техническим состоянием жилищного фонда и возникающей в отдельных случаях необходимостью установки нескольких приборов учета на один многоквартирный жилой дом.
Для решения этой проблемы требуется разработка проектно-сметной документации на каждый многоквартирный дом, оценка уровня затрат на установку приборов учета по каждому дому и принятие решения о субсидировании из бюджета области расходов собственников жилых помещений на установку приборов учета, в случае если эти расходы превышают определенный уровень (социальный норматив расходов на установку общедомовых приборов учета).
Большинство задач, намеченных региональной программой, выполнено или находится в стадии завершения.
За период действия региональной программы были достигнуты следующие результаты (по состоянию на 01.01.2013):
- в 2011 году в целях совершенствования нормативно-правовой базы и в связи с изменениями в федеральном законодательстве в сфере энергосбережения принят Закон Ярославской области от 5 октября 2011 года N 33-з "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ярославской области";
- проведено 858 энергетических обследований в бюджетных учреждениях;
- приняты и реализуются муниципальные программы энергосбережения во всех муниципальных районах и городских округах области;
- создана информационно-аналитическая система топливно-энергетических балансов муниципальных образований области и региона в целом;
- для 311 государственных учреждений на основе данных информационно-аналитической системы топливно-энергетических балансов разработаны и утверждены лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на 2011, 2012 и 2013 годы;
- установлены целевые показатели энергетической эффективности, которые должны быть достигнуты в результате реализации программ энергосбережения, по 317 регулируемым организациям;
- введены в эксплуатацию 5 когенерационных газопоршневых установок;
- совместно с Ярославским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" проведено обучение свыше 500 представителей бюджетных учреждений;
- в бюджетных учреждениях установлено 1162 прибора учета тепловой энергии, 1929 приборов учета холодной воды;
- в жилищном фонде установлены 1231 общедомовой прибор учета тепловой энергии, 2768 общедомовых приборов учета воды, 8557 общедомовых приборов учета электрической энергии.
Кроме того, получена объективная информация о состоянии дел в сфере производства, передачи и потребления основных видов энергетических ресурсов, определен потенциал энергосбережения, разработаны основные направления деятельности в сфере энергосбережения на очередной период.
Проведение энергосберегающих мероприятий позволило сэкономить 9634,4 тонны условного топлива.
2. Характеристика текущего состояния использования энергетических ресурсов и энергосбережения в отраслях экономики и бюджетной сфере Ярославской области.
Основной проблемой в сфере энергосбережения остается низкая эффективность использования энергетических ресурсов и повышенная энергоемкость экономики и социальной сферы Ярославской области.
Снижение уровня затрат на энергетические ресурсы является одним из мощных резервов повышения конкурентоспособности предприятий региона.
По-прежнему основным видом топлива в топливном балансе области остается природный газ, который на территории региона не добывается. Почти половину электрической энергии область получает из других регионов страны. При этом темпы роста цен и тарифов на природный газ и электроэнергию опережают темпы роста цен на продукцию промышленности и доходов населения.
В качестве одной из основных угроз социально-экономическому развитию Ярославской области сохраняется снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики и региона в целом, вызванное ростом затрат на оплату энергетических ресурсов, опережающим темпы экономического развития области.