ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2017 года N 115
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ОБНИНСК" КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2025 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1561 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Город Обнинск" как наукограда Российской Федерации на 2017 - 2025 годы (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ОБНИНСК" КАК НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017 - 2025 ГОДЫ
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Город Обнинск" как наукограда Российской Федерации на 2017 - 2025 годы (далее - Стратегия, город Обнинск) разработана на основании требований пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1561 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в соответствии с:
- Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2000 N 821 "О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 20.04.2005 N 448);
- Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы";
- Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации;
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 1121-р, постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 172);
- постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353, от 26.08.2014 N 506, от 12.02.2016 N 89).
Стратегия разработана с учетом приоритетов социально-экономической политики, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, иными документами федерального и регионального уровня, отражающими государственную политику в сфере социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, а также Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года.
При разработке Стратегии учтены итоги реализации Программы комплексного социально-экономического развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2007 - 2012 годы, утвержденной решением Обнинского городского Собрания от 13.11.2007 N 05-49 "О принятии Программы комплексного социально-экономического развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2007 - 2011 годы" (в ред. решений Обнинского городского Собрания от 27.03.2012 N 04-32, от 29.01.2013 N 03-40), цели, задачи и основные направления Программы комплексного социально-экономического развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной решением Обнинского городского Собрания от 24.09.2013 N 02-47 "Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Основная цель разработки Стратегии - определение приоритетов развития для достижения прорывных результатов как в научно-технологической сфере, так и в социально-экономической жизни города Обнинска (в том числе рассматриваемой как среда, в которой развивается научно-технологический комплекс).
В настоящее время город Обнинск является крупным научным центром, имеет официальный статус первого наукограда Российской Федерации, который присвоен городу сроком до 31 декабря 2024 года Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2000 N 821 "О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 20.04.2005 N 448).
Город Обнинск развивается как многопрофильный исследовательский центр, специализирующийся на научных разработках в ядерной физике, атомной энергетике, радиологии, радиационной химии, геофизике и метеорологии, различных отраслях медицины (например, онкологии). В городе Обнинске расположен Центр подготовки экипажей подводного атомного флота Российской Федерации.
Характеристика научно-технического комплекса города Обнинска.
Инновационные кластеры. Градообразующей основой города Обнинска являются предприятия научно-производственного комплекса (далее - НПК) города.
По состоянию на начало 2016 года в сфере науки и научного обслуживания занято более 11 тыс. человек, или 22,8% от общей численности работающих в организациях города Обнинска, из них более 9,4 тыс. человек - работники научно-исследовательских организаций города.
В настоящее время развитие города Обнинска как наукограда тесно связано с реализацией кластерной политики страны и Калужской области. Организации города Обнинска являются якорными участниками 3 кластеров: "Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина" (КФК-кластер), "Авиационно-космические технологии, полимерные материалы и конструкции" (АКОТЕХ) и "Информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ-кластер). В стадии формирования кластер ядерных и радиационных технологий Калужской области (ЯРТ-кластер). Расшифровка сокращений, далее имеющихся в тексте, приведена в приложении N 1 к Стратегии.
Основой для формирования и развития современных инновационных кластеров служат созданные и развивающиеся в течение десятилетий в городе Обнинске профильные научно-исследовательские организации с серьезной материально-технической базой и признанными научными и инженерными школами, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, апробированная временем система подготовки кадров в области атомной, ядерной и радиационной физики, радиационной медицины и радиационной экологии, достаточно развитая инфраструктура инновационной деятельности.
В КФК-кластер входит целый ряд обнинских организаций, институтов, вузов, инновационных компаний, в том числе малых. Якорным научным предприятием кластера является МРНЦ.
Институциональную и научно-технологическую базу формирующегося ЯРТ-кластера в городе Обнинске составляют ведущие научные организации, функционирующие в сферах разработки и использования ЯРТ, изучения последствий воздействия ионизирующих излучений на биологические объекты и радиоактивного заражения местности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Якорным предприятием данного кластера является ГНЦ РФ ФЭИ. Помимо ГНЦ РФ ФЭИ вопросами, связанными с ЯРТ, занимаются такие предприятия, как, например, ГНЦ РФ НИФХИ, ПЗ "Сигнал", ВНИИРАЭ.
