Пищевая и хлебопекарная отрасли
Пищевая и хлебопекарная отрасли промышленности представляют собой развитую сеть предприятий пивоваренной, ликеро - водочной, хлебопекарной, макаронной промышленности, цеха по производству майонеза, горчицы, пищевых концентратов.
Все предприятия специализированные, строительство велось с учетом душевого потребления данного вида продукции в республике.
Основным направлением развития пищевой и хлебопекарной отраслей промышленности является повышение качества продукции на основе внедрения современного оборудования и новых технологий.
Одна из важнейших социальных задач - обеспечение населения хлебом и хлебобулочными изделиями.
Эта проблема решается по двум направлениям:
- развитие и модернизация действующих производств;
- создание сети малых пекарен в отдаленных сельских населенных пунктах в соответствии с Программой развития малого хлебопечения Республики Коми в 1996-2000 гг., утвержденной Указом Главы Республики Коми от 8 августа 1996 года N 224.
Для выполнения этих задач предприятия хлебопекарной отрасли работают над увеличением ассортимента выпускаемой продукции, производством ржаных сортов хлеба, мелкоштучных и сдобных изделий, решают вопрос упаковки хлебобулочных изделий, осваивают нетрадиционные технологии (хлеб ржаной заварной, хлеб Бородинский).
Новое направление в хлебопечении - освоение хлеба непосредственно из зерна с повышенной пищевой и биологической ценностью ОАО "Сыктывкархлеб".
В целях удешевления хлеба, хлебобулочных изделий и обеспечения жителей республики свежим хлебом планируется расширение сети фирменных магазинов и торговых точек предприятиями хлебопечения.
Развитие пивоваренной отрасли направлено на увеличение срока реализации пива для расширения географии его поставок.
ОАО "Воркутинский пивзавод" и ОАО "Ухтинский пивзавод" планируют приобретение установок по розливу пива с длительным сроком хранения в бочки из нержавеющей стали "КЕО", ОАО "Сыктывкарпиво" устанавливает фильтры очистки пива.
Развитие кондитерской отрасли направлено на расширение ассортимента продукции, пользующейся спросом населения, мелкой расфасовки продукции, приобретение и установку новой вафельной линии ОАО "Сыктывкархлеб".
Существующие производственные мощности по выпуску вина виноградного, водки и ликеро - водочных изделий, майонеза и кондитерских изделий позволяют полностью обеспечить потребность населения республики в этих видах продукции.
Производство важнейших видов пищевой и хлебобулочной продукции представлено в приложении 4.
Основная задача - создание конкурентоспособной продукции с использованием нетрадиционных видов местного сырья.
Предусматривается производство специальной продукции для больных сахарным диабетом в объемах заявок торгующих организаций. Безалкогольные напитки на основе ксилита и сорбита намечается выпускать в ОАО "Сыктывкарпиво", минеральную воду - в ОАО "Сыктывкарпиво" и ОАО "Ухтинский пивоваренный завод", кондитерские изделия - в ОАО "Кондитерская фабрика Юбилейная" и ОАО "Сыктывкархлеб", хлебобулочные изделия - в ОАО "Сыктывкархлеб".
Перерабатывающая отрасль
Развитие перерабатывающей промышленности в Республике Коми имеет несколько направлений.
1. Молочные заводы основное внимание сосредоточивают: на выпуске цельномолочной продукции с внедрением новых видов, таких как йогурт, кисломолочные напитки с различными фруктовыми добавками; на внедрении новых технологий по производству мягких сыров, таких как "Волжанка", "Крестьянский", "Адыгейский", пищевая ценность которых обусловлена высокой концентрацией белка, наличием витаминов, что придает им высокую ценность как диетическому продукту; на увеличении выработки твердых сычужных сыров, таких как "Голландский" и "Костромской".
На Сыктывкарском и Ухтинском молочных заводах планируется установить асептические линии для производства стерилизованного молока, что даст возможность увеличить сроки его хранения до одного месяца и тем самым расширить зону его реализации, включив в нее северные районы республики. Это позволит сократить закупки дорогостоящего сухого молока, обеспечив жителей данных регионов более дешевой и качественной продукцией.
Привлекательность производимых товаров зависит от внешнего вида, способа дозировки, поэтому проблема упаковки продукции является важной. Внедрение фасовки молочных продуктов в прямоугольные пакеты "Тетра - Брик" позволит увеличить реализацию, сократить расход воды на единицу готовой продукции на 80%, электроэнергии - на 30%, моющих средств - на 70%.
2. Молочные заводы в райцентрах должны иметь в ассортименте цельномолочную продукцию (20-50%), твердые и мягкие сыры (40-79%), масло (20-30%), сгущенное молоко.
3. Молочные заводы совхозов, колхозов, низовая сеть головных районных молзаводов будут производить в основном твердые сыры. Это оправдано прежде всего с позиции рационального использования сырья и более простой схемой хранения и реализации продукции.
4. Существующие мощности по переработке мяса с учетом находящихся в стадии строительства мясоперерабатывающих предприятий позволят полностью переработать закупаемый в республике скот.
Все эти меры позволяют значительно снизить стоимость выпускаемой продукции, увеличить ассортимент продукции, пользующейся покупательским спросом, а, следовательно, повысится ее конкурентоспособность на продовольственном рынке республики.