Действующий

О "дорожной карте" по внедрению и реализации в Астраханской области целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации "Осуществление контрольной (надзорной) деятельности" (с изменениями на 16 августа 2021 года)




1. Общее описание


"Дорожная карта" по внедрению и реализации в Астраханской области целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации "Осуществление контрольной (надзорной) деятельности" (далее - "дорожная карта") разработана в целях исполнения пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации от 12.11.2016 N Пр-2347ГС и положений паспорта приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21.12.2016 N 12.


(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 16.08.2021 N 279-Пр)


Качество и эффективность организации регионального государственного контроля (надзора) является одним из факторов, формирующих инвестиционную привлекательность Астраханской области. "Дорожная карта" направлена на решение следующих задач:


- снижение административной нагрузки на бизнес. Эффективный контроль позволяет избежать избыточного административного давления на бизнес (затраты бизнеса и государства, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), не должны превышать размера потенциального ущерба от несоблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля);


- стимулирование выхода предпринимателей из теневого сектора. Отказ от избыточного контроля должен привести к большей экономической оправданности добросовестного ведения бизнеса по сравнению с нелегальной деятельностью в нарушение установленных требований (соблюдение требований должно быть экономически выгоднее их несоблюдения);


- формирование четких правил организации контроля и защита прав предпринимателей. Понятные и прозрачные правила организации контроля позволят обеспечить необходимый уровень защиты прав предпринимателей при принуждении их к соблюдению обязательных требований и прогнозируемость административного бремени при ведении бизнеса;


- создание равных условий ведения бизнеса. Справедливое распределение мероприятий по контролю и объема предъявляемых для обязательного исполнения требований в отношении аналогичных лиц и объектов позволит обеспечить конкуренцию и равные условия ведения бизнеса (в том числе при формировании затрат на соблюдение обязательных требований и на взаимодействие с контрольными (надзорными) органами.


(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 16.08.2021 N 279-Пр)


Подконтрольные субъекты осуществляют свою деятельность в различных сферах государственного контроля (надзора). В большинстве сфер действуют крупные и малые предприятия, как использующие современные технологии, так и работающие на устаревшем оборудовании.


Правовая система, как правило, обязывает контрольные (надзорные) органы осуществлять с определенной периодичностью сплошную проверку подконтрольных субъектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольного (надзорного) органа по их проверке, что в свою очередь приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.


(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 16.08.2021 N 279-Пр)


Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольной (надзорной) деятельности уполномоченных исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Кроме того, использование в административной практике методов оценки риска позволяет более точно учитывать особенности осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг.


(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 16.08.2021 N 279-Пр)


В связи с этим необходимо внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольных (надзорных) органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного контроля (надзора) на наиболее значимых направлениях.