Якорным предприятием кластера "Авиационно-космические технологии, полимерные материалы и конструкции" является ОНПП "Технология" - известное во всем мире предприятие по производству новых материалов с уникальными свойствами для авиационной и космической отраслей.
В городе Обнинске представлен целый кластер предприятий, относящихся к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: НПО "Тайфун", ВНИИГМИ МЦД, ВНИИСХМ.
В настоящее время в городе Обнинске действуют несколько десятков малых и средних предприятий, которые активно внедряют инновации, в том числе связанные с деятельностью кластеров: "Полет", "РадиКо", "Растр-технология", "Тесей", "Агригазполимер", "ОбнинскЭнергТех", ОТК, "Аэрофильтр", "Прогресс-экология", "Медбиофарм", "ОМИТЕКС". Данные предприятия являются ведущими в своих отраслях и занимают лидирующие позиции в России по направлениям своей деятельности.
В разных сферах инфокоммуникаций в городе Обнинске работает более 30 известных за пределами страны ИТ-компаний (Самсунг Калуга, "Крафтвэй", "Моделирующие системы").
Организации НПК города Обнинска участвуют в реализации свыше 50 международных проектов, в том числе по таким стратегическим направлениям, как ядерная энергетика, создание новых материалов с уникальными свойствами, экологическая безопасность, современные медицинские технологии.
Инфраструктура развития.
В городе Обнинске сформирована и активно действует инфраструктура поддержки предпринимательства и инновационной деятельности, работа которой направлена на формирование новых источников экономического роста за счет развития малых и средних инновационных предприятий и инновационных кластеров (например, АИРКО, бизнес-инкубатор ОЦНТ, Обнинский бизнес-инкубатор, ЛИТЦ, сеть RTTN).
На территории города Обнинска реализуются крупные инфраструктурные проекты: "Территория инновационного развития на ул. Красных Зорь" (площадь 18 га; объем направленных на реализацию государственных бюджетных и частных средств к настоящему моменту - более 400 млн рублей); "Обнинский индустриальный парк" (площадь более 100 га, объем частных инвестиций к концу 2015 года - 2180 млн руб., проект ориентирован прежде всего на размещение участников фармацевтического кластера); проект создания технопарка "Обнинск" (площадь - 52 га; объем бюджетных инвестиций на данный момент - 1000 млн руб.).
Характеристика научного, научно-технического, инновационного потенциала организаций, входящих в НПК города Обнинска, приведена в приложении N 2 к Стратегии.
По состоянию на 1 октября 2016 года население города Обнинска составляло 113,4 тыс. человек; увеличение по сравнению с концом 2015 года составляет 2000 человек в результате как естественного, так и миграционного прироста.
Основные социально-экономические показатели свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни большинства горожан. В городе Обнинске низкий уровень безработицы (на 1 октября 2016 года - 0,4% экономически активного населения), что ниже, чем по Калужской области в целом. Финансово-хозяйственную деятельность в городе Обнинске осуществляют 2,5 тысячи юридических лиц. Объем выручки организаций города Обнинска по итогам 2015 года составил 120 млрд рублей, или 96,2% к уровню 2014 года. По состоянию на момент разработки Стратегии основную часть общегородского объема выручки формируют промышленность, наука и торговля. Объем инвестиций (жилье, производственные здания, социальные объекты, машины, оборудование, транспорт, инвентарь) в 2015 году составил 7,8 млрд рублей. Емкость потребительского рынка в 2015 году оценивается в 38 млрд рублей. Бюджет города Обнинска по расходам социально ориентирован. Наибольший удельный вес в расходах бюджета составили расходы на образование (43,6%). Значительная часть капитальных расходов направлена на развитие человеческого капитала (строительство детских садов, объектов спортивной инфраструктуры, развитие учреждений образования и культуры).
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост и социальную стабильность, является система образования. Высокий уровень образованности населения, развитость образовательной инфраструктуры являются обязательными условиями стратегии городского развития.
По отдельным направлениям подготовки (например, в сфере ядерной энергетики) город Обнинск является признанным "центром компетенций" не только в стране, но и в мире. НИЯУ МИФИ входит в топ-5 лучших университетов Российской Федерации и в топ-50 лучших университетов БРИКС. ЦИПК реализует образовательные программы не только для представителей различных регионов России, но и для зарубежных партнеров.
Муниципальная система образования города Обнинска представляет собой совокупность 23 муниципальных дошкольных образовательных организаций и 16 общеобразовательных организаций. Кроме того, услуги общего образования предоставляют 4 негосударственные школы.
Одним из показателей качества образования являются результаты государственной итоговой аттестации выпускников. Средний балл единого государственного экзамена выпускников муниципальных школ выше среднероссийского и среднего по Калужской области.
Успешно реализуются программы в области дополнительного образования детей, в том числе получившие признание на всероссийском уровне (например, программы и мероприятия Малой академии наук "Интеллект будущего"). Дополнительное детское образование активно поддерживается городскими организациями.
Функции по организации здравоохранения в городе Обнинске возложены на Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России). Выполнение Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Обнинске обеспечивает КБ N 8. Больница является крупным многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивает проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий, а также санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей города Обнинска.
Медицинскую помощь жителям города Обнинска и многочисленным иногородним пациентам оказывает также МРНЦ, поликлиника которого оказывает медицинские услуги, в том числе и в сфере специализированной онкологической помощи.
Город Обнинск традиционно является "центром компетенции" в области ядерной медицины, а в последние годы в городе формируются новые направления исследований и разработок в медицинской сфере и фармацевтике.
Первичную амбулаторно-поликлиническую медико-санитарную помощь в городе Обнинске оказывают также более 20 частных медицинских учреждений (например, ООО "Центр реабилитации"), повышая ее доступность для населения города.
Основные показатели социально-экономического развития города Обнинска приведены в приложении N 3 к Стратегии.
В целом ситуацию в городе Обнинске можно охарактеризовать как благополучную по всем ключевым аспектам. Однако город сталкивается с рядом вызовов и проблем, в том числе влияющих на развитие города Обнинска как наукограда. К числу таких вызовов относятся, в частности:
1. Близость Москвы. Данный фактор оказывает на город Обнинск двоякое влияние. С одной стороны, близость столицы предоставляет дополнительные возможности для развития. С другой стороны, это приводит к оттоку высококвалифицированных кадров - как управленческого персонала, так и профильных специалистов.
2. Близость индустриального парка "Ворсино". Значительный процент трудоспособного населения ежедневно выезжает за пределы города Обнинска на работу в индустриальном парке "Ворсино" (аналогично - в г. Москву, Московскую область, г. Калугу). Кроме того, на территории города Обнинска арендуют жилье сотрудники индустриального парка "Ворсино", приехавшие из других регионов. При этом налоговые отчисления поступают в бюджеты других территорий, а нагрузка на социальную инфраструктуру города Обнинска сохраняется и даже растет. Увеличивается стоимость аренды жилья.
3. Рост числа иностранных студентов и специалистов, приезжающих в город Обнинск. В целом данную тенденцию можно считать положительным явлением. Более того в настоящий момент потенциал входящей мобильности реализован не полностью (особенно в части высококвалифицированных специалистов). Однако в перспективе в случае наращивания ее объемов город Обнинск может столкнуться с вызовами мультикультурализма. Таким образом, необходимо развивать инфраструктуру, ориентированную на адаптацию и интеграцию приезжих, в том числе представителей другой культуры, другой ментальности.
4. Наличие в городе федеральных научных центров. С одной стороны, федеральные центры являются основой научно-технического комплекса города Обнинска, формируют инфраструктуру наукограда, конкурентные преимущества города. С другой стороны, управление крупными организациями из федерального центра в ряде случаев затрудняет инвестиции в исследования и разработки, а также управление внедрением полученных результатов на уровне города Обнинска.
5. Трансформация идентичности. Коренное население по-прежнему воспринимает себя как носителей идеи наукограда (уникальная черта города Обнинска). При этом по ценностным основаниям постоянные и временные жители города Обнинска часто находятся в конфликте "свой" и "чужой". В результате город Обнинск переживает социальную турбулентность. Часть населения не занимает позиции "хозяин города" и не обладает ресурсами для влияния на качество жизни в городе Обнинске.